«Методические рекомендации по использованию демонстрационного и раздаточного материала»
методическая разработка по математике
«Методические рекомендации по
использованию демонстрационного и раздаточного материала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это — комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный – демонстрационный для показа и работы детей, и мелкий - раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.
К демонстрационным материалам относятся: — наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.; — геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками; — фланелеграф с комплектом плоскостных изображений; — мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий; — магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений; — полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий.
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках); — карточки и таблицы; — модели («числовая лесенка», календарь и др.); — логические блоки; — панно и картинки для составления и решения арифметических задач; — оборудование для проведения дидактических игр; — приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).
К раздаточным материалам относятся: — мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.; — карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.; — наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; — таблицы и модели; — счетные палочки и т. д.
Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно . Одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений. Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный - один на группу детей. Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей — с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного — познания количественных, пространственных и временных отношений.
Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный.
Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют: — пособия для обучения детей счету; — пособия для упражнений в распознавании величины предметов; — пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; — пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке; — пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.
Хранение . Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.
Дидактический материал может быть занимательным . Занимательный математический материал по своей структуре близок к детской игре. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения.
Благотворно влияют на логическое мышление детей такие математические игры как: Блоки Дьенеша
Палочки Кюизенера
Игры Никитиных
Игры Воскобовича
Игры на воссоздание силуэтов из геометрических фигур
Колумбово яйцо
Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы с детьми в детском саду. Методически правильно подобранный и к месту использованный дидактический материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НОД ПО ФЭМП»
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление...
Буклет "Методические рекомендации для педагогов по отбору материала устного народного творчества в работе с воспитанниками по развитию речи"
Буклет "Методические рекомендации для педагогов по отбору материала устного народного творчества в работе с воспитанниками по развитию речи" Принципы проектирования книжного у...
Демонстрационный и раздаточный материал.ФЭМП.2 младшая группа
Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушк...
15.12.2022 г. Демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП
Консультация для воспитателей...
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"...
Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"
Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"...
Демонстрационный и раздаточный материал по теме недели: "Перелетные птицы. Звуки У и А"
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Перелетные птицы. Звуки У и А"...