Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"
материал по логопедии (старшая группа)
Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"
Скачать:
Предварительный просмотр:
2 неделя октября. Звук и буква А
Цели занятия:
Коррекционно - образовательные:
— познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);
— дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
— познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно - развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы;
— закреплять понятия «слово*, «гласный звук»;
— развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
— развивать умение составлять небольшие предложения;
— развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.
Коррекционно - воспитательная:
— воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
Картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция); астра. Аня, аист, односюжетные картинки для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А), счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина с муляжами овощей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Подбери слово». Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У.
2. Развитие общей моторики. «Шапка»
Шапка шерстяная, наверху помпон, | Изображают шапку и помпон |
Круглый, словно мячик, и пушистый он. | Изображают «Круглый мячик» |
Есть еще у шапки отворот цветной. | Показывают отворот у шапки. |
В этой шапке можно бегать и зимой. | Бегут. |
Бабушка вязала шапку не спеша, | «Вяжут спицами». |
Шапка шерстяная вышла хороша. (В. Мирясова) | Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку. |
3. Развитие мелкой моторики. «Варежки»
Маша варежку надела. | «Надевают». |
Ой, куда я пальчик дела? | Все пальцы кроме большого сжаты в кулак. |
Нету пальчика — пропал. | Загибают и большой пальчик. |
В свой домишко не попал! | Показывают «домик». |
Маша варежку сняла, | «Снимают». |
Поглядите-ка, нашла! (Е. Благинина) | Пальцы сжаты в кулак, кроме большого. |
4. Массаж лица.
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц.
Логопед: Послушайте и покажите.
Вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь, нечаянно порвав новые брюки
6. Развитие артикуляционной моторики.
— «Улыбка» — «Трубочка».
— «Блинчик».
— «Иголочка».
— «Блинчик» — «Иголочка».
— Удержать «Блинчик» под счет до пяти.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют в «дудочку», меняя тональность: тихо — громко — тихо. Затем дети делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а...».
8. Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А а а...) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Давайте произнесем звук А.
Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом.
Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
10. Связь звуков и буквы.
Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям.)
Возьми три палочки для А.
Наклонились две сперва.
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.
11. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».
Логопед произносит ряд звуков: У. И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Приседать и вставать.
Приседать и вставать.
12. Закрепление звука в слогах.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
13. Закрепление звука в словах.
На доске находятся картинки со звуком А в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук А гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)
14. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок» и т.д.
15. Закрепление звука в тексте.
Ан-ан-ан — папа чинит кран.
Та-та-та — усы большие у кота.
Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
16. Итог занятия.
Логопед: Как плакала девочка Аня? (А а а.) Какой это звук? (Гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)
Почему звук А гласный? (Воздух выходит свободно, не встречает преграды.)
17. Оценка работы детей.
Предварительный просмотр:
2 неделя октября. Одежда. Обувь. Головные уборы
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей различать предметы одежды по сезонам;
— формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.
Коррекционно-развивающие:
— упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -онък-;
— развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;
— развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
Оборудование:
Большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята! Вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории? (Ответы детей.) Тогда познакомьтесь с нашей гостьей — Большой Шляпой.
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми Большая Шляпа справиться так и не смогла... Поэтому она просит помощи у вас. Поможем Большой Шляпе? (Ответы детей.)
3. Вводная беседа.
Логопед: Послушайте, как появились одежда и обувь.
Одежда, обувь, головные уборы
Одежда, обувь и головные уборы возникли в глубокой древности. С их помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился. Прекрасная прочная обувь получалась из коры деревьев, головные уборы — из листьев различных растений.
Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шелк... Хлопок получают из растений, шерсть — от домашних животных, а шелк добывают из тутового шелкопряда. Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды и изготовления головных уборов.
Предметы одежды, обуви и головные уборы делятся на женские и мужские. Одежду и обувь, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов.
Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз или, наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду, обувь и головной убор надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Однажды холодным осенним днем вышла Большая Шляпа на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ и дубленка. (Логопед выставляет на доску картинки.) Смотрит Большая Шляпа и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе и дубленке очень жарко и только пальто, плащ и куртка чувствуют себя прекрасно.
Ребята! Расскажите Большой Шляпе, почему так по-разному чувствовали себя предметы одежды.
Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы логопеда.
Логопед: Почему замерзли платье, шорты, футболка? (Потому что платье, шорты и футболку носят летом. Это летняя одежда.) Почему было жарко шубе и дубленке? (Потому что шубу и дубленку носят зимой. Это зимняя одежда.)
А почему пальто, плащ и куртка чувствовали себя прекрасно? (Потому что куртка, плащ и пальто — это осенняя одежда. А Большая Шляпа гуляла осенью.)
Логопед: Смотрит Большая Шляпа и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в два раза больше. (Логопед прибавляет к каждому предмету одежды еще по одному.) И теперь, чтобы поговорить с ними Большой Шляпе пришлось использовать слова два и две. Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте расскажем Большой Шляпе, какое слово к какой одежде подходит.
Игра «Два, две». Логопед предлагает детям ответить на вопросы.
Логопед: О чем можно сказать два! (Два платья, два плаща, два пальто...)
