«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
статья по логопедии
В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-интонационной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2018.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульмина Екатерина Викторовна,
учитель - логопед МБДОУ «ЦРР д/с «Хрусталик» г. Абакан
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
«Попробуй рассказать стихотворение голосом лисы». «Как бы произнес этот предложение медведь?» Детям очень нравятся такие задания. Они с удовольствием откликаются на эмоциональные реакции педагога.
Когда то, будучи студенткой, на семинарах часто приходилось принимать участие в чтении «по ролям», даже не думая о ценности такого умения. Позже, работая с детьми с дизартрией, появилась необходимость в использовании приемов на развитие интонационной стороны речи, так как речь у этих детей достаточно монотонная, невыразительная. И в этом случае интонационные акценты в речи педагога являются незаменимым помощником. Чаще всего приходится сталкиваться с трудностями передачи основных видов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении, воспроизведении ритма и логического ударения.
Все эти проблемы, если их не исправить в детском возрасте, могут вызвать трудности общения с окружающими, мешая ребенку учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Учитель-логопед, формируя навыки владения правильной речью делает вклад в завтрашний день ребёнка, дающий перспективы для успешной жизни. При этом педагог является не только помощником и партнером, а примером «интонационной» сокровищницей и эмоциональным вдохновителей ребенка.
В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-интонационной стороны речи.
Первоначально в процессе работы над речевым дыханием, создаем основу для развития интонационно-выразительной стороны речи, формируем ритмическую организацию высказывания с помощью специальной системы упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, усвоения ритмики слова и предложения. На данном этапе устанавливаем эмоциональную связь с детьми, на примере речи педагога учим слышать изменения силы, тембра, высоты голоса, улавливать нюанс эмоциональной окраски. В этом случае не заменимыми являются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками. Отрабатываем интонации по подражанию, используя различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить.
Таким образом, у детей формируется умение интонационно и эмоционально окрашивать свою речь, что позволяет перейти к развитию эмоциональной лексики и вербализировать эмоциональную выразительность.
Инсценировки песенок, стихи – диалоги, импровизации представляют собой творческую деятельность детей. Педагог же является только «флагом» этого творческого корабля. Происходит синтезирование различных видов деятельности, у детей возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются языковые и речевые способности.
Развитие у детей эмоциональной лексике, состоящей из слов, называющих чувства говорящего, способствует мотивации употребления ее в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Работа направлена на расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, формирование синонимических и антонимических отношений, развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Используя на данном этапе отрывки из художественных произведений, помогаем ребенку через слова и эмоции сказочных персонажей передать собственные чувства, а педагог в образе персонажа может помочь проанализировать свои чувства и чувства собеседников, происходит дифференциация интонационной выразительности в экспрессивной речи ребенка. Происходит осознание себя, своих чувств и эмоций.
Таким образом, можно сказать, что «ведущая скрипка» в развитии интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией принадлежит педагогу и звучать она должна громко, четко, выразительно, а главное искренне.
Библиографический список:
Бабина, Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией. СПб.: 2003. 180 с.
Ларина, Е А Лингвистические основы изучения интонационной стороны речевой деятельности / Е А Ларина // Теория и практика специального образования – Хабаровск, 2005 – С 102–111
О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. Автор: Издательство: Сфера 2009г.
Лопатина Л.В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. Спб: ЦДК проф. Л.Б. Боряевой.
Пожиленко Е.А.
- Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией / Л.А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2005. № 5. – С. 57-62. Гельм Е.И., Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией. // Логопед.2010. - №4
- Осипова Р.А., Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР. // Логопед.2013. - №6
Работая с детьми с дизартрией, появилась необходимость в использовании приемов на развитие интонационной стороны речи, так как речь у этих детей достаточно монотонная, невыразительная. И в этом случае интонационные акценты в речи педагога являются незаменимым помощником. Чаще всего приходится сталкиваться с трудностями передачи основных видов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении, воспроизведении ритма и логического ударения. Работа по развитию интонационной стороны речи ведётся по следующим направлениям: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-интонационной стороны речи. В каждом направлении используются определённые игры и упражнения, способствующие эффективному формированию интонационной стороны речи.
Как точно об интонации сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».
Таким образом, можно сказать, что «ведущая скрипка» в развитии интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией принадлежит педагогу и звучать она должна громко, четко, выразительно, а главное искренне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».
Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длит...
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...
«Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией»
В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая ...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...
Особенности интонационной стороны речи у детей с дизартрией
В данной статье раскрывается вопрос о состоянии интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Рассматривается понятие интонационной стороны речи. Описывается э...
Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)
Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....
Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.
Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня....
- Мне нравится (3)
Комментарии
Вот зашла, благодарю за
Вот зашла, благодарю за информацию, взяла на заметку)