Буклет "Игры и упражнения для развития интонационной стороны речи"
картотека по коррекционной педагогике
Буклет содержит игры и упражнения для развития сторон интонационной стороны речи дошкольников: темпа, ритма, мелодики, тембра, ударения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_intonatsionnoy_storony_rechi.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра 3. «Угадай»
Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.
Описание. Воспитатель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое
РИТМ
Упражнение 1. «Постучи в дверь»
Цель. Развитие чувства ритма.
Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки животные.
Описание. Воспитатель отхлопывает ритм, произнося «тук», ребенок повторяет (каждому ребенку свой ритм). Открывается окошко, в домике мышки (игрушки, картинки).
Упражнение 2. «Язычки-дразнилки»
Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та… Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» детям можно дать свистки, дудочки или бубны.
2-й вариант. «Передай снежок»
Дети стоят по кругу и на акцент музыки передают снежок соседу.
ТЕМБР
Упражнение 1.
Цель. Различение тембра голоса на материале междометий.
Материал: картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.
Описание. Воспитатель произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую.
Например: Ах! – радость, восхищение.
Ой! – испуг, страх.
Ух! – гнев, недовольство.
О! – удивление.
Эх, - грусть, сожаление.
Упражнение 2.
Цель. Развитие силы голоса.
Описание. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение.3. «Ау!»
Цель. Развитие силы голоса.
Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.
2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.
Игра 4. «Новоселье»
Цель. Расширение высотного диапазона голоса и формирование умения произносить высказывание с восклицательной интонацией.
Материал. Картинка с изображением животных, строящих дом.
Описание.
1-й вариант. Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга. Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу с восклицательной интонацией, изменяя тембр голоса.
2-й вариант. Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.
Как говорит волк? Какой у него голос? (Низкий, говорит медленно.) Как ты думаешь почему? (Волк большой сильный.)
Попробуй поздравить друзей-строителей голосом волка: «Поздравляю вас с новосельем!»
Как скажет поросенок (сова, медвежонок и т.д.)? Почему?
УДАРЕНИЕ
Упражнение1.
Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.
Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.
Например: У-ли-ца, пло-щадь, фо-нарь, му-зей, те-атр, парк, прос-пект, го-род.
Упражнение 2
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в речи.
Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове.
Например: Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?
Они принесли краски?- Они принесли краски?- Они принесли краски? и.т.д.
Меняется ли смысл?
Игра 3. «Построения»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
«Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».
Бернард Шоу
Интонация строится из нескольких значимых компонентов: мелодики (повышение и понижение голоса); темпа (ускорение или замедление скорости произнесения); ритма (чередование ударных слогов); тембра (эмоциональная окраска голоса); ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова). В буклете представлены упражнения и игры для формирования этих компонентов.
МЕЛОДИКА
Упражнение 1. «Волшебная линия»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.
1-й вариант.
Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.
2-й вариант.
Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.
Упражнение 2
Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.
Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).
Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.
Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!
Они дружно работали? – Они дружно работали!
Дом красивый?– Дом красивый!
Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.
Например: Лето наступило. – Лето наступило?
На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.
Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.
Например: Лето наступило. – Лето наступило!
На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.
Игра 3. «Собираемся на прогулку»
Описание. Ребенку предлагается прослушать вопросительные предложения с разным местоположением интонационного центра и ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения интонационно:
Например: Ты наденешь куртку?
Ты носишь перчатки? Ты наденешь шарфик?
Ребенок повторяет вопросы, а затем сам придумывает и задает их взрослому.
Игра 4. «Назови ласково»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.
Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».
Например: У лисы пушистый хвост. –
У лисички пушистенький хвостик.
Игра 5. «Похвали подарок»
Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.
Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!
Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!
Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок! Игра 6. «Качели»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).
ТЕМП
Игра 1. «Из-за леса, из-за гор»
Цель. Учить соотносить темп речи и движений.
Из-за леса, из-за гор (средний темп)
Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, (медленно) Жена на коровке, (средне)
Детки на телятках, (быстро)
Внуки на козлятках. (очень быстро)
Упражнение 2.. «Курочка и цыплята»
Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.
Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки».
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,(медленный темп).А за ней ребята –
Желтые цыплята(быстрый темп).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной стороны речи
Из практики мы знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможно...
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...
«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...
Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.
Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня....
Речевой материал по развитию интонационной стороны речи.
Стихотворения., пестушки, чистоговорки.....
Развитие интонационной стороны речи с помощью малых фольклорных форм.
Важнейшим и значимым источником развития выразительной детской речи являются жанры художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Ознакомление дошкольн...