"Поле речевых чудес"
учебно-методический материал по логопедии

Давлетбаева Елена Ивановна

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. С детьми не достаточно использовать только слуховой анализатор, необходимо зрительное и тактильное подкрепление для более результативного усвоения материала.

Использование технологии «семантические поля» в коррекционном процессе увлекает детей, превращает занятие в игру. Эта адаптированная технология с использованием лексических дорожек и полей (ритмических парковок и кругов) – особенно эффективна для детей с речевой патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие и активизацию словаря

с использованием лексических дорожек

(ритмических парковок)

1.        «НАЗОВИ КАКАЯ?» (какой, какие, какое) – активизируем словарь, учим согласовывать существительные с прилагательными.

Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.

Инструкция: у тебя (собачка), подбери слова какая она?

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.

2.        «ЧТО ДЕЛАЕТ?» - активизируем словарь, учим согласовывать существительные с глаголами.

Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.

Инструкция: у тебя (собачка), подбери слова что она делает?

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.

3.        «КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ?» (рядом с человеком, в море, в пустыне) активизируем словарь, учим проговаривать предложения.

Материал: лексическая дорожка, предметная картинка лес (дом, море, пустыня и т.п.), фишки.

Инструкция: это лес, вспомни, кто живёт в лесу?

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.

4.        «ЧТО НУЖНО СТРОИТЕЛЮ?» (повару, доктору, дворнику, учителю и т.п.) активизируем словарь, учим составлять предложения подбирая нужные существительные в именительном падеже.

Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.

Инструкция: подбери слова что нужно строителю?

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.

Примечание: на первоначальном этапе можно предложить картинки вместо фишек. Взрослый просит проговаривать словосочетания или предложения. После заполнения вместе со взрослым повторить все составленные словосочетания или предложения.



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие и активизацию словаря (антонимов)

с использованием лексических дорожек

(ритмических парковок)

1.        «СКАЖИ, КАКИМ БЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК?» – активизируем словарь, учим согласовывать существительные с прилагательными противоположными по смыслу.

Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.

Инструкция: картинка лежит по центру. Подумай и скажи, каким может быть человек. (на первоначальном этапе педагог называет слово и кладёт фишку с лева от картинки, а ребёнок называет противоположное и кладёт фишку справа от картинки. При усложнении ребёнок сам заполняет всю дорожку

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.

2.        «ЧТО ДЕЛАЕТ?» - активизируем словарь, учим образовывать приставочные глаголы

Материал: лексическая дорожка, сюжетные картинки или игрушки, фишки.

Инструкция: у тебя (машинка), подбери слова что она делает?

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишки справа и слева от картинки и заполняет лексическую дорожку.

Пример: подъехала -отъехала, приехала -уехала, въехала – выехала, загрузилась – выгрузилась и т.п.

3.         «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» - активизируем словарь, учим образовывать и спользовать приставочные глаголы

Материал: лексическая дорожка, сюжетные картинки или игрушки, фишки.

Инструкция: подбери слова что делает?

Мальчик дорогу переходит – а собачка …..(перебегает)

Мальчик камень переступает – а зайчик…… (перепрыгивает)

Мальчик лужу перепрыгивает – а птичка …(перелетает)

Мальчик через мостик переходит – а змея …..(переползает) и т.п.

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишки справа и слева от картинки и заполняет лексическую дорожку.

3.        «ЧТО ДЕЛАЕТ?» активизируем словарь, учим проговаривать предложения.

Материал: лексическая дорожка, сюжетные картинки фишки.

Инструкция: посмотри и скажи, что делает собака? Что она потом сделает?

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет лексическую дорожку.

Примечание: на первоначальном этапе можно предложить картинки вместо фишек. Взрослый просит проговаривать словосочетания или предложения. После заполнения вместе со взрослым повторить все составленные словосочетания или предложения.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие грамматики и связной речи.

с использованием лексических дорожек и кругов

(ритмических парковок, кругов)

1.«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - активизируем словарь, учим составлять простые предложения согласовывать слова в них.

Материал: лексическая дорожка, предметная картинка или игрушка, фишки.

Инструкция: у тебя (кошка) ставим в середину лексической дорожки, подбери слова какая она?  

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку слева от картинки и заполняет лексическую дорожку.

Подбери слова что она делает?  

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку справа от картинки и заполняет лексическую дорожку.

Вспомни какие слова подобрал, составь предложение с этими словами.

Пример:

Пушистая, красивая, ласковая, добрая КОШКА сидит, ест, прыгает, играет.

Пушистая кошка сидит; Красивая кошка ест; Добрая, ласковая кошка играет и прыгает.

2. «ЧТО КАКОЕ?» - учим согласовывать прилагательные с существительными.  

Материал: лексическая дорожка, предметные картинки желательно черно-белые, фишки разного цвета.

Инструкция: какого цвета фишка? (синяя) ставим в начало лексической дорожки, давай раскрасим игрушки (одежду, посуду, обувь и т.п)

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт картинку справа от фишки и заполняет лексическую дорожку.

Пример: мяч синий; дудка синяя; обруч синий; машинка синяя, облако синее и т.п

3. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - активизируем словарь, учим составлять простые предложения с предлогами.

Материал: лексический круг, предметная картинка или игрушка, схемы предлогов фишки.

Инструкция: у тебя (кошка) ставим в центр лексического круга. в секторах разложены схемы предлогов (НА, В, ПОД). Подумай, где сидит кошка?  

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку и заполняет все сектора лексического круга.

Усложнение: Подбери слова, что она ещё может делать?  

На каждое правильно подобранное слово ребёнок кладёт фишку над схемой предлога и заполняет лексический круг.

Вспомни какие предложения ты составил.

Пример:

Кошка сидит НА КРЕСЛЕ; кошка сидит ПОД СТОЛОМ, кошка сидит В КОРОБКЕ.

Кошка ЛЕЖИТ НА кресле, кошка ПРЯЧЕТСЯ ПОД столом; кошка ИГРАЕТ В коробке.

4. «СОСТАВЬ БОЛЬШОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - активизируем словарь, учим составлять простые распространенные предложения.

Материал: лексический круг с разноцветными секторами, предметная картинка или игрушка, фишки.

Инструкция: у тебя (машинка) ставим в центр лексического круга. Сектора обозначены цветом по 4 или 6. Придумай предложение со словом машина, чтобы количество слов в нём, совпадало с количеством секторов.  

На каждое слово ребёнок кладёт фишку и заполняет все сектора лексического круга.

Вспомни какие предложения ты составил.

Пример:

Сектор из 4 слов: машина едет по дороге; машина стоит за домом.

Сектор 6 слов: красная машина едет по новой дороге; грузовая машина везёт материал на стройку и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Поле математических чудес».

Программное содержание:Обучающие задачи:•Обобщить и закрепить математические представления.• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.Развивающие задачи:• Создать условия для развития логическо...

Дидактическая игра Поле математических чудес

1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 2.Развивать смекалку, зрительную память, воображение.  3.Воспитывать чувство товарищества, уважение к ...

Конспект НОД по ФЭМП "Поле математических чудес".

Задачи: Познавательное развитиеЗакрепить состав числа 7 из двух меньших.Закрепить умение детей решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков.Закреплять умение соотносить кол...

Культурная практика "Поле сказочных чудес"

Культурная практика в старшей группе по развитию речи "Поле сказочных чудес"...

Математическая игра " Поле математических чудес"

формировать математическую грамотность...

Дидактическое пособие " поле математических чудес"

Формировать у детей математическую граммотность...

«Поляна логопедических чудес». Авторское многофункциональное пособие для старших дошкольников.

Многофункциональное настольное пособие «Логопедическая поляна чудес». Пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Оно многофункциональное, мобильное и очень легкое в испол...