Главные вкладки
Памятка для родителей "Речь ребенка первого года жизни".
консультация
В данной памятке представлена информация о развитии речи ребенка первого года жизни.
А так же удобный чек-лист "Речь ребенка в 1 год".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_detey_pervogo_goda_zhizni.docx | 121.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей Изместьева Анна Ранусовна, учитель-логопед
Развитие речи ребенка первого года жизни
Первая стадия – крик. Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире.
Когда ребенок чувствует какой-то дискомфорт – он кричит. Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко).
Ребенок привлекает к себе внимание, подает маме сигналы. Например, когда хочет кушать открывает рот, перебирает губками, вертит головой. Если мама пропустила сигналы - последует крик. С помощью крика ребенок не только учиться привлекать внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом, ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.
Вторая стадия – гуление (2 месяца-5 месяцев). Гуление обычно возникает в возрасте 2-3 месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д.
Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, важен момент взаимодействия. С появлением взрослого гуление становится более активным. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые попытки общения с вами. Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам! Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
Третья стадия – лепет (~5 месяцев-11 месяцев). По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 5-6 месяцев. Малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма. Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать. Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.
Четвертая стадия - первые слова. Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 3 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, деда, дядя, тетя. Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).
Если у вашего ребенка отсутствует гуление или лепетная речь, то это повод:
❗Проверить слух
❗Посетить детского невролога.
Чек-лист "Ребенок в 1 год"
- Любит и использует доречевые формы общения: жесты, мимику.
- Ребёнок знает и откликается на своё имя.
- Понимает слово "Нет".
- Машет "пока", "привет".
- Понимает и выполняет просьбы "Дай, возьми, принеси, брось, положи тут".
- На вопрос "где мама?" показывает или смотрит в сторону мамы.
- Указывает пальцем, когда хочет достать то, что находится вне его доступа, переводит взгляд с этой вещи на родителя.
- Любит и играет в потешные игры "ку-ку", "коза рогатая", "сорока-белобока" и т.д.
- Кусает и жует кусочки пищи.
- Активно рисует карандашом или мелком каракули.
- Появляются первые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.
Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...
Роль игры в развитии ребенка первого года жизни
"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...
Роль игры в развитии ребенка первого года жизни
Роль игры в развитии ребенка первого года жизни Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...
Презентация "Построение предметно-развивающей среды ребенка первого года жизни"
Презентация содержит материал для родителей малышей, которые хотят чтобы их ребенок активно развивался. Играя в раннем детстве ребенок познает мир, и ему помогают различные развивающие игрушки и дидак...
Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.Такие маленькие дети больше ценят различные...
Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.
Этапы социально - эмоционального развития ребенка первого года жизни....
Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)
1. Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2. Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....
- Мне нравится (1)