План-конспект в старшей логопедической группе на тему:" Перелетные птицы"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: Создание условий для ознакомления детей с перелетными птицами.
Задачи:
- Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
- Расширение словарного запаса по лексической теме,
- Совершенствование грамматического строя речи:
- Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)
- Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).
- Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)
- Развитие функции словообразования: (бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)
- Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)
- Развитие связной речи.
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
- Воспитание любви к животному миру.
- Вызвать интерес к занятиям.
Пособия и материалы: изображение перелетных птиц, презентация.
Ход занятия
Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.
Труд людей он уважает
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве дворец
В нем живёт с семьёй.
Как вы думаете кто?
Скворец
Ребята, сейчас у нас какое время года? (Осень) Кто мне скажет, что происходит осенью в природе? (ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? (Перелетные) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные)
Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной
Соловей
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...
Грач
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех
Выгибает гордо шею, назовем ее скорее?
Лебедь
Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Ласточка
Он твердит одно га-га
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь.
Ну конечно это
Гусь
Этот старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками
К болоту
Аист
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кукушка
Труд людей он уважает
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве дворец
В нем живёт с семьёй.
Как вы думаете кто?...
Скворец
Назовём перелётных птиц. Это –соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, кукушка скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)
У каждой птицы, разное оперение: у соловья – коричневое оперение, ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь - белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, кукушка – серая, с полосатым брюшком; у скворца – темный, с зеленоватым отливом;
Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Игра «Скажи наоборот».
Журавль большой, а соловей…маленький.
Лебедь белый, а грач…. черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.
Давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру.
Игра «Назови одним словом».
У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.
Молодцы.
У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.
Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.
Молодцы!
У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.
Молодцы ребята!
Настало время выполнить упражнения для наших ручек. Вставайте со стульев и повторяйте вслед за мной движения.
Физминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Молодцы, присаживайтесь. Давайте еще немного поиграем. Сейчас мы с вами будем играть в игру «У кого кто».
Игра «У кого кто»
У кукушки- кукушонок, кукушата. У журавля-журавленок, журавлята.
У скворца-скворчонок, скворчата. У лебедя-лебеденок, лебедята.
У грача- грачонок, грачата. У утки-утенок, утята.
У аиста-аистенок, аистята. У гуся-гусенок, гусята.
Игра «Кто как голос подает»
Кукушка-кукует, ласточка-щебечет, скворец-поет, журавль-курлыкает, утка-крякает, гусь гогочет.
Молодцы. Отлично справились с заданием. А сейчас пришло время размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
Шла уточка бережком, | «идут» двумя пальчиками по столу, |
Шла серая по крутому. | переваливаясь |
Вела детей за собою, |
|
И малого, и большого, | загибают безымянный палец; большой палец |
И среднего, и меньшого, | загибают средний палец; мизинец |
И самого любимого | загибают указательный палец. |
Раскрашивание птицы.
Ребята, я предлагаю вам раскрасить птиц и назвать что это за птица.
Рефлексия:
Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой дороги.
Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие закончено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Перелётные птицы»
06.10.2021
Цель: Создание условий для ознакомления детей с перелетными птицами.
Задачи:
- Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
- Расширение словарного запаса по лексической теме,
- Совершенствование грамматического строя речи:
- Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)
- Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).
- Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)
- Развитие функции словообразования: (бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)
- Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)
- Развитие связной речи.
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
- Воспитание любви к животному миру.
- Вызвать интерес к занятиям.
Пособия и материалы: изображение перелетных птиц, презентация.
Ход занятия
Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.
Труд людей он уважает
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве дворец
В нем живёт с семьёй.
Как вы думаете кто?
Скворец
Ребята, сейчас у нас какое время года? (Осень) Кто мне скажет, что происходит осенью в природе? (ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? (Перелетные) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные)
Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной
Соловей
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...
Грач
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех
Выгибает гордо шею, назовем ее скорее?
Лебедь
Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Ласточка
Он твердит одно га-га
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь.
Ну конечно это
Гусь
Этот старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками
К болоту
Аист
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кукушка
Труд людей он уважает
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве дворец
В нем живёт с семьёй.
Как вы думаете кто?...
Скворец
Назовём перелётных птиц. Это –соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, кукушка скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)
У каждой птицы, разное оперение: у соловья – коричневое оперение, ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь - белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, кукушка – серая, с полосатым брюшком; у скворца – темный, с зеленоватым отливом;
Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Игра «Скажи наоборот».
Журавль большой, а соловей…маленький.
Лебедь белый, а грач…. черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.
Давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру.
Игра «Назови одним словом».
У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.
Молодцы.
У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.
Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.
Молодцы!
У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.
Молодцы ребята!
Настало время выполнить упражнения для наших ручек. Вставайте со стульев и повторяйте вслед за мной движения.
Физминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Молодцы, присаживайтесь. Давайте еще немного поиграем. Сейчас мы с вами будем играть в игру «У кого кто».
Игра «У кого кто»
У кукушки- кукушонок, кукушата. У журавля-журавленок, журавлята.
У скворца-скворчонок, скворчата. У лебедя-лебеденок, лебедята.
У грача- грачонок, грачата. У утки-утенок, утята.
У аиста-аистенок, аистята. У гуся-гусенок, гусята.
Игра «Кто как голос подает»
Кукушка-кукует, ласточка-щебечет, скворец-поет, журавль-курлыкает, утка-крякает, гусь гогочет.
Молодцы. Отлично справились с заданием. А сейчас пришло время размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
Шла уточка бережком, | «идут» двумя пальчиками по столу, |
Шла серая по крутому. | переваливаясь |
Вела детей за собою, | |
И малого, и большого, | загибают безымянный палец; большой палец |
И среднего, и меньшого, | загибают средний палец; мизинец |
И самого любимого | загибают указательный палец. |
Раскрашивание птицы.
Ребята, я предлагаю вам раскрасить птиц и назвать что это за птица.
Рефлексия:
Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой дороги.
Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Перелетные птицы. Звук и буква Щ»
конспект может быть использован в работе учителя -логопеда ДОУ....
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Перелетные птицы»
Открытое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме "Перелетные птицы"....
План-конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: «Зима. Зимние праздники» (обобщение).
Цель: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние праздники».Задачи: Закрепить в речи детей названия зимних праздников, умение различать их, определять основные при...
Интегрированное занятие для детей подготовительной логопедической группы. Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Цели: закрепить знания о перелетных птицах, активизировать слова «перелетные», «водоплавающие», закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи, упражнять в образова...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелетные птицы"
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование существительных с числит...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему: «Перелетные птицы».
Представляю конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему: "Перелетные птицы", который может быть исользован пе...
План -конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: «Звук [р],буква р»
Цель: познакомить детей со звуком [р], буквой р.Задачи: закрепление навыка чёткого произношения звука [р]; закрепление буквы р; развитие фонематического и зрительного восприятия, слухового внимания, с...