Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.
Учитель-логопед МБДОУ №13 детский сад «Сонышко»: Сезина Анастасия Дмитриевна.
Тема занятия: «Помогаем Буратино».
Цель: совершенствовать интонационную сторону речи.
Задачи:
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: фонетическое.
Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Предполагаемый результат: дети будут уметь изменять тембр голоса, различать и воспроизводить однокомпонентные ритмические структуры.
Ресурсы: компьютер, зеркала, презентация, аудиозапись песни «Буратино», предметные картинки (солнышко), черно-белые картинки с изображением Буратино, цветные карандаши.
Ход занятия
№ | Задачи | Содержание | Организация | Результат | Время |
1. Вводный этап | |||||
1. | Формирование форсированного выдоха. | - Здравствуйте, ребята! Для начала мы немного отдохнем, подышим, встаньте в круг. -Давайте с вами надуем воображаемый воздушный шар. Смотрите на меня, повторяйте за мной. | Логопед показывает детям, как правильно выполнять упражнение. НАДУВАЕМ ВОЗДУШНЫЙ ШАР И.п.: ноги вместе, руки свободно. Набрать ртом воздух и (сделать глубокий вдох), короткими выдохами "выдуваем", "как будто надуваем шар" (5раз) - и длинный выдох (сдули шар). | Дети входят в кабинет, здороваются с логопедом, становятся в круг, повторяют за логопедом упражнение (2 раза) | 2 минуты. |
2. | Обеспечить мотивацию к принятию детьми цели учебно-познавательной деятельности, создать проблемную ситуацию. | -Сегодня у нас будет необычное занятие. Послушайте музыку. Вы знаете, из какого она мультфильма? - Верно. А правильно этот мультфильм называется «Золотой ключик или приключения Буратино». - А теперь посмотрите, кто изображен на картинке? - Так вот, Буратино прислал нам письмо. Я его прочитаю, а вы внимательно послушайте. - Ребята, мы поможем Буратине? | Логопед приветствует детей, включает музыку. Логопед включает презентацию, предлагает послушать письмо. Письмо 1. Буратино: «Здравствуйте, ребята. Злая колдунья, которую подкупил Карабас Барабас заколдовала голоса Мальвины, Пьеро и Артемона. Голоса у них стали одинаковые. Они не смогут показывать спектакли». | Дети садятся на места, слушают музыку. - Буратино. Дети смотрят на монитор. - Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон. Дети слушают письмо. Желание детей помочь Буратине. - Да. | 1 минута. |
2. Основной этап | |||||
1. | Выполнять артикуляционную гимнастику. | - Хорошо. Но сначала нам нужно потренировать наш ротик, сделать гимнастику для язычка, чтобы все задания нам давались легко и просто. «Наказать непослушный язычок» Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". «Заборчик» Описание. Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Поспешил к себе во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. «Чистим зубки» Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх. Открывай рот, детвора, Чистить зубы нам пора! «Качели» Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) На качелях я качаюсь Вверх — вниз, вверх — вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз. «Кошка сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет. | Логопед предлагает детям взять зеркала. Демонстрирует выполнение упражнений. | Дети берут зеркала и выполняют упражнения. | 5 минут. |
2. | Уметь воспроизводить тембр голоса. | - Молодцы. Теперь мы готовы помочь Буратино и его друзьям. Посмотрите на картинку. Кому мы вначале поможем? Он тоже прислал нам письмо. Давайте прочитаем. - Артемон, мы покажем тебе, как с помощью голоса передавать различные чувства. - Ребята, рассмотрите внимательно картинки. Кто тут нарисован? - Хорошо. Послушайте и определите, чей голос звучит. Покажите подходящую картинку. - Молодцы. Продолжим помогать Артемону. Сейчас я буду произносить разные сочетания звуков, а вы должны подобрать подходящий смайлик. - А теперь повторите звукосочетания за мной. - Молодцы, ребята, с первым заданием мы справились, помогли Артемону, научили его с помощью голоса передавать различные эмоции. | Логопед предлагает послушать письмо. Письмо 2. Артемон: «Ребята, ребята, срочно помогите я разучился с помощью голоса передавать различные чувства. Я не могу показать грусть или радость, удивление. Что же мне делать? Помогите. Покажите, как вы это делаете». Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство), повторить междометие. 1. Ах! – радость восхищение. 2. Ой! – испуг, страх. 3. Ух! – недовольство. 4. О! – удивление. 5. Эх, – грусть, сожаление. | Дети слушают, что читает логопед. - Артемону. Дети внимательно слушают логопеда и выбирают подходящий символ. Дети повторяют междометия. | 5 минут. |
