Развитие интонационной стороны речи
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Из практики мы знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные оттенки речи. Дает возможность и самим детям шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группу слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к сказанному. Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, читать стихотворения, потешки, считалочки.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intonatsionnoy_rechi_doshkolnikov.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интонационной речи дошкольников.
Из практики мы знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные оттенки речи. Дает возможность и самим детям шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группу слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к сказанному. Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, читать стихотворения, потешки, считалочки.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:
сначала формировать навыки восприятия интонации,
затем – навыки её использования в собственной речи.
Попробуйте прочитать детям один и тот же текст, но по – разному: первый раз - монотонно, невыразительно, а второй раз – с интонационной выразительностью. Как вы думаете, отметят дети разницу? Да, безусловно, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.
Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы:
Монотонная- с незначительным повышением и понижением голоса;
Восходящая форма - с повышением голоса к концу предложения;
Нисходящая форма - с понижением голоса к концу предложения;
Полная форма, включающая повышение и понижение.
- Вчера я ходила на рынок и купила там яблоки и груши. Это фрукты. Почему вы мне ничего не ответили? Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? Да, конечно! Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?
Если этот прием использовать в работе с младшими детьми, то можно объяснить им, что наш голос может изменяться – “ подниматься и спускаться с горки”, а при работе с детьми старшего возраста можно ввести термины “голос повышается”, “голос понижается”.
Каждая часть стихотворения, рассказа или сказки отличается своей темой, содержанием, настроением, соответственно этому мы выбираем средства выразительности. Так, грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное состояние произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение, грусть, радость – все это отражается в голосе.
В состоянии возбуждения и подавленности голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской – тембром. Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса от обычного звучания. Как же определить нужную окраску при передаче незнакомого текста?
Необходимо внимательно прочитать содержание произведение, понять замысел автора, идею произведения. От того, как понято содержание произведения, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие на детей.
Формирование навыков восприятия тембра у детей следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной, это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и т. д.
При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. Хорошо использовать "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений. Такие "истории" должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, но не содержать эмоциональной лексике, которая могла служить бы подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу". Приведем примеры "проблемных речевых историй".
"Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк". (Радость).
"Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда не возьмись, появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни – Пуху на голову, на нос, на горшочек с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни – Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшочек с медом покачнулся, упал на пол и разбился. А пчела улетела…..". (Раздражение, гнев).
После того как ребенок с помощью карточек определит эмоциональную окраску рассказа, задание можно усложнить: попросить словами охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев.
Темп – это ускорение или замедление скорости произносимых предложений. Для этого необходимо познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно". Сначала детей знакомим с контрастными видами темпа: "медленно" и "быстро", а потом предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем в своей практике. Можно, например, предложить ребенку выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель проговаривает текст. Если взрослый ускоряет речь, то и дети тоже ускоряют движения. Например, всем нам хорошо известная игра "Карусели", песенка "Барабанщик".
Логическое ударение – это выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому нужно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, я произнесу фразу и организую её анализ:
Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.)
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.)
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)
Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно девочка, а не мальчик играет в саду.
- Послушайте, как я скажу теперь:
Девочка играет в саду с куклой.
Что я уточнила играет
(А не просто унесла ее туда.)
Как видно из примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напомнить о средствах выражения логического ударения в устной речи.
Ритм – это чередование ударных слогов, которые можно задавать в виде хлопков, ударов в барабан, бубен, серии слогов, коротких стихотворений.
1) Восприятие ритма.
Примеры упражнений:
1. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
2. Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
3. Прослушать серии акцентированных ударов (/U U/, / /, / / U U / / и т.д., где / - громкий, а U – тихий удар).
2) Воспроизведение ритма.
Примеры упражнений:
1. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.
2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.
3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
4. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше использовать при повторении дважды сказанной фразы, скороговорки, или стихотворения. Сначала “ нарисуйте” в воздухе мелодику вместе с детьми, а затем ребенок продирижирует её самостоятельно.
Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса: например, повторить звукоподражание взрослого животного и его детеныша.
Знакомство детей с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически
так:
Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка:
Про точку можно сказать:
это – точка, точка-одиночка.
Примеры упражнений:
1. Выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.
2. Детям предъявляются предложения с одинаковым набором слов, но интонационно отличные друг от друга. Предлагается выделить повествовательные предложения путем показа сигнальной карточки.
3. Детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
3) Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так: .
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак ?. Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это – кривоносый Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Внимание детей привлекается к существованию двух видов вопросительных предложений – с вопросительным словом и без вопросительного слова.
Знакомство с мелодикой вопросительного предложения, заключающего в себе вопросительное слово, проводится в игровой форме. Детям предлагается отправиться в сказочное путешествие в необычную страну, где живут необычные маленькие человечки – почемучки. «Внешне они напоминают гномиков, – сообщает логопед, – а свое прозвище, почемучки, эти человечки получили за то, что очень они любят задавать всевозможные вопросы. Как и у людей, у каждого жителя этой страны есть свое имя. Но только имена эти также не совсем обычные». Детям предлагается поближе познакомиться с некоторыми из них, называя человечков по именам: Что? Где? Когда? Почему? Откуда? Как? (выставить на фланелеграфе фигурки гномиков в разноцветных колпачках и рубашечках). Затем с детьми разучивается «Гимн почемучек»:
Разные вопросы задаю я всем:
Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем?
Далее детям предлагается совершить путешествие в волшебную страну и подружиться с почемучками, для чего необходимо освоить их язык. А это значит – научиться задавать всевозможные вопросы, но для начала – научиться слышать, когда их задают другие.
Примеры упражнений на выделение предложений с вопросительным словом:
1. Игра «Слушай – не зевай!»
Дети становятся в ряд. Логопед: «Я буду сейчас называть предложения, а вы слушайте внимательно. Если услышите, что я задаю вопрос, – приседайте, если нет – стойте на месте».
Затем условия игры усложняются. Предложения стоятся таким образом, чтобы место вопросительного слова в них было произвольным: в начале, середине, конце фразы. Задание остается прежним: определить предложение с вопросительной интонацией.
2. Детям предлагается выделить вопросительные предложения из стихотворений и рассказов, поднимая карточки с вопросительным знаком или выкладывая фишки.
Воспитание умения отличать вопросительное предложение без вопросительного слова от предложений других интонационных типов осуществляется следующим образом. Внимание детей еще раз акцентируется на обязательном повышении голоса на слове, несущем фразовое или логическое ударение при вопросительной интонации. Объясняется, что в каждом предложении, как и в каждом слове, живет ударение. И если в слове ударение, перескочив на другой слог, может изменить его значение, то в предложении ударение, передвинувшись с одного слова на другое, может изменить основную мысль высказывания. Главное слово в предложении можно узнать по тому, как повышается голос в момент его произнесения. Изменение звучания голоса отслеживается на материале простого предложения, произносимого с перемещением логического центра с одного слова на другое.
Затем дети упражняются в выделении вопросительных предложений без вопросительного слова в ряду предложенных для сравнения повествовательных и вопросительных предложений.
Примеры упражнений:
1. Дидактическая игра «Лесенка»
Детям предлагается выложить на столах перед собой лесенку из палочек по количеству вопросительных предложений.
2. Игровое упражнение «Поймай вопрос»
Детям предлагается различить повествовательную и вопросительную интонации на материале чистоговорок и скороговорок: От топота комыт пыль по полю летит. Около кола колокола? У ежа и елки иголки колки. Вова и Валя стоят на вокзале?
3. Детям предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
4. Детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Особенность логопедической работы над мелодикой восклицательного предложения заключается в направленности ее на выработку умения правильно воспринимать и оценивать эмоционально-экспрессивные и допольнительные смысловые оттенки, котоыре проявляются при поизнесении восклицательных предложений и отражают различные эмоциональные состояния человека, из вызвавшие. Поэтому, прежде чем приступить к работе над интонацией восклицательного предложения, с детьми проводится предварительная беседа, предметом которой является разговор о чувствах и настроении.
Эта работа подготавливает дошкольников к усвоению восклицательной интонации на материале междометий. Дети получают представление о том, что человеческая речь очень богата и есть в ней специальные слова, которые выражают различные состояния, чувства, настроения. Слов этих немного, и запомнить их легко, потому что они, как лилипутики, очень маленькие:
- Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
- Кто встречается с бедой – произносит слово «Ой!»
- Кто отстанет от друзей – произносит слово «Эй!»
- У кого захватит дух – произносит слово «Ух!»
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Эй!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
– Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
–Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она
воскликнула? (Ах!)
– Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее Данной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?»
Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом: .
Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак !. Заучивается стихотворение про восклицательный знак:
Чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Примеры упражнений:
1. Детям предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
2. Детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи
1. Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматичесними знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.
2. Проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
На данном этапе проводится формирование различных интонационных структур, а также их дифференциация в экспрессивной речи.
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения в экспрессивной речи.
Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова.
Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можно выделить предударную – ударную или предударную – ударную – заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков).
В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.
Примеры упражнений для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении:
1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно):
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.
2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно):
Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.
Поскольку между интонацией и другими компонентами речи (языковой семантикой , лексикой, морфологией) существует тесная взаимосвязь, упражнения, которые используются в процессе логопедической работы, при необходимости, могут быть направлены и на развитие активного словаря. Одновременно отрабатывается умение конструировать сначала простые, затем более сложные синтаксические структуры, строить интонационно оформленные связные выстказывания.
3. Детям предлагается закончить высказывание начатое логопедом, подобрать подходящее слово по смыслу, согласовывая его с другими словами в предложении. Составить полное предложение, назвать его, передавая интонацию повествовательного предложения.
4. Детям предлагается закончить предложение, подбирая слова, противоположные по смыслу, согласовывая их с другими словами в предложении. Повторить полное предложение, передавая интонацию повествовательного предложения.
5. Ответы на вопросы по тексту.
6. Составление коллективного повествования (логопед начинает рассказ, дети по очереди придумывают ему продолжение, называя по одному предложению. Понижение голоса в конце предложения свидетельствует о его законченности).
7. Закрепление повествовательного предложения в стихотворениях и при пересказе небольших прозаических текстов, в связных высказываниях.
Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
Примеры упражнений для отработки интонационной выразительности вопросительного предложения:
1. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно).
а) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:
Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?
б) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:
Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?
2. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно).
а) Резкое повышение тона в односложном слове:
твой? – твой сок? |
б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
солдаты? – там солдаты?
в) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
этот? – этот сад? очень? – очень вкусно? | весело? – вам весело? ласковый? – ласковый кот? |
г) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:
письмо? – вам письмо?
д) Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:
Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?
Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?
Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?
Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?
5. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
Примерный речевой материал:
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(К. Чуковский)
Работа над интонацией восклицательного предложения
В процессе работы детяи показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
Примеры упражнений для отработки интонации восклицательного предложения:
1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.
Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания:
Но увидевь усача. Ай! Ай! Ай!
Звери дали стрекоча. Ай! Ай! Ай!
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.
(К. Чуковский)
2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).
Примерный речевой материал:
Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
3. Выполнить следующие задания:
а) обратиться к кому-нибудь из товарищей в группе (Миша! Света!);
б) позвать товарища, обращаясь к нему (Миша, иди сюда! Наташа, беги к нам!);
в) предать интонацию просьбы (Таня, дай, пожалуйста, игрушку!);
г) произнести восклицание с интонацией радости (Мама! Самолет летит! Земляника созрела!);
д) сказать слова и фразы с чувством одобрения (Молодец! Какой ты молодец! Замечательно!);
е) произнести слова и фразы с повелительной интонацией (Стоп! Стой! Встань! Сядь! Отойди! Уйди! Не мешай! Перестань плакать!);
ж) воспроизвести фразу, передавая восхищение (Какая красота! Какой замечательный день! До чего же хорошо кругом! Как чудесно ты поешь!);
з) передать голосом предупреждение об опасности (Злая собака! Осторожно, вода горячая!) и т.д.
3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.
5) Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.
Хотите проверить, насколько вы выразительны? Попробуйте изменить смысл фразы несколько раз "Дай мне мяч", "Вот моя кукла".
C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте", "возьмите", "послушайте".
Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка.
Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит".
Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.
Не забудьте, что интонации вашего голоса – образцы для них.
Спасибо за внимание!
Теперь, пожалуйста, ваши вопросы….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...
Буклет "Игры и упражнения для развития интонационной стороны речи"
Буклет содержит игры и упражнения для развития сторон интонационной стороны речи дошкольников: темпа, ритма, мелодики, тембра, ударения....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...
Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.
Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня....
Речевой материал по развитию интонационной стороны речи.
Стихотворения., пестушки, чистоговорки.....
Развитие интонационной стороны речи с помощью малых фольклорных форм.
Важнейшим и значимым источником развития выразительной детской речи являются жанры художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Ознакомление дошкольн...