Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
При планировании и проведении коррекционных занятий у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо учитывать нарушения фонематического восприятия и возможные особенности протекания высших психических функций, что требует в свою очередь, построения индивидуальной коррекционной программы для каждого ребенка. Такая работа будет более эффективной и результативной.
Опираясь на таких авторов как Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.А.Ткаченко, А.С. Герасимова вся работа по развитию фонематического восприятия разделена на этапы (5 – 6 этапов) и проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Такая система работы будет очень эффективной, устраняя все недостатки в развитии фонематического восприятия и приближая к возрастной норме.
- Этап – узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют так же развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Эта же работа может продолжаться на воспитательных и фронтальных логопедических занятиях.
Рекомендую использовать такую наглядность – это музыкальные инструменты, предметы сделанные из стекла, железа, дерева, пластмассы, игрушки и т.д.
На первых занятиях детям предлагаю послушать звуки окружающего мира, отвечая на вопросы логопеда: Что шумит? Кто разговаривает? и т.д.
Для различия неречевых звуков можно использовать такие игры:
- «Найдем спрятанную игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан»
Что бы поддерживать интерес у детей, можно заменять звуки, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком и т.д.
- «У кого колокольчик» (ребенок – водящий должен отгадать и показать за спиной какого ребенка звенел колокольчик);
- «Что звучит» (по характеру звучания назвать музыкальный инструмент);
- Используя предметы, сделанные из разного материала, ребенок называет каждый, ориентируясь на характер звучания каждого предмета;
- «Повтори за мной» (воспроизведение ритмического рисунка, используя неречевые звуки);
- Этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Для реализации данного этапа использовать следующие игры:
- «Назови, кто позвал»
Эту же игру можно усложнить, когда звукосочетания произносятся, то громко, то тихо.
- «Определи, где котенок» (меняя силу голоса)
Усложнение этой игры, когда дети меняют тембровую окраску звукокомплекса (мяу), а водящий отгадывает (дрожит, боится и т.д.)
- Игра – драматизация сказки «Три медведя».
- Игра «Мама и детки» (воспроизведение звукоподражаний домашних животных разным по высоте голосом, а дети, ориентируясь на высоту голоса, поднимают соответствующие картинки).
На следующем этапе проводится работа над различием слов, близких по звуковому составу. Предварительно подбирается наглядный материал, который можно использовать на данном этапе: предметные картинки из разных тематических групп, парные картинки, названия которых похожи по звуковому составу и разные; в качестве сигналов можно использовать цветовые кружки.
Так как на этом этапе логопедической работы дети еще некоторые звуки произносят дефектно, использую такие приемы, где опора идет на слуховое восприятие, а не на произношение. Учитывая особенности психологического развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи целесообразно речевой материал подкреплять наглядным.
Приемы работы:
- Определение правильного произношения слова в цепочке слов (вагон – вакон – фагон – вагоп ит.д.). В качестве сигнала можно использовать хлопок в ладоши.
Звуковой состав слов можно постепенно усложнять.
- Расставить в той же последовательности картинки, в которой произнес их названия логопед;
- Ребенку предлагают поместить предметную картинку под той, название которой более близкое по звучанию;
Т.А.Ткаченко предлагает в индивидуальной работе на данном этапе использовать дидактические игры опять же с опорой на предметные картинки.
1 «Найди пару» - надо назвать предметы, изображенные на картинках и выбрать пару звучащую похоже;
2 игра «Доскажи словечко» - ребенок должен закончить двустишие одним из трех предложенных слов.
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала…
(кошка, дверь, стенка)
3 «Рифмовки» - найти неправильное слово и заменить его похожим по звуковому составу
Много снега во дворе –
Едут танки по горе.
(санки).
На IV этапе детей, будучи уже достаточно подготовленными, учат различать слоги. Начинаем работу с более простых упражнений и игровых заданий, а затем переходим к более сложным.
На индивидуальных занятиях можно использовать следующие приемы:
- Найти лишний слог в цепочке слогов, в качестве сигналов можно использовать цветные кружки;
- Воспроизведение слогов ряда со сменой ударного слога;
- Повторение цепочки слогов: за – зо – зо, зо – за – за, за – зо – за и т.д.
- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;
- Повторение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости (сначала по два слога, затем по три слога);
Когда дети научатся читать слоговые сочетания, то можно использовать такие упражнения:
- чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
- запись слогов различных типов под диктовку;
на этом этапе детей обучают делить слова на слоги, выполнять анализ и синтез слогов. Для этого предлагаю использовать такие игры:
- «Играем в карты» - один ребенок кладет карту, на которой записан один слог, а второй карту с таким слогом, чтобы получилось слово;
- «Кто больше придумает слов на заданный слог»;
- «Подобрать слово в рифму к цепочке слогов».
Эти игры лучше использовать на подгрупповых занятиях.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем рекомендуют начинать с дифференциации гласных звуков, так как их легче услышать, легче произнести, легче выделить; Для большей эффективности проводимой индивидуальной работы необходимо использовать наглядность: картинки с изображением животных, картинки, названия которых начинаются с гласного звука, согласного.
- Используя картинки (волк, ребенок и т.д.), произносят звуки длительно: волк воет (у – у – у), младенец плачет (а – а – а);
- Проговорить названия картинок. Выполнить соответствующие движения (хлопнуть в ладоши или поднять руку), если услышит слово на заданный гласный звук.
Когда упражнения на узнавание гласных звуков будут усвоены, можно переходить к упражнениям на узнавание согласных:
- Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке;
- Показать картинки, которые начинаются на заданный звук;
- Придумать слово с определенным звуком.
На этом этапе целесообразно использовать группы предметных картинок, специально подобранных по определенным звукам.
Проводится ряд игр:
- «Покажи лишнюю картинку»;
- «Назови, чем похожи названия картинок»
На последнем этапе формируют навыки элементарного звукового анализа, как высшей формы фонематического восприятия. Этим мы готовим ребенка к овладению элементами грамоты уже в подготовительной группе, что позволяет быть более успешным при овладении чтением и письмом в начальных классах.
Начинается эта работа с обучения детей делить слова на слоги, определения количества слогов в слове. Для этого предлагают использовать такие приемы:
- Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
- «Разрезные картинки»: разрезание картинок на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписание и название каждого слога;
- Среди предлагаемого ряда картинок (слов) ребенок выбирает самое длинное слово - название изображенного предмета, самое короткое, называет одинаковые по количеству слогов слова.
Далее проводится анализ гласных звуков, что можно сделать следующими игровыми приемами:
- Использование кубиков из строительного набора или конструктора. Строительство башни в соответствии с количеством произнесенных звуков;
- Выделение первого (гласного) звука, последнего в словах (можно с наглядной опорой).
После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом на индивидуальных занятиях необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук. Легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных.
Приемы работы:
- Название предмета, изображенного на картинке, выделяя голосом последний звук;
- Отбор картинок, названия которых заканчиваются на заданный звук;
- Выделение первого звука в словах;
- Определение места данного звука в слове (в начале, в середине или в конце слова).
И только в последнюю очередь обучают детей звуковому анализу и синтезу слов, так как этот вид работы является для дошкольника самым трудным. Но все ученые, занимавшиеся данной проблемой, считают очень важным этот этап для успешного овладения чтением и письмом в школе. Чтобы выполнить звуковой анализ, ребенок должен не только правильно распознавать и дифференцировать звуки, анализировать их, но и составлять из звуков и слогов слова. В этом могут помочь следующие упражнения: Составление слов из данных звуков, предварительно медленно произнося каждый звук, сначала используя простые односложные слова, позже - двусложные;
Если кто-то из детей усвоил буквы и умеет читать, то предлагают использовать следующие приемы:
- Составить слово из звуков, данных в разбивку;
- Разгадывание ребусов: КОФ., КОС.;
- Дополнить слово подходящим слогом;
- Раскладывание картинок под соответствующие им схемы слов (используются звуко - слоговые схемы слов);
- Придумывание слов, соответствующих ритмическому рисунку: !; !!; !!!; !!!!;
- Определение количества звуков в слове, последовательность звуков, название каждого звука.
Таким образом, проводя такую систематическую и последовательную работу на индивидуальных и подгрупповых занятиях, можно устранить недостатки в развитии фонематического восприятия и тем самым подготовить детей к успешному овладению в дальнейшем чтением и письмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Презентация...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Статья Содержание логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
В статье отражена актуальность развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представленный материал раскрывает возможности использования многоф...