3. | Работа над ритмом. | - А теперь мы с вами должны помочь следующему герою. Кто это? - Верно. Мальвина очень ждет нашей помощи. - А вы умеете различать ритм? (Ритм- это то, что повторяется) - Хорошо. Тогда внимательно послушайте, какой ритм я отстучу и ответьте, сколько раз я отстучала. //// // // /// /// /// / / // - А теперь отстучите также, как и я. | Логопед предлагает послушать письмо. Письмо 4. Мальвина: «Ребята, я совсем не слышу музыку и не чувствую ритм. Как же спектакль будет без музыки. Помогите мне. Научите меня различать его». Логопед отстукивает ритм. Логопед предлагает детям встать возле парты и отстукивать ритмы. | Дети смотрят на картинку. - Мальвина. - Да. Ответы детей. Дети отстукивают ритм. | 2 минуты. |
4. | Развитие общей моторики. | - А теперь мы немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. Буратино шел-шел, Белый гриб нашел. Раз грибок, два грибок. Вот и целый кузовок. | Логопед проговаривает стих и показывает детям движения (2 раза). | Дети встают в кружок. Дети выполняют движения и проговаривают слова. | 2 минуты. |
5. | Умение четко произносить гласные звуки. | -Ребят у нас остался еще 1 герой. - Посмотрите, кто это? - Прочитаем письмо? - Пьеро, конечно, мы тебе поможем. Правда, ребята? - Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю голосом. А сама-то величава, Выплывает, словно пава. - Правильно. А теперь хором произнесем этот звук, четко его проговаривая. - Кто-нибудь знает, что такое пава? - Это значит, плавно, величественно. | Логопед предлагает подойти к столу и послушать запись. Письмо 4. Пьеро: «Ребята, никто не понимает, что я говорю. Я невнятно произношу гласные. Научите меня их говорить четко». Логопед читает стих, выделяя голосом звук [а]. | Дети смотрят на картинку. - Пьеро. Дети слушают письмо. - Да. Дети внимательно слушают логопеда и называют нужный звук. Дети произносят звук. Ответы детей. - Нет / ответы детей. - Да. | 3 минуты. |
6. | Голосовая гимнастика. | - Ребята, пока мы спасали Буратино и его друзей, то тоже многому научились. Давайте покажем, чему именно. Нам нужно будет сейчас пройти голосом по воображаемой лесенке. Вначале у нас будет голос очень низкий, потом всё выше и выше, а в конце – очень высокий. - А теперь самостоятельно. | Логопед демонстрирует выполнение задания, используя в качестве помощи – движение руки. | Дети повторяют за логопедом. Дети выполняют задание. | 2 минуты. |
7. | Развитие мелкой моторики рук. | - Вот мы и помогли всем персонажам. Но чтобы колдовские чары перестали действовать, нам нужно раскрасить Буратино. | Логопед предлагает детям занять свои рабочие места и раскрасить картинки. Логопед при необходимости оказывает ребятам помощь. Демонстрация раскрашенных рисунков. | Дети занимают свои места и раскрашивают картинки. | 3 минуты. |
3. Заключительный (рефлексивно-оценочный) | |||||
1. | Оценка своей работы | - Ребята, сегодня мы спасли Буратино и его друзей. Что вам понравилось в нашем занятии? Что было трудно? Что легко? - Я дарю вам солнышко за отличную работу. | Логопед дарит картинки с изображением солнышка, призы-поощрения. Логопед прощается с детьми. | Ответы детей. Дети благодарят логопеда. | |
2. | Домашнее задание. | Работа над ритмом. | Отстучать ритм за родителем. /// / // /// / ///// / |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...
План логопедических занятий по развитию моторной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Данный материал поможет правильно и поэтапно провести индивидуальное занятие по постановке свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...
"УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ" СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР и РАС (часть I)
Практический материал для работы с неговорящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...
Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]
В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных на мотивацию ребёнка и совершен...