Отчет о деятельности учителя-логопеда в 2023-2024 уч. году
календарно-тематическое планирование по логопедии
Отчет о деятельности учителя-логопеда в 2023-2024 уч. году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_deyatelnosti_uchitelya-logopeda_2023-2024.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о деятельности учителя-логопеда Азановой А.А.
на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»
(корпус № 3) за 2023-2024 учебный год
- Коррекционная работа с детьми
В течение учебного года были обследованы 64 воспитанника (подготовительная комбинированная группа – 24, старшая комбинированная группа – 18, средняя комбинированная группа – 12, младшая комбинированная группа – 10).
Выявлено 34 детей с нарушениями речи (26 человек зачислены на логопункт, остальные занесены в «Журнал движения воспитанников на логопункте» с пометкой «Поставлен на очередь»). Оформлены протоколы обследования речи детей, заполнены речевые карты, составлены планы работы на каждого ребенка, разработаны адаптированные программы для детей с ЗПР, ТНР, индивидуальные маршруты для детей с низкими результатами диагностики.
В течение 2023- 2024 учебного года на занятия на логопедический пункт было зачислено 26 детей для коррекции речевых недостатков со следующими логопедическими заключениями:
ЗПР – 1 ребенок (подготовительная комбинированная группа, дизартрия);
ОНР II уровня – 1 ребенок (старшая комбинированная группа, дизартрия);
ОНР III уровня – 4 ребенка (2 – старшая комбинированная группа, 2 – подготовительная комбинированная группа, дислалия);
ОНР (НВОНР) – 5 детей (средняя комбинированная группа, дислалия);
ФФНР – 8 детей (5 – подготовительная комбинированная группа, дислалия, 3 – старшая комбинированная группа).
Дети, зачисленные на занятия, посещали подгрупповые и индивидуальные занятия согласно календарно-тематическому плану и расписанию занятий. Комплектование групп осуществлялось на основе педагогической классификации и возраста детей. Дефекты звукопроизношения исправлялись на индивидуальных (постановка звуков) и подгрупповых (автоматизация звуков) занятиях. Коррекционная работа планировалась в соответствии с рабочей Программой логопеда, которая составлена на основе Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по преодолению ФФНР и ОНР.
Итоги работы за 2022 – 2023 учебный год
Выпущено – 15 воспитанников
Из них с нормой речи – 11 воспитанников.
Со значительным улучшением – 4 детей.
Оставлено для продолжения занятий – 12 детей:
ОНР II уровня – 1 ребенок;
ОНР III уровня – 4 детей;
ОНР (НВОНР) – 4 детей.
Выбыло – 2.
По решению ППк МБДОУ, 2 воспитанника (1 – старшая комбинированная группа, 1 – средняя комбинированная группа) были выведены на индивидуальное сопровождение по коррекции речевых недостатков. Для детей были разработаны индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Работа по индивидуальным маршрутам велась во взаимодействии с воспитателями и родителями. У детей наблюдается положительная динамика речевого развития.
- Профилактическая работа
В целях предупреждения речевых нарушений у детей младших групп для родителей и педагогов в папке «Советы логопеда» размещались консультации, содержащие информацию по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, обогащению словаря, грамматического строя, нормативы развития речи детей разного возраста и другие:
- Развитие фонематического восприятия.
- Учим предлоги играя.
- Учим буквы дома.
- Восемь игр для развития грамматического строя речи.
- Критерии готовности к школьному обучению.
Регулярно осуществлялся выход во II младшую комбинированную группу с целью проведения работы по развитию речи детей (разучивание артикуляционной гимнастики, игры на развитие слухового внимания, мелкой моторики, дыхательные упражнения).
В подготовительной и старшей группах разучивались игры, способствующие совершенствованию грамматического строя речи.
В средней группе разучивалась артикуляционная гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики, а так же проводились игры, способствующие обогащению словаря.
Проводились индивидуальные консультации для родителей, вручались буклеты с рекомендациями:
- «Рекомендации родителям по коррекции пространственных представлений».
- «Практические рекомендации на лето»
На стенде «Советы специалистов» были размещены консультации по следующим темам:
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
- Формирование грамматического строя речи.
- Помощь родителей в преодолении дисграфии.
- Формирование лексикого-грамматического строя речи у детей в процессе онтогенеза.
- Советы логопеда на лето.
Проводилось обследование звукопроизношения, уровня понимания обращенной речи, уровня развития лексико-грамматического строя речи, навыков самостоятельной речи детей II младшей комбинированной группы.
