Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"
материал по логопедии (старшая группа)

Падерина Анна Юрьевна

Предварительный просмотр:

1 неделя октября. Звук и буква У

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—        познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

—        учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

—        познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

—        развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

—        развивать дыхание и голос;

—        закреплять понятие «слово»;

—        развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: 

предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.

2. Развитие общей моторики. «Осенью»

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели в теплые края.

(А. Плещеев)

Изображают улетающих птичек.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»

Кто там топает по крыше?

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

— Топ-топ-топ.

Удары по столу ладонями.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

—        Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли —

—        Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

—        Топ-топ-топ.

(Ж. Давитьянц)

Далее — такие же движения по тексту.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями.

Дождик, дождик, веселей

От середины лба к вискам.

Капай, капай не жалей!

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Только нас не замочи!

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Зря в окошко не стучи!

(Т. Куликовская)

От середины подбородка к ушам.

Заканчивается массаж поглаживающими движениями.

5. Развитие мимических мышц. «Осень»

Осень наступила, Высохли цветы.

Грусть.

И глядят уныло Голые кусты.

Поникший взгляд.

Вянет и желтеет Травка на лугах.

Печаль.

Только зеленеет Озимь на полях.

(А. Плещеев)

Спокойное выражение лица.

6.        Развитие артикуляционной моторики.

—        «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

—        «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

—        «Улыбка» — «Трубочка».

—        «Лопаточка».

—        «Иголочка».

—        «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7.        Работа над развитием дыхания и голоса. 

Игра «Дудочка». 

Дети поочередно дуют в «дудочку».

Игра «Погрели ладошки». 

Выдох на ладошки с произнесением звука У.

8.        Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его произносить.

9.        Акустико - артикуляционный образ звука.

Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (Ууу!)

Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спокойно лежит на дне рта — «домика»), зубы (сближены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

10.        Связь звука и буквы.

Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.

Логопед: Буква У кричит: «Ура!». Руки тянет вверх она!

Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание.

11.        Развитие фонематического слуха.

Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У... Дети хлопают, когда слышат звук У. И т.п.

12.        Закрепление звука в слогах.

Игра «Запомни — повтори». 

Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:

ум-ум-ам          ам-ам-ум           ну-ну-на

оп-уп-уп           ут-от-ут             ку-ка-ку

Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН.

Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.

Физкультминутка. 

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку. (шагают)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать.

Руки опускать.

13.        Закрепление звука в словах.

На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.

14.        Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор».

15.        Закрепление звука в тексте.

Повторение вслед за логопедом:

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ух-ух-ух — Вася ловит мух.

16.        Итог занятия.

Логопед: Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У) Какой это звук? (Гласный) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного)

17.        Оценка работы детей.



Предварительный просмотр:

1 неделя октября. Признаки осени

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитателъная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: 

Сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)

2.        Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

3.        Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень

Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т.д.

Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)

Игра «Узнай по описанию». 

Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — ... (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра «Подбери признак». 

Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)

Логопед: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты.) А теперь закончите мои предложения.

В поле собирают урожай (чего?) — ... (Пшеницы.)

В огороде собирают урожай (чего?) — ... (Овощей.)

В саду собирают урожай (чего?) — ... (Фруктов.)

5. Итог занятия.

Логопед: В чьем царстве мы побывали? Какая она, королева Осень? Что собирают осенью? Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов)?

Назовите приметы осени.



Предварительный просмотр:

1 неделя октября. Признаки осени.

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

—  учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

—  систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

—  активизировать словарь по теме «Осень»;

—  закреплять умение образовывать имена су¬ществительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

—  воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Оборудование: 

Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.

2.  Объявление темы.

Логопед: Послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Осенью.)

А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

3.  Игра «Один — много».

Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это — зайцы. Много зайцев.

Енот — еноты — много енотов.

Лиса — лисы — много лис.

Еж — ежи — много ежей.

Белка — белки — много белок.

Медведь — медведи — много медведей.

Барсук — барсуки — много барсуков.

Птица — птицы — много птиц.

4.  Рассказ логопеда.

Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

Далее логопед от имени Ворона пересказывает рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сопровождая свой рассказ выкладыванием картинок.

«Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

5. Беседа по рассказу.

Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

6. Пересказ рассказа.

Логопед снимает картинки с доски и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень».

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. ЗВУК И.

Уважаемые родители!Лексическая тема недели с 12 по 16 октября - ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. ЗВУК [И].Вашему вниманию предлагается домашнее задание для закрепления этой темы....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НОД ПО ФЭМП»

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление...

Демонстрационный и раздаточный материал.ФЭМП.2 младшая группа

Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушк...

Тема недели «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»

Тематическое планированиев старшей логопедической группе....

«Методические рекомендации по использованию демонстрационного и раздаточного материала»

laquo;Методические рекомендации поиспользованию демонстрационного и раздаточного материала»...