Главные вкладки
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"
материал по логопедии (старшая группа)
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 неделя октября. Звук и буква У
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;
— учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
— познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать дыхание и голос;
— закреплять понятие «слово»;
— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование:
предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.
2. Развитие общей моторики. «Осенью»
Туча небо кроет, солнце не блестит, | Взмахи руками над головой. |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. |
Дождик моросит. | Взмахи руками перед собой. |
Воды зашумели быстрого ручья, | Топают ногами на месте. |
Птички улетели в теплые края. (А. Плещеев) | Изображают улетающих птичек. |
3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»
Кто там топает по крыше? | Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. |
— Топ-топ-топ. | Удары по столу ладонями. |
Чьи шаги всю ночь я слышу? — Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли — — Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? — Топ-топ-топ. (Ж. Давитьянц) | Далее — такие же движения по тексту. |
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями.
Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями.
Дождик, дождик, веселей | От середины лба к вискам. |
Капай, капай не жалей! | Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам). |
Только нас не замочи! | По мышцам щек (от крыльев носа к вискам). |
Зря в окошко не стучи! (Т. Куликовская) | От середины подбородка к ушам. |
Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
5. Развитие мимических мышц. «Осень»
Осень наступила, Высохли цветы. | Грусть. |
И глядят уныло Голые кусты. | Поникший взгляд. |
Вянет и желтеет Травка на лугах. | Печаль. |
Только зеленеет Озимь на полях. (А. Плещеев) | Спокойное выражение лица. |
6. Развитие артикуляционной моторики.
— «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.
— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
— «Улыбка» — «Трубочка».
— «Лопаточка».
— «Иголочка».
— «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка».
Дети поочередно дуют в «дудочку».
Игра «Погрели ладошки».
Выдох на ладошки с произнесением звука У.
8. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его произносить.
9. Акустико - артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (Ууу!)
Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спокойно лежит на дне рта — «домика»), зубы (сближены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
10. Связь звука и буквы.
Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.
Логопед: Буква У кричит: «Ура!». Руки тянет вверх она!
Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание.
11. Развитие фонематического слуха.
Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У... Дети хлопают, когда слышат звук У. И т.п.
12. Закрепление звука в слогах.
Игра «Запомни — повтори».
Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:
ум-ум-ам ам-ам-ум ну-ну-на
оп-уп-уп ут-от-ут ку-ка-ку
Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН.
Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.
Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (шагают)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки опускать.
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать.
Руки опускать.
13. Закрепление звука в словах.
На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах.
После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.
14. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор».
15. Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом:
Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.
Ут-ут-ут — две улитки ползут.
Ух-ух-ух — Вася ловит мух.
16. Итог занятия.
Логопед: Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У) Какой это звук? (Гласный) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного)
17. Оценка работы детей.
Предварительный просмотр:
1 неделя октября. Признаки осени
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитателъная:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование:
Сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)
3. Вводная беседа.
Логопед: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.
Осень
Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.
Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.
Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т.д.
Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)
Игра «Узнай по описанию».
Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)
Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)
Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — ... (Ветер.)
Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.
Игра «Подбери признак».
Дети подбирают признаки к слову «осень».
Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)
Логопед: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты.) А теперь закончите мои предложения.
В поле собирают урожай (чего?) — ... (Пшеницы.)
В огороде собирают урожай (чего?) — ... (Овощей.)
В саду собирают урожай (чего?) — ... (Фруктов.)
5. Итог занятия.
Логопед: В чьем царстве мы побывали? Какая она, королева Осень? Что собирают осенью? Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов)?
Назовите приметы осени.
Предварительный просмотр:
1 неделя октября. Признаки осени.
Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
— учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
— систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
— активизировать словарь по теме «Осень»;
— закреплять умение образовывать имена су¬ществительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Оборудование:
Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.
2. Объявление темы.
Логопед: Послушайте стихотворение:
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Когда это бывает? (Осенью.)
А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.
3. Игра «Один — много».
Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это — зайцы. Много зайцев.
Енот — еноты — много енотов.
Лиса — лисы — много лис.
Еж — ежи — много ежей.
Белка — белки — много белок.
Медведь — медведи — много медведей.
Барсук — барсуки — много барсуков.
Птица — птицы — много птиц.
4. Рассказ логопеда.
Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.
Далее логопед от имени Ворона пересказывает рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сопровождая свой рассказ выкладыванием картинок.
«Осень на пороге»
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы...
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
5. Беседа по рассказу.
Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)
6. Пересказ рассказа.
Логопед снимает картинки с доски и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.
Физкультминутка «Осень».
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.
7. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми на октябрь. Тема недели: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».
планирование ...
Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. ЗВУК И.
Уважаемые родители!Лексическая тема недели с 12 по 16 октября - ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. ЗВУК [И].Вашему вниманию предлагается домашнее задание для закрепления этой темы....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НОД ПО ФЭМП»
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление...
Демонстрационный и раздаточный материал.ФЭМП.2 младшая группа
Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушк...
15.12.2022 г. Демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП
Консультация для воспитателей...
Тема недели «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»
Тематическое планированиев старшей логопедической группе....
«Методические рекомендации по использованию демонстрационного и раздаточного материала»
laquo;Методические рекомендации поиспользованию демонстрационного и раздаточного материала»...