"Поле речевых чудес"
учебно-методический материал по логопедии
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. С детьми не достаточно использовать только слуховой анализатор, необходимо зрительное и тактильное подкрепление для более результативного усвоения материала.
Использование технологии «семантические поля» в коррекционном процессе увлекает детей, превращает занятие в игру. Эта адаптированная технология с использованием лексических дорожек и полей (ритмических парковок и кругов) – особенно эффективна для детей с речевой патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_i_aktivizatsiyu_slovarya_-_kopiya.docx | 13.17 КБ |
uprazhneniya_na_aktivizatsiyu_antonimov.docx | 603.34 КБ |
igry_na_razvitie_grammatiki_i_svyaznoy_rechi.docx | 13.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие и активизацию словаря
с использованием лексических дорожек
(ритмических парковок)
1. «НАЗОВИ КАКАЯ?» (какой, какие, какое) – активизируем словарь, учим согласовывать существительные с прилагательными.
Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.
Инструкция: у тебя (собачка), подбери слова какая она?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.
2. «ЧТО ДЕЛАЕТ?» - активизируем словарь, учим согласовывать существительные с глаголами.
Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.
Инструкция: у тебя (собачка), подбери слова что она делает?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.
3. «КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ?» (рядом с человеком, в море, в пустыне) активизируем словарь, учим проговаривать предложения.
Материал: лексическая дорожка, предметная картинка лес (дом, море, пустыня и т.п.), фишки.
Инструкция: это лес, вспомни, кто живёт в лесу?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.
4. «ЧТО НУЖНО СТРОИТЕЛЮ?» (повару, доктору, дворнику, учителю и т.п.) активизируем словарь, учим составлять предложения подбирая нужные существительные в именительном падеже.
Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.
Инструкция: подбери слова что нужно строителю?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.
Примечание: на первоначальном этапе можно предложить картинки вместо фишек. Взрослый просит проговаривать словосочетания или предложения. После заполнения вместе со взрослым повторить все составленные словосочетания или предложения.
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие и активизацию словаря (антонимов)
с использованием лексических дорожек
(ритмических парковок)
1. «СКАЖИ, КАКИМ БЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК?» – активизируем словарь, учим согласовывать существительные с прилагательными противоположными по смыслу.
Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.
Инструкция: картинка лежит по центру. Подумай и скажи, каким может быть человек. (на первоначальном этапе педагог называет слово и кладёт фишку с лева от картинки, а ребёнок называет противоположное и кладёт фишку справа от картинки. При усложнении ребёнок сам заполняет всю дорожку
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.
2. «ЧТО ДЕЛАЕТ?» - активизируем словарь, учим образовывать приставочные глаголы
Материал: лексическая дорожка, сюжетные картинки или игрушки, фишки.
Инструкция: у тебя (машинка), подбери слова что она делает?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишки справа и слева от картинки и заполняет лексическую дорожку.
Пример: подъехала -отъехала, приехала -уехала, въехала – выехала, загрузилась – выгрузилась и т.п.
3. «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» - активизируем словарь, учим образовывать и спользовать приставочные глаголы
Материал: лексическая дорожка, сюжетные картинки или игрушки, фишки.
Инструкция: подбери слова что делает?
Мальчик дорогу переходит – а собачка …..(перебегает)
Мальчик камень переступает – а зайчик…… (перепрыгивает)
Мальчик лужу перепрыгивает – а птичка …(перелетает)
Мальчик через мостик переходит – а змея …..(переползает) и т.п.
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишки справа и слева от картинки и заполняет лексическую дорожку.
3. «ЧТО ДЕЛАЕТ?» активизируем словарь, учим проговаривать предложения.
Материал: лексическая дорожка, сюжетные картинки фишки.
Инструкция: посмотри и скажи, что делает собака? Что она потом сделает?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.
