Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Звуки [Б], [Б’]. Буква Б.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: Звуки [Б], [Б’]. Буква Б.
Цель: учить детей различать звуки [б], [б'] по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей давать сравнительную характеристику звуков [б], [б'];
познакомить с графическим образом буквы Б;
дифференциация звуков на слух и в произношении;
учить определять место звуков [б], [б'] в слове (в начале и середине слова);
учить детей делить слова на слоги;
развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие:
развивать у детей фонематические процессы;
развивать пространственное восприятие, внимание и память;
развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей интерес к родному языку, умение работать в коллективе, аккуратность.
Оборудование: зеркала; предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки [б], [б']; изображение лесовичков Бима и Бома, буква Б, элементы буквы Б, су-джок, карточки синего и зеленого цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspkt_otkrytogo_zanyatiya_zvuki_b-b_i_bukva_b.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: Звуки [Б], [Б’]. Буква Б.
Цель: учить детей различать звуки [б], [б'] по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей давать сравнительную характеристику звуков [б], [б'];
познакомить с графическим образом буквы Б;
дифференциация звуков на слух и в произношении;
учить определять место звуков [б], [б'] в слове (в начале и середине слова);
учить детей делить слова на слоги;
развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие:
развивать у детей фонематические процессы;
развивать пространственное восприятие, внимание и память;
развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей интерес к родному языку, умение работать в коллективе, аккуратность.
Оборудование: зеркала; предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки [б], [б']; изображение лесовичков Бима и Бома, буква Б, элементы буквы Б, су-джок, карточки синего и зеленого цвета.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
- К нам в гости пришли лесовики Бим и Бом. Как вы думаете, где живут лесовики? (в лесу) Правильно, ребята. В лесу им стало скучно, и они пришли с вами поиграть. Поиграем с нашими гостями?
1. Артикуляционная гимнастика.
- Прежде чем мы начнем играть, предлагаю сделать артикуляционную гимнастику.
«Лягушка -слоненок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
«Блинчик»
Мы гостей своих встречаем,
Их блинами угощаем.
Язык, как блинчик положи
И спокойно подержи.
«Часики»
Тик -так, тик – так –
Ходят часики — вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики — вот так!
«Качели»
Вверх язык мы поднимаем –
На качелях всех катаем.
Опускаем язычок –
Ну-ка, повтори, дружок!
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
«Горка»
С горки весело кататься,
Вниз лететь и не бояться.
Выгибается язык,
К нижним зубкам он прилип.
2.Отгадывание загадок.
- Бим и Бом предлагают вам отгадать загадки.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный. (Барсук)
Под водою целый склад!
Плот из веток мастерят.
Зубы так у них остры!
Точат дерево. (Бобры)
На белочку чуть-чуть похож —
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук —
Запаслив крошка... (Бурундук)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – … (Кабан)
На опушки среди леса,
Ест грибы рогатый зверь,
Бородою он трясёт,
И копытом землю бьёт! (Зубр)
Логопед походу отгадывания загадок, выставляет на доске картинки.
II. Основная часть занятия.
1.Сообщение темы занятия.
- Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А теперь скажите какой звук чаще всего повторялся в словах-отгадках? ([б])
- Правильно. А какой звук мы слышим в начале слова белка? ([б'])
- Молодцы. Сегодня тема нашего занятия звуки [б] и [б']. Буква Б. Мы будем учиться различать звуки [б], [б'] и познакомимся с буквой Б.
2. Характеристика звуков [б], [б'].
- Посмотрите на себя в зеркала. Произнесите звук [б]. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ). Горло дрожит. (тактильно - вибрационный контроль.)
- Кто расскажет характеристику звука [б]? Какой он? (согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом)
- А теперь произнесите звук[б']. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Встречает преграду.)
- Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Губы.)
- Значит звук [б'] какой? (Согласный.)
- Ещё раз произнесите звук [б']. Какой он: твёрдый или мягкий? (Мягкий).
- А ещё какой звук [б'].? (Звонкий.)
- Кто расскажет характеристику звука [б']? Какой он? (согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым цветом)
- Чем похожи звуки Б и Бь? (Оба согласные и звонкие.)
- А чем отличаются? ([б] - твёрдый, обозначаем синим цветом [б'] - мягкий, обозначаем зелёным цветом)
3. Дифференциация звуков [б] и [б']. Игра для развития фонематического слуха.
- Бим и Бом предлагают поиграть в игру «Синий, зеленый». Я буду произносить различные звуки, слоги и слова, когда услышите звук [б] вы поднимаете синюю карточку. Если услышите звук [б`] поднимите зеленую карточку
Звуки: (б, т, к, в, м, бь, н, б, кь, п, вь, б, бь).
В слогах: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.
В словах: белка, бант, баран, бегун, букет, билет, труба, абрикос.
- Молодцы!
4. Работа со слоговой структурой слова. Деление слов на слоги.
- Следующая игра, в которую хотят поиграть Бим и Бом называется «Хлопушки». Хлопаем столько раз сколько слогов в слове.
Используются картинки слов-отгадок: барсук, бурундук, белка, бобр, зубр, кабан.
5. Зрительная гимнастика.
- Перед тем как начнем играть в следующую игру дадим нашим глазкам отдохнуть и сделаем зрительную гимнастику.
«Белка».
Белка дятла поджидала, Резко перемещают взгляд вправо- влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи-1,2,3.
Пообедал дятел с белкой Моргают глазками.
И пошел играть в горелки. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
6. Третий лишний.
- Ребята, Бим и Бом хотят поиграть с вами в игру «Третий лишний». Посмотрите на картинки. Какая картинка лишняя и почему?
- В какой части слова спрятался звук [б]?
- В какой части слова спрятался звук [б']?
7. Физкультминутка «Звериная зарядка».
- А сейчас мы покажем Биму и Бому вашу любимую физкультминутку.
Раз- присядка | Присесть |
Два – прыжок | Подпрыгнуть |
Это заячья зарядка. | «Ушки на макушке» - зайчик |
А лисята, как проснуться, | Потереть кулачками глаза |
Любят долго потянуться | Потянуться |
Обязательно, зевнуть, | Повороты туловища |
Рыжим хвостиком вильнуть. | Движения бедрами вправо и влево |
А волчата спинку выгнуть | Наклоны вперед |
И легонечко подпрыгнуть | Прыжок вверх |
Ну, а мишка косолапый, | Согнуть руки в локтях |
Широко расставив лапы, | Ноги на ширине плеч |
То двумя, то всеми вместе | Переступаем с ноги на ногу |
Долго топчется на месте. | Развести руки в стороны |
А кому зарядки мало - | |
Начинаем все сначала! |
8. Дифференциация звуков [б] и [б']. Игра «Подарки для Бима и Бома»
- Ребята, я принесла в подарок лесовичкам картинки, но они все перепутались. Помогите разобраться, какие надо подарить Бому, а какие Биму.
9. Знакомство с буквой.
- Ребята, Бим и Бом принесли вам букву Б. Посмотрите на нее. Сколько элементов у буквы Б? (3)
- Правильно. Чем отличаются звуки и буквы? Давайте вспомним правило про звуки и буквы. (Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.)
- Молодцы, ребята!
- Бим и Бом предлагают вам поиграть в игру «Собери букву», но перед этим мы подготовим наши пальчики к игре.
10. Самомассаж с помощью су-джок ёжика.
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь - последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук! из руки в руку)
11. Собери букву Б.
- Ребята, у вас на столах лежат элементы буквы Б. Соберите из них букву, а лесовички Бим и Бом посмотрят, как вы запомнили, как выглядит буква Б
III. Итог занятия.
- Молодцы ребята! Понравилось вам играть с Бимом и Бомом?
- С какими звуками мы знакомились?
- Чему мы учились?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было самое трудное?
- Чтобы вы хотели повторить на следующем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на тему: “Все профессии хороши, все профессии нужны” .
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на тему:“Все профессии хороши, все профессии нужны” ....
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Домашние животные и детеныши».
Конспект логопедического занятия с детьми Старшего дошкольного возраста С ОНР....
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Слава воинам России!»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...
Методическая разработка "Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР на тему: «Аквариум и его обитатели»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР на тему: «Аквариум и его обитатели»...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Фрукты»
Цель: Развитие и активизация словарного запаса, уточнение и расширение знаний у детей о разнообразных фруктах и деревьях, на которых они растут.Задачи:Коррекционно-образовательные: Обучение формирован...
Конспект группового занятия с детьми старшей группы по теме: «Звуки [д],[д\']. Буква Д.»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения на дифференциацию звуков [д], [д’], умение выделять звуки в слогах и словах ...