Проводилось обследование звукопроизношения, уровня сформированности фонематических процессов, уровня развития лексико-грамматического строя речи, навыков связной речи детей средней, старшей и подготовительной групп.
- Работа с педагогами
Логопедическая работа в 2023-2024 учебном году осуществлялась в тесном контакте с воспитателями и специалистами детского сада.
Велись тетради взаимодействия с воспитателями, в которых давались рекомендации для комплексного, всестороннего воздействия на речевой дефект.
Посещались занятия педагогов и мероприятия с целью ознакомления с методами и приемами педагогической работы, а также с целью наблюдения за детьми, посещающими логопедические занятия.
Педагоги были познакомлены с результатами диагностики речи детей, с комплектованием логопункта и расписанием занятий на логопункте.
Для воспитателей была проведена консультация об особенностях формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня (апрель 2024 г.). Воспитателям были продемонстрированы основные направления коррекции лексики и грамматики, показаны игры по формированию лексики и грамматики, вручены буклеты «онтогенез речевой деятельности».
Выступала на МО учителей-дефектологов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Тема выступления: «предлоги в речи детей » (февраль 2024 г.).
- Работа с родителями
Все родители были ознакомлены с результатами диагностики детей. В течение года велись индивидуальные тетради домашних заданий логопеда для взаимодействия с родителями. Родители регулярно получали задания и рекомендации по закреплению сформированных навыков на логопедических занятиях, совершенствованию речи детей.
В папке «Советы логопеда» размещался материал для родителей, который можно использовать для развития и коррекции речи детей (характеристика речи детей, развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики рук и другие).
Размещались консультации, запланированные годовым планом работы на стенде «Советы специалистов».
В течение года проведено 8 индивидуальных консультаций для родителей с объяснениями и показом приемов работы по автоматизации звуков, правилами выполнения артикуляционной гимнастики, как по запросу родителей, так и по приглашению логопеда.
Составлены консультации-рекомендации на лето в тетрадях детей, родители проконсультированы в устной форме.
Составлены и распечатаны памятки для родителей по развитию различных сторон речи детей, которые расширяют логопедические знания и помогают родителям выполнять рекомендации логопеда.
Выступления, сообщения на родительских собраниях
Сообщение на родительском собрании в подготовительной комбинированной группе и старшей комбинированной группе (сентябрь 2023 г.)
Тема «Особенности усвоения предлогов». Презентация программы дополнительного образования «Читай-ка».
- Мероприятия по созданию РППС кабинета логопеда
Методическая копилка логопункта пополнилась новыми буклетами:
- «Учим предлоги вместе»,
- «Скоро в школу».
Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда кабинета логопеда: «Найди в комнате», «Украшаем комнату», «Что больше, что меньше», «Что дальше, что ближе», «Что в машинке».
Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда кабинета логопеда:
- Картотека игр по теме самообразования пополнилась играми «Барьер», «Найди животное», «Вкусные пироженые», лото «Мой, моя, мое».
- Пополнилась картотека игр для закрепления предлогов и предложно-падежных конструкций.
- Приобретены игры «Собери город», «Что к чему», «Животные и их детеныши», обучающий набор с прищепками «Мой, моя, мое», «любимый огород».
- Распечатаны алгоритмы для составления рассказов «Времена года», игра «Найди пару» (на согласование существительного прилагательного).
- Пополнена картотека по лексическим темам.
- Пополнена картотека по автоматизации и дифференциации звуков.
- Пополнена картотека игр на развитие фонематического слуха.
Копилка домашних заданий логопеда пополнена новыми карточками на автоматизацию, дифференциацию свистящих – шипящих звуков, сонорных звуков.
В течение года регулярно велась документация, которая предусмотрена Положением о логопункте МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка».
В течение учебного года работала по теме самообразования «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования».
Сотрудничество с педагогами
В рамках конкурса «Современные образовательные технологии» среди педагогов ДОУ представлен метод наглядного моделирования как эффективное средство в работе учителя-логопеда (ноябрь, 2024).
В рамках конкурса «Педагогический дебют-2024» было проведено открытое занятие в средней группе на тему «Транспорт» по развитию лексико-грамматического строя речи посредством метода наглядного моделирования (апрель, 2024).
В апреле 2024 для педагогов ДОУ была проведена консультация по теме «Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня».
В течение года реализовывался проект «Влево, вправо, вверх и вниз» по формированию представления о значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении у детей с нарушением зрения и речи.
Сотрудничество с родителями
В сентябре 2023 г. проведено родительское собрание в старшей группе по результатам диагностики из-за низких результатов развития грамматического строя речи. Дети допускают ошибки при употреблении предлогов: замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи, пропуски предлогов и падежных форм, неправильный выбор падежных окончаний, слитное написание предлога с последующим словом на письме; ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов: «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Разработаны консультаций по теме самообразования «Советы специалистов» «Практические рекомендации на летний период».
Работа с детьми
Обследован уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей подготовительных, старших, средней группы.
Разработаны конспекты занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у детей посредством метода наглядного моделирования.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи включались во все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые) как этап занятия для детей с различной речевой патологией.
Проводился мониторинг уровня речевого развития детей (в сентябре, январе, мае).
В результате проделанной работы:
- Изучила методическую литературу по теме и повысила свой профессиональный уровень.
- Обогатила развивающую предметно-пространственную среду кабинета логопеда.
- Проведен самоанализ коррекционной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи детей (в рамка мониторинга), который показал положительные результаты (увеличение числа старших дошкольников с ОНР 3 уровня, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи или со значительным улучшением).
- Составлен отчет для итогового Педсовета по теме самообразования.
По результатам работы по теме самообразования опубликовала научную статью о использовании метода наглядного моделирования в работе логопеда в материалах национальной (Всероссийской) научно-практической конференции «Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации» (Нижний Тагил).
Также выступала с докладом на педчтениях в Шадринском педагогическом университете.
Неодократно выступала на городском методическом объединении учителей-дефектологов по теме самообразования.
Выводы
В течение года работа на логопункте проводилась согласно перспективного плана на 2023–2024 учебный год. Использовались разнообразные формы работы: сообщения, консультации, представление собственного теоретического и практического опыта, разработка памяток, консультации в папке «Советы логопеда», на стенде «Советы специалистов».
Взаимодействие с родителями осуществлялось через тетради домашних заданий, индивидуальное консультирование в кабинете логопеда с показом приемов работы дома.
Взаимодействие с воспитателями осуществлялось через тетради взаимодействия, семинары-практикумы.
Индивидуальные коррекционные занятия с детьми по постановке и автоматизации звуков. Развитию всех компонентов речи велась регулярно по расписанию логопедических занятий.
Систематичность и творческий подход позволили добиться повышения интереса к проблеме недоразвития речи детей и заинтересованности педагогов и родителей в исправлении недостатков речи у воспитанников, расширению теоретических знаний по логопедии, пониманию причин возникновения дефектов речи у детей, активизации работы педагогов и родителей с детьми.
Положительные тенденции:
- Учитель-логопед и педагоги работали во взаимодействии.
- Систематические консультации родителей помогли преодолеть речевые нарушения детей.
- Ответственное отношение педагогов, родителей и детей к выполнению логопедических рекомендаций.
Отрицательные тенденции
- Увеличение количества детей с нарушениями речи, (в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи).
- Незаинтересованности некоторых родителей к речевым проблемам детей, несистематическое закрепление дома скорректированного звукопроизношения затрудняют коррекционный процесс.
- Недостаточная просвещенность родителей о речевых нарушениях и их профилактике.
- Пропуски занятий детьми по причинам болезни и др. затрудняют коррекционный процесс.
Перспективы работы:
- Поиск оптимальных форм работы со всеми участниками образовательного процесса (родители, педагоги, дети).
- Тесное взаимодействие с логопедом детской поликлиники.
- Раннее выявление тяжелых нарушений речи у детей.
20.05.2024 г. | Учитель-логопед _____________________ (Азанова А.А.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма деятельности учителя – логопеда на 2023-2024 учебный год
Предлагаю коллегам вариант графика и циклограммы деятельности учителя – логопеда на 2023-2024 учебный год....
Планирование деятельности учителя-логопеда Пожидаевой В.В. на 2023-2024 учебный год
В данной публикации представлен годовой план учителя-логопеда ДОУ на 2023-2024 уч. год по таким направлениям, как организация логопедической работы, оформление необходимой документации, оборудование, ...
отчет по методической работе 2023-2024 на воспитатель года
Отчет по методической работе "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с РАС на 2023-2024 уч год
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с РАС 4-5 лет на 2023-24 учебный год...
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР на 2023-2024 уч.год
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет...
«Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ». 2023-2024 учебный год
Выросло поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Современный ребенок родился в то время, когда Интернет уже был. Он воспринимает е...
Отчет о результатах деятельности учителя-логопеда за 2023-2024
Материал содержит информацию о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда...