Конспект НОД в средней логопедической группе на тему: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Еланская Елена Павловна

Конспект НОД на тему «Перелётные птицы» с целью развития у детей разговорной речи, обучению отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, слушать сверстников, активно использовать  названия перелетных птиц, называть части тела.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение 

 детский сад комбинированного вида №6 «Здоровье» г.Ставрополя

КОНСПЕКТ НОД

в средней группе

компенсирующей направленности

для детей (4-5лет) с ТНР

на тему «Перелетные птицы»

                                                                       Разработала: учитель – логопед

                                                                                                     Еланская Е.П.

Ставрополь, 2021


Конспект НОД на тему «Перелётные птицы»

Цель: развитие у детей разговорной речи. Учить отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, слушать сверстников. Активно использовать  названия перелетных птиц, называть части тела.

Задачи:

Образовательные: закрепление представлений детей о перелетных птицах.

Уточнение и расширение представлений о жизни птиц (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов). Развитие диалогической речи, умения отвечать на вопросы полным предложением; учить узнавать птиц по описанию.

Коррекционно-развивающие: Развитие речевого слуха, речевого дыхания, зрительного внимания, двигательной памяти в ходе выполнения физических пауз, согласовывать движения с речью.

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование для презентации, динамическая модель из пособия Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, картинки птиц, персонаж ПОПУГАЙ( перчаточная кукла), декорации – весеннее дерево, гнездо, яйца (С буквами), перышки.

Предварительная работа:

Беседа о весне, рассматривание иллюстраций, наблюдение за птицами во время прогулок, чтение рассказов стихов, пословиц о весне, о перелетных птицах, составление описательных  рассказов о перелетных птицах (индивидуально).

Ход НОД

1. Организационный момент

Доброе утро! Добрый час!

Очень рада видеть вас.

Доброе утро! – нам птицы щебечут,

Доброе утро! – нам шепчут деревья,

Доброе утро! – нам солнышко светит.

Доброе утро! Здравствуйте дети!

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!

2. Сообщение темы занятия

Педагог: Посмотрите, сегодня мы с вами оказались в волшебном весеннем лесу. Подумайте, почему это весенний лес?

Дети: Сейчас время года весна

Цветущие деревья, распускающиеся почти на деревьях…

Педагог: Давайте с вами почувствуем запах леса. Сделаем вдох через нос и выдох через рот (Ах, как  пахнет). Воздух в лесу чистый и наполнен ароматом  цветов!

А это что дети? (Обращает внимание на скорлупки и перышки)

Возьмите по одному перышку, положите на ладошку и сдуйте, не забывайте вдох делать через нос, а выдох через рот.

Кто же живет на дереве?

Дети: Птицы.

Педагог: Каких птиц вы знаете? Как вы догадались?

Дети: Там гнездо…

Педагог: Значит там  должны быть птенчики…  но трогать их нельзя, потому что мама птица, может потом не принять птенцов и перестать их кормить.

Откуда появились птенцы?

Дети: Из яиц.

Педагог: А вот и скорлупки, выпали из гнезда. Возьмите по одной половинке и найдите вторую, подходящую. Вы заметили, что нарисовано на ваших скорлупках? Попробуйте прочитать, какие слоги у вас получились.

Молодцы, ребята. Мы прочитали слоги и вернулись к себе в группу.

Стук в дверь.

Педагог: Дети, похоже, кто- то еще идет к нам в гости…

Педагог  за дверью одевает на руку попугая и демонстрирует детям.

-Здравствуй, Гога!

3. Упражнение «Услышишь повтори!»

Попугай здоровается с детьми по птичьи (дети повторяют) :

ВИ-ВИ-ВЫ

НИ-НЫ-НИ

Вы-ви-вы

Ты-ти-ты

4. Беседа по теме.

Попугай:  Летал я ребята  в лес и ничего не понял, что стало с нашими птицами, почему их стало так много. В лесу всюду слышен их их веселый щебет. Может праздник какой или что случилось? По берегам рек и на деревьях висят чьи-то домики их прутиков. Есть даже домики, вылепленные из глины. Кто их поразвесил на деревья, не знаю. В чем причина.   Вот я их сфотографировал.

Попугай : Я привык к тому, что кругом только воробьи да вороны, а это кто такие ходят бродят здесь с желтыми клювами – черные, а у этой даже хвостик вилочкой, я таких не знаю…

Педагог: Дети, давайте поможем Попугаю узнать птиц, которых он видел в лесу весной. Кто ходит по полям сам черный с желтым клювом?

Дети: это скворец.

Дети рассматривают скворца на картине и догадываются, что он кормит птенцов. Попугай не верит, тогда педагог открывает волшебную картину (клапан), и все видят, что в скворечнике сидят маленькие птенчики, которые широко открывают клювики, ожидая еды.

Педагог: А кто знает птичку, у которой хвост вилочкой, она строит домик из глины под крышами домов или в песчаном берегу у реки?

Дети говорят, что это ласточка. Рассматривают на картине ласточек и рассказывают, что ласточки построили домики на берегу реки. Педагог открывает клапан «волшебной картины», и дети видят, что в гнезде сидят маленькие птенцы ласточки.

5. Динамическая пауза:

Ласточки летели, (бегать по кругу и махать руками)

Все люди глядели. (руки биноклем возле глаз)

Ласточки садились, (присесть)

Все люди дивились (подняться и развести руки в стороны)

Сели посидели. (присесть)

Взвились, полетели. 

Песенки запели.

Попугай: А почему же так много разных птиц в лесу? Зимой я видел совсем других. Ничего не понимаю.

 Дети говорят о том, что вернулись птицы, которые улетали на зиму в теплые края.

6. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Педагог предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастику.(Смена  поз кулак- ладонь перед собой и на коленях)

- Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

С чем ты пришла ?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу,

Весну-красну.

7. Игра «Четвертый лишний» (в презентации)

Попугай: я вам принес еще разных птиц  (презентация картинок самолет, шар, скворец, стрекоза, галка, ворона)

Педагог: Прав ли попугай?

Попугай: Конечно, я прав, они все летают, значит, птицы.

Дети использую модели признаков птиц, обьясняют Попугаю, в чем его ошибка.

(Попугай благодарит детей за интересные ответы и прощается с детьми)

8.Итог занятия (рефлексия).

Педагог: О ком мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей по наводящим вопросам. О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Педагог: Вы очень хорошо занимались. Я вами горжусь, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Перелетные птицы»

Открытое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме "Перелетные птицы"....

Интегрированное занятие для детей подготовительной логопедической группы. Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Цели: закрепить знания о перелетных птицах, активизировать слова «перелетные», «водоплавающие», закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи, упражнять в образова...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелетные птицы"

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование существительных с числит...

План-конспект в старшей логопедической группе на тему:" Перелетные птицы"

Тема: «Перелётные птицы»Цель: Создание условий для ознакомления детей с перелетными птицами.Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного зап...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему: «Перелетные птицы».

Представляю конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической  группе на тему: "Перелетные птицы", который может быть исользован пе...