Технологическая карта НОД по развитию интонационной стороны речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Интонационная сторона речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, обеспечивающей полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогом и воспитанником, а также удовлетворение интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД по развитию интонационной стороны речи.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия: « По страницам детской книжки».
Возрастная группа: подготовительная группа с ОНР II-III уровня
Цель занятия: распознавание тембра голоса и ритма ,четкого произношения звуков.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
Развивать умение распознавать тембр голоса в соответствии с ситуацией;
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать слухоречевую память;
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать товарищей.
Предполагаемый результат: дети будут уметь изменять тембр голоса, различать и воспроизводить однокомпонентные ритмические структуры.
Материалы и оборудование:
- Проектор;
- Зеркала;
- аудиозапись песни «Буратино» и обращение героев;
- изображения героев сказки;
- картинки людей, разной возрастной категории;
- картинки человечков-символов с разными эмоциями;
- черно-белые картинки - разукрашки с изображением Буратино;
- цветные карандаши, мелки;
- книга А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
№ | Задачи | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный этап | ||||
1 | Обеспечить мотивацию к принятию детьми цели учебно-познавательной деятельности, создать проблемную ситуацию. | - Здравствуйте, ребята! Давайте с вами послушаем песенку. - Кто знает, из какого она мультфильма? - Правильно этот мультфильм называется «Золотой ключик или приключения Буратино». - А теперь посмотрите, кто изображен на картинке?( герои сказки) - Буратино прислал нам аудиозапись. Давайте мы ее послушаем. - Ребята, мы поможем Буратино? | Воспитатель приветствует детей, включает музыку. Воспитатель включает проектор, предлагает подойти послушать запись. Буратино: «Здравствуйте, ребята. Карабас Барабас заколдовал голоса Мальвины, Пьеро и Артемона. Голоса у них стали одинаковые. Теперь их никто не понимает, и они не смогут показывать спектакли». | Дети входят в группу, здороваются с воспитателем, слушают музыку. Отвечают на вопросы Дети слушают аудиозапись. Высказывают желание |
2. Основной этап | ||||
2.1 | Выполнять артикуляционную гимнастику. | - Хорошо. Но сначала нам нужно потренировать наш ротик, сделать гимнастику для язычка, чтобы все задания нам давались легко и просто. Задание: «Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Блинчик». | Воспитатель предлагает детям занять свои места, взять зеркала. Демонстрирует выполнение упражнений. | Дети садятся за столы, берут зеркала и выполняют упражнения. |
2.2 | Уметь различать и воспроизводить тембр голоса. | - Молодцы. Теперь мы готовы помочь Буратино и его друзьям. Посмотрите на картинку. Кому мы поможем помочь в первую очередь? Этот герой тоже прислал нам свое обращение. Давайте послушаем. - Ребята, мы сможем помочь Артемону? - Ребята, рассмотрите внимательно картинки. Кто тут нарисован? - Хорошо. Послушайте и определите, чей голос звучит. Покажите подходящую картинку. - Молодцы. Продолжим помогать Артемону. Сейчас я буду произносить разные сочетания звуков, а вы должны подобрать подходящую рожицу. - А теперь повторите звукосочетания за мной. - Молодцы, ребята, с первым заданием мы справились, помогли Артемону, научили его с помощью голоса передавать различные эмоции. | Воспитатель предлагает послушать аудиозапись. Артемон: «Ребята, я разучился с помощью голоса передавать различные эмоции. Помогите мне. Покажите, как вы это делаете». Перед детьми на экране картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Детям предлагается прослушать запись с голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение людей. Воспитатель произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство), повторить междометие. 1. Ах! – радость восхищение. 2. Ой! – испуг, страх. 3. Ух! – недовольство. 4. О! – удивление. 5. Эх, – грусть, сожаление. | Рассматривают героя. Дети слушают запись. Отгадывают героя . Дети слушают записи и показывают соответствующее изображение. Дети внимательно слушают воспитателя и выбирают подходящий символ. Дети повторяют междометия. |
