Памятка для родителей "Речь ребенка первого года жизни".
консультация

Изместьева Анна Ранусовна

В данной памятке представлена информация о развитии речи ребенка первого года жизни. 

А так же удобный чек-лист "Речь ребенка в 1 год".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_detey_pervogo_goda_zhizni.docx121.72 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей Изместьева Анна Ранусовна, учитель-логопед

Развитие речи ребенка первого года жизни

Первая стадия – крик. Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире.

Когда ребенок чувствует какой-то дискомфорт – он кричит. Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко).

Ребенок привлекает к себе внимание, подает маме сигналы. Например, когда хочет кушать открывает рот, перебирает губками, вертит головой. Если мама пропустила сигналы - последует крик. С помощью крика ребенок не только учиться привлекать внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом, ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Вторая стадия – гуление (2 месяца-5 месяцев). Гуление обычно возникает в возрасте 2-3 месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д.

Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, важен момент взаимодействия. С появлением взрослого гуление становится более активным. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые попытки общения с вами. Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам! Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

Третья стадия – лепет (~5 месяцев-11 месяцев). По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 5-6 месяцев. Малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма. Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать. Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

Четвертая стадия - первые слова. Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 3 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, деда, дядя, тетя. Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).

Если у вашего ребенка отсутствует гуление или лепетная речь, то это повод:

Проверить слух

Посетить детского невролога.

Чек-лист "Ребенок в 1 год"

  • Любит и использует доречевые формы общения: жесты, мимику.
  • Ребёнок знает и откликается на своё имя.
  • Понимает слово "Нет".
  • Машет "пока", "привет".
  • Понимает и выполняет просьбы "Дай, возьми, принеси, брось, положи тут".
  • На вопрос "где мама?" показывает или смотрит в сторону мамы.
  • Указывает пальцем, когда хочет достать то, что находится вне его доступа, переводит взгляд с этой вещи на родителя.
  • Любит и играет в потешные игры "ку-ку", "коза рогатая", "сорока-белобока" и т.д.
  • Кусает и жует кусочки пищи.
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули.
  • Появляются первые слова.

Нормы развития ребёнка от 0 до1 года на основании действий с предметами | Психолог скайп | Дзен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Презентация "Построение предметно-развивающей среды ребенка первого года жизни"

Презентация содержит материал для родителей малышей, которые хотят чтобы их ребенок активно развивался. Играя в раннем детстве ребенок познает мир, и ему помогают различные развивающие игрушки и дидак...

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.Такие маленькие дети больше ценят различные...

Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.

Этапы социально - эмоционального развития ребенка первого года жизни....

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....