Примечание: на первоначальном этапе можно предложить картинки вместо фишек. Взрослый просит проговаривать словосочетания или предложения. После заполнения вместе со взрослым повторить все составленные словосочетания или предложения.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие грамматики и связной речи.
с использованием лексических дорожек и кругов
(ритмических парковок, кругов)
1.«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - активизируем словарь, учим составлять простые предложения согласовывать слова в них.
Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.
Инструкция: у тебя (кошка) ставим в середину лексической дорожки, подбери слова какая она?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку слева от картинки и заполняет лексическую дорожку.
Подбери слова что она делает?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку справа от картинки и заполняет лексическую дорожку.
Вспомни какие слова подобрал, составь предложение с этими словами.
Пример:
Пушистая, красивая, ласковая, добрая КОШКА сидит, ест, прыгает, играет.
Пушистая кошка сидит; Красивая кошка ест; Добрая, ласковая кошка играет и прыгает.
2. «ЧТО КАКОЕ?» - учим согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: лексическая дорожка, предметные картинки желательно черно-белые, фишки разного цвета.
Инструкция: какого цвета фишка? (синяя) ставим в начало лексической дорожки, давай раскрасим игрушки (одежду, посуду, обувь и т.п)
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт картинку справа от фишки и заполняет лексическую дорожку.
Пример: мяч синий; дудка синяя; обруч синий; машинка синяя, облако синее и т.п
3. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - активизируем словарь, учим составлять простые предложения с предлогами.
Материал: лексический круг, предметная картинка или игрушка, схемы предлогов фишки.
Инструкция: у тебя (кошка) ставим в центр лексического круга. в секторах разложены схемы предлогов (НА, В, ПОД). Подумай, где сидит кошка?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет все сектора лексического круга.
Усложнение: Подбери слова, что она ещё может делать?
На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку над схемой предлога и заполняет лексический круг.
Вспомни какие предложения ты составил.
Пример:
Кошка сидит НА КРЕСЛЕ; кошка сидит ПОД СТОЛОМ, кошка сидит В КОРОБКЕ.
Кошка ЛЕЖИТ НА кресле, кошка ПРЯЧЕТСЯ ПОД столом; кошка ИГРАЕТ В коробке.
4. «СОСТАВЬ БОЛЬШОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - активизируем словарь, учим составлять простые распространенные предложения.
Материал: лексический круг с разноцветными секторами, предметная картинка или игрушка, фишки.
Инструкция: у тебя (машинка) ставим в центр лексического круга. Сектора обозначены цветом по 4 или 6. Придумай предложение со словом машина, чтобы количество слов в нём, совпадало с количеством секторов.
На каждое слово ребёнок кладёт фишку и заполняет все сектора лексического круга.
Вспомни какие предложения ты составил.
Пример:
Сектор из 4 слов: машина едет по дороге; машина стоит за домом.
Сектор 6 слов: красная машина едет по новой дороге; грузовая машина везёт материал на стройку и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра «Поле математических чудес».
Программное содержание:Обучающие задачи:•Обобщить и закрепить математические представления.• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.Развивающие задачи:• Создать условия для развития логическо...
Дидактическая игра Поле математических чудес
1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 2.Развивать смекалку, зрительную память, воображение. 3.Воспитывать чувство товарищества, уважение к ...
Конспект НОД по ФЭМП "Поле математических чудес".
Задачи: Познавательное развитиеЗакрепить состав числа 7 из двух меньших.Закрепить умение детей решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков.Закреплять умение соотносить кол...
Культурная практика "Поле сказочных чудес"
Культурная практика в старшей группе по развитию речи "Поле сказочных чудес"...
Математическая игра " Поле математических чудес"
формировать математическую грамотность...
Дидактическое пособие " поле математических чудес"
Формировать у детей математическую граммотность...
«Поляна логопедических чудес». Авторское многофункциональное пособие для старших дошкольников.
Многофункциональное настольное пособие «Логопедическая поляна чудес». Пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Оно многофункциональное, мобильное и очень легкое в испол...