2.3 | Физминутка | - А теперь мы немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. Буратино шел-шел, Белый гриб нашел. Раз грибок, два грибок. Вот и целый кузовок. | Воспитатель проговаривает стихотворение и показывает детям движения (2 раза). | Дети встают в круг. Дети выполняют движения и проговаривают слова. |
2.4 | Умение четко произносить гласные звуки. | - А теперь мы с вами должны помочь следующему герою. Посмотрите, кто это? - Послушаем запись. - Пьеро, конечно, мы тебе поможем. Правда, ребята? - Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю голосом. А сАмА-то величАвА, ВыплывАет, словно пАвА. - Правильно. А теперь хором произнесем этот звук, четко его проговаривая. - Кто-нибудь знает, что такое пава? - Это значит, плавно, величественно. Понятно? Аналогично с другими гласными. Используемые стихи: * И в суУмУ его пУстУю Ууют грамоту дрУгУю. * Ты мОрОз, мОрОз, мОрОз, Не пОказывай свОй нОс. * СИней Иней, сИнИй лёд, СИнИх красок хоровод | Воспитатель предлагает подойти к столу и послушать запись. Пьеро: «Ребята, никто не понимает, что я говорю. Я невнятно произношу гласные. Научите меня их говорить четко». Логопед читает стих, выделяя голосом звук [а]. Логопед читает стих, выделяя голосом звук [у]. Логопед читает стих, выделяя голосом звук [о]. Логопед читает стих, выделяя голосом звук [и]. | Дети слушают запись Угадывают героя. Дети внимательно слушают логопеда и называют нужный звук. Дети произносят звук. Дети произносят звук. Дети произносят звук. Дети произносят звук. |
2.5 | Работа над ритмом. | - Ребята, у нас остался ещё один герой. Кто это? - Этот герой очень ждет нашей помощи. - А вы умеете различать ритм? - Хорошо. Тогда присядьте за парты и внимательно послушайте, какой ритм я отстучу. / // //// // // /// /// /// / // /// / ///// / - А теперь отстучите также, как и я. | Воспитатель предлагает послушать аудиозапись. Мальвина: «Ребята, я в спектаклях всегда отвечаю за музыкальное споровождение. А сейчас я совсем не слышу ритм. Научите меня различать его». Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами. Воспитатель отстукивает ритм. Воспитатель предлагает детям отстучать ритм хлопками. | Дети слушают запись и отгадывают героя. Ответы детей. Дети внимательно слушают. Дети отхлопывают ритм. |
2.6 | Развитие мелкой моторики рук. | - Вот мы и помогли всем персонажам. Но чтобы колдовские чары перестали действовать, нам нужно раскрасить Буратино. | Воспитатель предлагает детям занять свои рабочие места и раскрасить картинки. Логопед при необходимости оказывает ребятам помощь, демонстрация раскрашенных рисунков. | Дети занимают свои места и раскрашивают картинки. |
2.7 | Физминутка | - А теперь мы немножко отдохнем. Встаньте в круг. Повторяем за мной слова и движения. Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Воспитатель проговаривает стихотворение и показывает детям движения (2 раза). | Дети встают в круг. Дети выполняют движения и проговаривают слова. |
2.8 | Голосовая гимнастика. | Воспитатель: - Ребята, пока мы спасали Буратино и его друзей, то тоже многому научились. Давайте покажем, чему именно. Нам нужно будет сейчас пройти голосом по воображаемой лесенке. Вначале у нас будет голос низкий-низкий, потом всё выше и выше, а в конце – высокий-высокий. - А теперь самостоятельно. | Воспитатель демонстрирует выполнение задания, используя в качестве помощи – движение руки. | Дети повторяют за воспитателем. Дети выполняют задание самостоятельно. |
3. Заключительный этап, рефлексия. | ||||
Оценка своей работы | - Ребята, сегодня мы спасли Буратино и его друзей. Что вам понравилось в нашем занятии? Что было трудно? Что легко? - Я хочу подарить вам книжку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вы всегда можете взять её и ещё раз рассмотреть всех героев сказки. Мы с вами всегда рады помочь не только героям сказки, но и каждому из нас. | Воспитатель размещает книгу в книжном уголке. | Ответы детей. |
Технологическая карта занятия «Пересказ сказки В. Бианки «Дружба».
Тема занятия:
Возрастная группа: старшая группа с ОНР II-III уровня
Цель занятия: пересказ сказки после прослушивания с опорой на сюжетные картинки.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
Связно и последовательно пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать память, словесно-логическое мышление.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать взрослого других детей .
Предполагаемый результат: пересказ сказки В.Бианки «Дружба» после прочтения с опорой на сюжетные картинки.