О чем можно сказать две! (Две футболки, две куртки, две шубы, две дубленки...) А вот про шорты ребята, нужно сказать двое. Повторите за мной. (Двое шорт.)
Логопед: И все-таки Большой Шляпе удалось найти общий язык с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами. Угадайте, как она называла предметы одежды.
Игра «Назови ласково». Платье — платьице, шорты—шортики, куртка—курточка, пальто— пальтишко, футболка — футболочка, шуба — шубка, плащ — плащик, дубленка — дубленочка.
Физкультминутка «Шапка».
Логопед: Большой Шляпе стало интересно, из какого материала сделана одежда, и она решила спросить об этом своих новых друзей. Оказалось, что никто этого не знает. Давайте мы расскажем Большой Шляпе, из чего и какие бывают предметы одежды.
Игра «Какой, какая, какое?». Дети образуют слова-признаки от словосочетаний.
Шляпа из фетра — фетровая.
Платье из ситца — ситцевое.
Платье из бархата — бархатное.
Платье из шелка — шелковое.
Платье изо льна — льняное.
Кофта из шерсти — шерстяная.
Перчатки из кожи — кожаные.
Шуба из меха — меховая.
Куртка из джинсовой ткани — джинсовая.
Пальто из драпа — драповое.
Футболка из хлопка — хлопчатобумажная.
Дубленка из замши — замшевая. И т.д.
Логопед: На прощание друзья решили загадать друг другу загадки.
Игра «Узнай по описанию».
Логопед: Вот какую загадку загадала Большая Шляпа: «Красивое, длинное, вечернее, бархатное». (Платье.)
А платье загадало загадку Большой Шляпе: «Теплая, меховая, пушистая, длинная». (Шуба.)
Логопед: А вы ребята придумайте свои загадки.
Дети придумывают загадку, например, о шапке (с опорой на картинку), а затем еще о двух предметах одежды (уже без помощи картинок).
Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая. (Шапка.)
Теплый, пушистый, длинный, вязанный, шерстяной, мягкий. (Шарф.)
Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная. (Рубашка.) И т.д.
5. Итог занятия.
Логопед: Кто приходил к нам в гости со сказочной историей? Назовите предметы летней, осенней, зимней одежды. Для чего нужна людям одежда? Что нужно сделать для того, чтобы она долго служила?
Предварительный просмотр:
2 неделя октября. Одежда. Обувь. Головные уборы
Тема: Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно - развивающие:
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по теме; развивать внимание, мышление, связную речь;
Коррекционно-воспитателъная:
— воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.
Оборудование: серия сюжетных картин, картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.
Предварительная работа: Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», Л. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках».
Ход занятия
1. Организационный момент.
На левой части доски выставлено три ряда картинок: первый — изображения предметов одежды, второй — обуви и третий — головных уборов. На правой части доски картинки, изображающие одежду, обувь и головные уборы, расположены в хаотичном порядке.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Продолжи ряд». Рассмотрите внимательно ряды картинок слева. Возьмите картинки справа и продолжите ряды правильно.
Дети выходят, выбирают картинки и «продолжают» каждый ряд, объясняя свои действия: «Я поместил юбку в первый ряд, потому что это предмет одежды».
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы узнаем историю, которая произошла с мальчиком Колей. Но история эта нарисована художником, а мы с вами должны ее рассказать.
Беседа по серии картин.
Где гулял мальчик Коля?
Чего было много вокруг дома?
Почему Коля стоит в одном ботинке?
Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
Как вы думаете, он нашел его?
Кому рассказал Коля о своей потере?
Кто стал искать ботинок после Коли?
А после бабушки?
Где Коля мог потерять ботинок?
Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
Можно ли поступать так, как поступил Коля? Почему?
Совместное составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но к и не нашел. Пришел он домой и рассказал все бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей составить рассказ по серии картин самостоятельно.
Физкультминутка «Туфельки нарядные».
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Туфельки нарядные, Правая нога вперед, на носок.
Туфельки парадные, Левая нога вперед, на носок.
Лаковые, с ремешком, Правая нога вперед, на пятку.
И подошва с каблучком. Левая нога вперед, на пятку
Туфли Маше в самый раз
Можно выходить на пляс. Руки на поясе, «пляшут».
(В. Мирясова)
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.
6. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): О ком мы сегодня составляли рассказ? В какое время года произошла эта история?
Как нужно относиться к одежде и обуви, которую вам покупают родители?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМАМ: «СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
Подборка лексического материала по темам "Одежда, обувь, головные уборы" поможет педагогам быстро и грамотно подготовить конспект, сценарий, проект по указанной теме....
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя...
Интегрированное занятие в подготовительной группе по теме: Одежда, обувь, головные уборы. Буква С, звук с".
Интегрированное занятие для детей подготовительной логопедической группы....
Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы. Звуки [б], [б\']. Буква Б.
Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы. Звуки [б], [б']. Буква Б....
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Одежда.Обувь. Головные уборы. Звук и буква Т.
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Одежда.Обувь. Головные уборы. Звук и буква Т....
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"...
Демонстрационный и раздаточный материал по теме недели: "Перелетные птицы. Звуки У и А"
Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Перелетные птицы. Звуки У и А"...