Демонстрационный и раздаточный материал по теме недели: "Перелетные птицы. Звуки У и А"
материал по логопедии (старшая группа)

Падерина Анна Юрьевна

Предварительный просмотр:

3 неделя октября. Звуки У - А

Цели занятия:

Коррекционно - образовательные:

—        учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно - развивающие:

—        закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

—        развивать фонематические процессы;

—        закреплять понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова;

—        развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

—        выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).

Коррекционно - воспитательная:

—        воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом..

Оборудование: 

Зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слов, схема для характеристики звуков, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Логопед устраивает соревнование: первая команда называет слова со звуком У в начале слова, а вторая — со звуком А. Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова

2. Развитие общей моторики. «Осенью»

Опустел скворечник, улетели птицы,

Машут руками, как крыльями.

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Приседают.

Целый день сегодня все летят, летят...

Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

Бегут по кругу

3. Развитие мелкой моторики. «Журавли»

Летят лениво журавли.

Летят они прощаются:

Взмахи перекрещенными кистями рук.

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами

Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

4.        Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5.        Развитие мимических мышц.

Выразить состояние грусти и печали («Вы прощаетесь с улетающими птицами»); изобразить радость («Птицы вернулись в родные края»).

6.        Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

—        «Поцелуй». Губы вытянуты вперед трубочкой.

—        «Блинчик»

—        Удержать «Блинчик» под счет до семи.

7.        Работа над развитием дыхания и голоса.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

8.        Объявление темы занятия.

Логопед: Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.

9.        Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука А — рот широко открыт, а при произнесении звука У — губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета.)

10. Связь звуков и буквы.

Дети выкладывают буквы А и У из счетных палочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).

11.        Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, топай, не зевай».

Логопед произносит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

12.        Закрепление звука в слогах.

Выделение начальных звуков в слогах: АП, УП, АН, УН, УМ, AM.

Логопед: Сколько звуков вы слышите? (Два.) Назовите первый звук.

13.        Закрепление звука в словах.

Дети называют картинки на звуки А и У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращается на свое место.

14.        Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами — названиями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей» (без понятия «предложение»).

15.        Закрепление звука в тексте.

Повторение вслед за логопедом.

Ан-ан-ан-ан — в кухне течет кран.

Ух-ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ка-ка-ка-ка — дам котятам молока.

Ку-ку-ку-ку — сидит сорока на суку.

16.        Итог занятия.

Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи?

17.        Оценка работы детей.



Предварительный просмотр:

3 неделя октября. Перелетные птицы

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—        учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.

Коррекционно-развивающие:

—        развивать умение составлять простые предложения;

—        упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

—        закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: 

Макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, ласточка, голубь

 

2.        Объявление темы.

Логопед: Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.

3.        Вводная беседа.

Логопед предлагает детям послушать рассказ.

Птицы

Где бы ты ни гулял — по берегу моря, в деревне или в городском парке, — повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы — это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнездах. Обычно они строят гнезда из листьев, веточек и травы, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А когда зимние морозы закончатся, они вернутся обратно.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра «Где птичка?». 

Для этой игры используется макет березы и скворечника, а также вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка. Логопед передвигает птиц, а детей просит сказать, где они сейчас находятся. Если дети затрудняются в описании действий, то нужно задать наводящие вопросы: «С чего слетела ласточка?», «Из чего вылетел скворец», «К чему подлетел скворец?» И т.д.

Ласточка сидит на березе. Ласточка слетела с березы. Скворец залетел в скворечник. Скворец вылетел из скворечника. Скворец подлетел к березе. Скворец отлетел от березы. Ласточка с ветки на ветку перелетела. Ласточка облетела вокруг скворечника.  Ласточка и скворец сидят под березой.

Игра «Сколько птичек улетело?» («1,3,5»), Один журавль, три журавля, пять журавлей. Одна ласточка, три ласточки, пять ласточек. Один зяблик, три зяблика, пять зябликов. Один скворец, три скворца, пять скворцов. И т.д.

Физкультминутка «Осень». 

Игра «Назови части тела птицы». Логопед предлагает детям рассмотреть изображение птички и сказать, какие у нее есть части тела.

Логопед указывает на различные части тела птицы, дети называют их:

У птиц есть голова.

У птиц есть две лапы.

У птиц есть два крыла.

У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв.

Тело птиц покрыто перьями.

Игра «Назови ласково». 

Логопед предлагает детям назвать части тела птиц ласково.

Голова — головка.        Хвост — хвостик.

Лапы — лапки.        Клюв — клювик.

Крыло — крылышко.        Перо — перышко.

5. Итог занятия.

Логопед: Назовите перелетных птиц. Почему они так называются? Когда птицы улетают в теплые края? А когда они вернутся?



Предварительный просмотр:

3 неделя октября. ТН Перелетные птицы

Тема: Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди»

с использованием сюжетных картин

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—  учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

—  учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

—  развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

—  активизировать словарь по теме;

—  развивать внимание, мышление, связную речь;

—  развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

—  воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

Оборудование: 

сюжетные картинки по тексту рассказа

Предварительная работа: Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки   пропали»   (выучить   наизусть), Л.   Толстой   «Птичка». Чтение сказки «Лягушка-путешественница»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:      

До пяти я посчитаю,

Ребят в птичек превращаю.

Каждому из детей логопед вручает картинку с изображением птицы. Сначала перелетные «птицы» летят на свои места, а затем и зимующие.

2.  Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о красивых птицах — лебедях, и о том, куда они улетают осенью.

3.   Чтение рассказа Н. Воронковой «Лебеди» с подробным обсуждением.

Дедушка перестал копать, наклонил голову набок и к чему-то прислушался. Таня спросила шепотом:

— Что там?

А дедушка ответил:

— Слышишь — лебеди трубят?

Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:

— А что же, у лебедей труба есть? Дедушка засмеялся и ответил:

—  Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?

Тоня прислушалась. И правда, где-то высоко были пииты протяжные далекие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала: Вижу, вижу! Веревочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?

Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедушки. — Они улетают в теплые края. А лебеди летели все дальше.

Логопед объясняет детям выражение «лебеди трубят».

•    О ком этот рассказ?

•    К чему прислушивался дедушка?

•    Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?

•    Что значит «лебеди трубят»? (Это значит, что они протяжно кричат.)

•    Кого увидела в небе Таня?

•    Чего очень хотелось Тане? (Чтобы лебеди сели где-то неподалеку.)

•    А что ответил ей дедушка?

По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные картинки на доску.

4.  Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5.  Составление пересказа детьми.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

Физкультминутка «Осень».

Опустел скворечник, улетели птицы,

Машут руками, как крыльями.

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Приседают.

Целый день сегодня все летят, летят...

Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

Бегут по кругу

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.

6. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): О каких птицах говорили на занятии? Куда лебеди улетают осенью? Что значит выражение «лебеди трубят»? Таня сказала, что лебеди летят веревочкой. Как можно сказать по - другому?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НОД ПО ФЭМП»

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление...

Демонстрационный и раздаточный материал.ФЭМП.2 младшая группа

Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушк...

«Методические рекомендации по использованию демонстрационного и раздаточного материала»

laquo;Методические рекомендации поиспользованию демонстрационного и раздаточного материала»...

Играем дома. Задания по темам недель (подготовительная группа) Тема недели: «Перелетные и водоплавающие птицы»

Играем дома. Задания по темам недель (подготовительная группа) Тема недели: «Перелетные и водоплавающие птицы»...

Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"

Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"...

Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"

Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"...