Материалы и оборудование:
- текст сказки В.Бианки «Дружба»,
- сюжетные картинки по мотивам сказки,
- разрезные картинки с изображением белки и зайца,
- муляжи – шишки, орехи, грибы,
- игрушка белки,
- воздушный шарик.
№ | Задачи | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Действия детей |
1. Организационно-мотивационный этап | ||||
1 | Обеспечить мотивацию к дальнейшей работе с текстом. | − Ребята, у меня для вас есть интересное задание. Хотите узнать какое? А одним словом, как их называют? (Дикие животные). Достаются сюжетные картинки. А вот еще картинки, да не просто картинки, а настоящая сказка! Давайте с вами послушаем эту сказку. | Игровая ситуация Д/и «Разрезные картинки» Беседа. | Стоят полукругом вокруг педагога
|
2. Основной этап | ||||
2 | Чтение сказки А.Бианки « Дружба». | Первое чтение с опорой на сюжетные картинки. | Дети сидят на стульчиках и слушают сказку. | |
| Ребята, вот мы с вами послушали сказку, но так ли это было? Я предлагаю вам отправиться в сказку и узнать это у белочки и зайчика. А отправимся мы туда на воздушном шарике, но полететь сможем тогда, когда выполним задания.
-Почему они зимой друг друга не узнали? - Но вот прошло лето, осень, наступила зима, и выпал снег. Вспомним, какой был снег?
А как еще, по-другому, сказать о ветке? (Пушистая и т.д.) | Беседа по содержанию сказки. | Отвечают на вопросы. Подбирают слова-признаки снега. Описывают ветку ели, подбирают слова синонимы( лапа, ветвь). Подбирают слова –признаки ветки. (пушистая, раскидистая, тяжелая, зелёная). | |
2.3 | Упражнение на дыхание | − Вот теперь мы можем отправляться в лес на шарике. Давайте каждый из вас надует себе свой шарик. Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. | Упражнение на дыхание « Шарик». | Действия детей соответственно словам упражнения. |
Вот мы с вами и в лесу. Где же нам искать Белку? (в дупле).
Ребята, вспомните, что белка в сказке приносила на полянку? (шишки, орехи, грибы). Поищите в группе, чем можно угостить белку и зайца. А тот кто найдет угощение расскажет нам чем он будет угощать. (Дети по группе ищут муляжи шишек, орехов, грибов и «Угощают» белку) | Словесная игра «Скажи ласково». Игра «Найди угощение для зверей» | Дети высказывают свои предположения по поводу поиска белки. Дети образовывают слова( белка-белочка, заяц-зайчик, белый-беленький, рыжая- рыженькая) Вспоминают чем угощала белка зайчика. Дети ищут в группе муляжи угощений. Составляют предложение (- Я угощу белку шишкой и т.д.) | ||
Связно и последовательно пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки. | Чтение сказки . Белочка была …(рыженькая), а зайчик был… (серенький). Каждый день они прибегали на… (небольшую полянку) и там угощали друг друга. Он ведь был знаком с …(рыженькой белочкой), а это была (серая). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы помочь белке? Давайте договоримся, кого будут рисовать мальчики, а кого девочки. А сейчас кто хочет рассказать нам всем сказку? | Повторное чтение сказки с установкой на запоминание | Дети слушают сказку. Дети договаривают предложения с опорой на картинки. Высказывают своё предположение выхода из ситуации. Рисуют рисунки, предварительно договорившись, кто кого рисует. Рассказывание сказки 2-3 детьми с опорой на сюжетные картинки. | |
3. Заключительный этап, рефлексия. | ||||
− Вот мы послушали сказку «Дружба». Как вы думаете, у нас получилось пересказать сказку? Все дети поняли, про что нам рассказывает автор сказки? Как думаете, помогли мы зайчику и белочке разобраться в их проблеме? Как мы помогли белочке в поиске зайчика? Что вам понравилось больше всего? Что показалось самым трудным? | Оценивают качество собственной деятельности; выражают эмоциональное состояние и степень удовлетворенности выполненными действиями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной стороны речи
Из практики мы знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможно...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...

Буклет "Игры и упражнения для развития интонационной стороны речи"
Буклет содержит игры и упражнения для развития сторон интонационной стороны речи дошкольников: темпа, ритма, мелодики, тембра, ударения....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.
Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня....