Культурная практика "Поле сказочных чудес"
план-конспект занятия по развитию речи

Шарапова Елена Валерьевна

Культурная практика в старшей группе по развитию речи "Поле сказочных чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kult_praktika_pole_skazochnyh_chudes.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Культурная практика в старшей группе

по развитию речи: игра "Поле сказочных чудес"

Составила: воспитатель старшей группы №11 Шарапова. Е.В.

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о мире семьи посредством введения их в литературное произведение.

2. Стимулировать у детей стремление к усвоению нравственных ценностей и понятий о семейном укладе, отраженном в художественных образах.

3. Продолжать учить детей оценивать героев с этической позиции.

4. Формировать у детей умение определять на примере героев художественных произведений ценностные личностные качества.

Материалы:

1. Выставка книг со сборниками русских народных сказок, рассказов.

2. Иллюстрации к сказкам "Морозко", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

3. Циферблат с пятью конвертами (с заданиями).

4. Карточки с пословицами и схемами.

5. Символы к сказкам "Гуси-лебеди", "Репка", "Золушка".

6. Карточки с загадками от сказочных героев "Сказка о рыбаке и рыбке", "Красная шапочка", "Гуси-лебеди".

7. Запись музыки для "Хоровода сказок".

8. Аудиозапись песни "Мама для мамонтенка" из мультфильма.

9. Фишки двух видов по количеству детей.

10. Разноцветные кружочки-липучки  для очков на две команды.

11. Коврограф "Ларчик Воскобовича".

12. Сборник сказок.

Предварительная работа:

1. Чтение с детьми русских народных сказок, рассказов в которых отражается специфика взаимоотношений в семье.

2. Беседы с детьми о взаимоотношениях героев сказок.

3. Рассматривание с детьми иллюстраций, разгадывание загадок.

4. Заучивание с детьми пословиц о семье, взаимопомощи в семье.

5. Дидактические игры: "Угадай героя сказки", "Салат из сказок", "Восстанови сказку".

6. Игры-драматизации по сказочным сюжетам.

Ход игры:

Детям предлагается послушать песню из мультфильма "Мама для мамонтенка" и ответить на вопросы:

-Кого ищет мамонтенок?

-Куда вернется мамонтенок?

Воспитатель: 

-Семья, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. Самые близкие ребенку люди - его родители. Для родителей дети - смысл и радость всей жизни. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Предлагаю произнести слово "Семья" и поразмышлять, какой смысл заключается в этом слове.

(семь таких как я; семья защищает, оберегает, заботится, в семье все любят друг друга...)

Воспитатель:

-Очень много написано рассказов, придумано сказок о семье. Обратите внимание на выставку книг у нас в группе. Вспомните рассказы и сказки, в которых говорится о семье, взаимоотношениях членов семьи, их быте. (Осеева "Волшебное слово"; Носов "Заплатка"; "Морозко"; "Аленький цветочек"; "Гуси-лебеди"; "Крошечка-Хаврошечка"; "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"; "Золушка"; "Дикие лебеди"...)

Воспитатель: 

-Предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие в мир сказок и поиграть в игру "Поле сказочных чудес". А поможет совершить путешествие волшебная стрелка и волшебные слова: "Стрелку кружи, путь нам в сказку укажи!". Но для игры нам сначала нужно поделиться на 2 команды

(дети вытягивают фишки 5 штук с одним рисунком и 5 штук с другим).

На нашем игровом поле сказочных чудес расставлены пронумерованные конверты с заданиями, которые вам нужно будет выполнить. Крутим стрелку, проговариваем волшебные слова "Стрелку кружи, путь нам в сказку укажи!" и начинаем игру.

Воспитатель крутит стрелку, проговариваем волшебные слова "Стрелку кружи, путь нам в сказку укажи!" один из  детей выбирает конверт с заданием.

Конверт №1 "Угадай сказку".

Разминка: по опорным словам и символам надо определить названия сказок.

БРАТ-СЕСТРА-ГУСИ-БАБА-ЯГА (сказка "Гуси-лебеди")

СТАРУХА-СТАРИК-СЕТЬ-РЫБКА (сказка "О рыбаке и рыбке")

БАБУШКА-ВНУЧКА-МЫШКА-ЖУЧКА (сказка "Репка")

ТУФЕЛЬКА-КАРЕТА-МАЧЕХА-ТЫКВА (сказка "Золушка")

1 задание:

а) "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?" (старик Мороз-Иванович в сказке "Морозко").

б) Опишите Мороза-Ивановича (дети подбирают прилагательные: справедливый, мудрый, заботливый...)

в) За что наградил Мороз-Иванович падчерицу? (за терпение, за доброту, трудолюбие, уважение к старшим...)

За каждый правильный ответ команде присваивается кружок-очко.

2 задание:

 а) "Не пей, братец, козленочком станешь" (сестрица Аленушка в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка").

б) Опишите Аленушку (дети подбирают прилагательные: заботливая, нежная, ласковая...)

в) Когда Иванушка превратился в козленочка, стала ли Аленушка хуже относиться к брату? (нет, она не перестала любить своего брата, относилась к нему с жалостью и нежностью).

За каждый правильный ответ команде присваивается кружок-очко.

Воспитатель обобщает высказывания детей и говорит о том, что отношения близких людей всегда должны быть одинаковы и в радости и в горе.

Воспитатель крутит стрелку, проговариваем волшебные слова "Стрелку кружи, путь нам в сказку укажи!" один из  детей выбирает конверт с заданием.

Конверт №2 "Размытое письмо".

Воспитатель:

Письмо, в котором находятся загадки сказочных героев о себе, намокло.

Давайте вспомним тексты загадок и назовем героев сказок.

1 задание:

а) "Я так заботился о своей старухе, хотел облегчить ей труд, но ей все было мало. И от своей жадности и грубости она опять осталась у ... (разбитого корыта)"

б) О какой сказке идет речь? Кто герой этой сказки? (старик из сказки Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке")

в) Какие качества навредили самой же старухе? (жадность, злость, неуважение к своему старику, неблагодарность по отношению к золотой рыбке...)

За каждый правильный ответ команде присваивается кружок-очко.

2 задание:

а) "У меня есть красная шапочка, мне ее подарила любимая бабушка. Она старенькая, я забочусь о ней. Но когда я иду ее навещать, на моем пути встречается опасный зверь ... (волк)"

б) О какой сказке идет речь? Кто героиня этой сказки? (Красная шапочка из сказки  "Красная шапочка")

в) Опишите качества характера девочки (заботливая, очень любит свою бабушку, вежливая, находчивая...)

За каждый правильный ответ команде присваивается кружок-очко.

3 задание:

а) "Я забыла про родительский наказ, заигралась с подружками и не уследила, как моего братца Иванушку унесли ... (гуси-лебеди.) Мне пришлось преодолеть много испытаний, чтобы найти братца. "

б) О какой сказке идет речь? Кто героиня этой сказки? (девочка из сказки "Гуси-лебеди")

в) Воспитатель: девочка проявила негативные качества своего характера по отношению к родителям и брату Иванушке, что в результате привело к беде. Какие негативные качества девочки вы можете назвать? (непослушание, беспечность, безответственность...)

За каждый правильный ответ команде присваивается кружок-очко.

Воспитатель крутит стрелку, проговариваем волшебные слова "Стрелку кружи, путь нам в сказку укажи!" один из  детей выбирает конверт с заданием.

Конверт №3 "Музыкальная пауза". (физминутка)

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и потанцевать в "Хороводе сказок".

Звучат музыка и песни из известных сказочных мультфильмов. (дети одной команды изображают сказочных героев, а дети другой команды отгадывают; затем команды меняются ролями).

Каждой команде присваивается кружок-очко.

Воспитатель крутит стрелку, проговариваем волшебные слова "Стрелку кружи, путь нам в сказку укажи!" один из  детей выбирает конверт с заданием.

Конверт №4 "Подбери пословицы к сказкам".

Воспитатель:

-Ребята, скажите, что такое пословица? Чему учат нас пословицы? (пословица, как и сказка, учит нас чему-то хорошему, в ней скрыта народная мудрость...)

-Сейчас мы с вами будем подбирать сказки, подходящие по смыслу к пословице. Чтобы было легче работать, предлагаю вам объединиться в команды (дети встают в две команды).

Воспитатель читает пословицу и вешает к ней карточку-схему.

(дети подбирают и ставят к этой схеме соответствующие картинки из сказок).

Воспитатель предлагает объяснить свой выбор (дети объясняют свой выбор).

а) "В семье где дружат, живут, не тужат." ("Репка"- члены этой семьи вытащили репку сообща, они спешили друг к другу на помощь, проявляли внимание, сочувствие друг к другу; эту семью можно назвать дружной.)

б) "Кто родителей почитает, тот горя не знает." ("Гуси-лебеди"- если бы девочка послушалась своих родителей, то с братцем ничего плохого не случилось бы, ей бы не пришлось преодолеть столько испытаний, чтобы вернуть братца.)

в) "Сыр калача белее, а мать мачехи милее." ("Золушка" - если бы у Золушки была жива ее родная мама , ее бы никто не обижал, родная мама любила бы ее; какой бы ни была мачеха, а родная мама всегда лучше.)

За каждый правильный ответ команде присваивается кружок-очко.

Воспитатель: 

-Молодцы ребята, вы так увлеченно работали, поняли смысл пословиц, угадали все сказки и правильно описали сказочных героев. Не забывайте ребята пословицы, так как они помогают никогда не совершать плохих поступков, учат дружить с добром, а не со злом, любить и ценить своих родных. В той семье, где все любят друг друга, всегда живут радость и добро. Такой семье соответствует пословица: "Семья сильна, когда над ней крыша одна."

Воспитатель крутит стрелку, проговариваем волшебные слова "Стрелку кружи, путь нам в сказку укажи!" один из  детей выбирает конверт с заданием.

Конверт №5 "Приз!".

Воспитатель:

-Наше путешествие по сказкам ребята закончено, и всех вас ждет приз! (сборник сказок), так как в этой игре нет проигравших, а все - победители! Предлагаю вам из кружочков, которые мы собрали изобразить любое сказочное существо, какое вы захотите (дети изображают на коврографе сказочное существо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы пойдем в осенний лес, полный сказочных чудес»

Физкультурный досуг ( младший возраст) ...

«Путешествие в страну сказочных чудес»

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости.. . Сказка - это чудо!...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР

АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ по познавательному развитию "Путешествие в лес, полный сказочных чудес."

Цель данного занятия-создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ....

Проект на тему "художник сказочных чудес"

Наша костромская земля издавна славилась своими одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие, и создателя народных песен и сказок, и гончары, и живописцы. В своем творчестве...

Кружок: «Страна сказочных чудес».

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек " Город Смоленск 2022годПодготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна                  Списо...