Миофункциональная терапия в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)
Миофункциональная терапия — это комплекс упражнений, направленных на исправление неправильного прикуса. Упражнения задействуют мимические и жевательные мышцы — они больше всего влияют на прикус. Миофункциональная терапия наиболее эффективна для маленьких детей от 5-и лет.
Статистические данные по всему миру говорят, что количество речевых расстройств с каждым годом увеличивается. Поэтому очень важно проводить у детей профилактику речевого нарушения в глобальном аспекте. Чтобы понять факторы риска, педагоги, логопеды, стоматологи и ортодонты проводят совместную работу в школах и детсадах. Такая работа позволяет предупредить возникновение патологии с речью у детей пока они еще маленькие. Современные эффективные средства позволяют эффективно бороться с проблемами миофункциональных нарушений. Очень часто логопед является первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами – это происходит потому, что нарушения речи является самым заметным и значимым аспектом развития ребёнка для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений, как комплексную проблему, а не как только как речевую. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_miofunktsionalnoy_korrektsii.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Миофункциональная терапия в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Миофункциональная терапия — это комплекс упражнений, направленных на исправление неправильного прикуса. Упражнения задействуют мимические и жевательные мышцы — они больше всего влияют на прикус. Миофункциональная терапия наиболее эффективна для маленьких детей от 5-и лет.
Статистические данные по всему миру говорят, что количество речевых расстройств с каждым годом увеличивается. Поэтому очень важно проводить у детей профилактику речевого нарушения в глобальном аспекте. Чтобы понять факторы риска, педагоги, логопеды, стоматологи и ортодонты проводят совместную работу в школах и детсадах. Такая работа позволяет предупредить возникновение патологии с речью у детей пока они еще маленькие. Современные эффективные средства позволяют эффективно бороться с проблемами миофункциональных нарушений. Очень часто логопед является первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами – это происходит потому, что нарушения речи является самым заметным и значимым аспектом развития ребёнка для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений, как комплексную проблему, а не как только как речевую. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога.
Какие же это нарушения?
неправильное дыхание (ротовое или смешанное)
нарушения строения зубочелюстной системы
вредные привычки
инфантильный тип глотания
Наиболее распространенные проблемы, требующие коррекции в дошкольном возрасте: аномалии прикрепление уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченная уздечка языка нередко передается по наследству от родителей или близких родственников детей. При этом и аномалии прикуса бывают «унаследованными», когда звуки «р», «л», свистящие, а также шипящие при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.
К вредным привычкам относятся такие, казалось бы, несущественные мелочи как: сосание пальцев, языка, различных предметов, прикусывание губ и щек, привычка к ротовому дыханию, прокладывание языка между зубами при глотании и речи, неправильная речевая артикуляция, а также подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна. А ведь результатом подобных привычек являются недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных дуг; нарушение осанки; нарушения звукопроизношения. К особенностям вредных привычек следует отнести их непроизвольность, автоматизм, поэтому от них трудно избавиться.
Упражнения для нормализации носового дыхания.
Упражнение 1.
«Дыхание через трубочку». Выполняется лёжа. Вдох и выдох через трубочку. Нос закрываем. 2 раза по 15 счётов. Стараемся дышать в животик.
Упражнение 2.
«Задерживание дыхания». Вдох и задерживаем дыхание на счёт до 7-10. Выдыхаем на «У» «О» по 2 раза.
Упражнение 3.
Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю. По 3-4 раза.
Упражнение 4.
«Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д» (30 сек)
Упражнение 5.
«Шарик сдулся». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы. На вдохе живот надувается, на выдохе втягивается.
Упражнение 6.
При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.
ВАЖНО!!! Язык в молчании находится в точке покоя! «В точке ЛЯ»
Кончик языка за верхними зубами и немного упирается в твёрдое нёбо.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1.
«Маляр». Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение 2.
«Чистим зубы». Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.
Упражнение 3.
«Часики». Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.
Упражнение 4.
«Глоток шпиона». Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое небо - в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.
Упражнение 5.
«Лошадка». Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.
Упражнение 6.
Набрать в рот воду - глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду. Все мышцы лица и шеи не участвуют.
Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1.
Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение 2.
Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение 3.
Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение 4.
В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Упражнение 5.
Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.
Упражнение 6.
Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.
Упражнение 7.
Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение 8.
Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу.
Упражнение 9.
Губы сомкнуть, надуть воздух под нижнюю губу.
Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти.
Упражнение 1.
Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1-2-3-4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с, затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.
Упражнение 2.
Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.
Упражнение 3.
Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.
Комплекс упражнений для сдерживания роста нижней челюсти при прогении.
Упражнение 1.
Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4-5 мин. Отдохнув повторить упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2.
Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3-4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать палочку необходимо в течение 3-4 мин.
Упражнение 3.
Давить кончиком языка на верхние фронтальные зубы.
Упражнения для коррекции перекрестного прикуса
Упражнение 1.
Открыть рот на счет 1-2-3-4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5 с, затем 10, 20.
Упражнения 2.
Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону. Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.
Упражнение 3.
Губы на «О» и языком вправо и влево делаем болтушку со звуком.
Ежедневно используя миофункциональную гимнастику в сочетании с артикуляционной гимнастикой при коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции, постановка и автоматизация звуков будет происходить быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста
Доклад для родителей....
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Советы родителям....
Советы родителям по формированию правильной речи и коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста
Формирование правильной речи ребёнка в руках родителей. Ваша любовь и забота - залог успеха....
Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровь...
Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природ...
ИГРЫ С ПЕСКОМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются особенности использования нетрадиционной логопедической технологии, представлена подборка игр с песком в коррекции звукопроизношения для детей дошкольного возраста ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).
В статье представлен опыт использования учителем-логопедом доски Бильгоу совместно с пособиями Н.Э. Теремковой в коррекции звукопризношения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....