Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.
материал
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу: голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.
(слайд 2)
Различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на гармоничное развитие личности ребенка. Установлено, что музыкальная игра: (слайд 3)
- снижает эмоционально-психическое напряжение, создает положительные эмоции и душевное равновесие;
- совершенствует психические процессы;
- помогает формированию общей и мелкой моторики и укрепляет физическое здоровье;
- развивает артикуляционную подвижность, речевой слух, речевую моторику и речедвигательную координацию (например, при пении попевок с использованием ручных жестов);
- прививает речевые и певческие навыки — дыхание, дикцию, звукообразование, речевую и певческую интонации;
- способствует развитию музыкальных способностей, памяти, внимания;
- формирует нравственные качества личности.
Актуальность (слайд 4)
В настоящее время в ДОУ наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. (слайд 5)
В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и ее недостатки могут привести к затруднениям при обучении чтению и письму.
Результативность.(слайд 7)
Материал, используемый в работе, значительно улучшает показатели развития речи: физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. (слайд 8) Дети с удовольствием занимаются, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. (слайд 9, 10)
Развитие мелкой моторики. (слайд 11)
(слайд 12)
- игра на шумовых детских музыкальных инструментах;
Игра на детских музыкальных инструментах оказывает эффективное влияние на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, подвижности пальцев и координации рук ребенка. А это оказывает воздействие на развитие детской речи, мышления, памяти, произвольного внимания. И, неудивительно, что старшин дошкольники, которые играли на них, лучше сверстников осваивают азы подготовки рук к овладению письмом, у них более развито слуховое восприятие и речевая активность.
(слайд 13)
- пальчиковые игры;
Упражнение на развитие мелкой моторики стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.
Музыкальные пальчиковые игры стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.
- театр с использованием кукол бибабо;
Развитие речевого дыхания (слайд 14)
- упражнения на дыхание; (слайд 15)
Они направлены на формирование певческого дыхания – способности удерживать его на некоторое время;
(слайд 16)
- игра на духовых детских музыкальных инструментах;
Тренируются легкие , и артикуляционный аппарат;
Развитие голоса.
(слайд 17)
- речевые игры; (слайд 18)
Содействуют формированию навыков координации согласованности речи и движения.
- попевки; (слайд 19)
- озвучивание характерных ролей; (слайд 20)
Развитие артикуляционной моторики и мимики. (слайд 21)
- певческие разминки; (слайд 22)
- рисование голосом; (слайд 23)
- мимические упражнения. (слайд 24)
Эти упражнения способствуют формированию правильного звукопроизношения, звукообразования.
Упражнения на мышечную регуляцию. (слайд 25)
- игровых упражнений с нормализацией тонуса разных групп мышц; (
- релаксация (слайд 26).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема. Музыкальная игра как средство коррекции нарушений речи и профилактики звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Задачи: совершенствовать двигательные умения и навыки; создать условия для развития ритмического, звуковысотного , тембрового и диатонического слуха; содействовать развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы: темпа и ритма речи; совершенствовать общую моторику и мимику; координировать слуховые, двигательные, тактильные и коммуникативные качества восприятия.
Актуальность и перспективность. Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, связной речи) тормозит абстрактно- логическое мышление ребенка, общее развитие. Социальная адаптация детей с нарушением речи часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами.
Теоретическая база опыта. Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е. И. Исенина , М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.
Новизна. Автором разработано: координационный план по развитию речи детей старшего возраста; буклеты «Пальчиковые игры», «Движение – жизнь !»; проекты «В звуках мир наш отражен», «Наши пальчики танцуют»; программа кружка «Веселая логоритмика ». Автором оформлены: картотека «Танцующие пальчики»; картотека «Подговорки»; музыкально – дидактические игры «Угадай настроение», «Кто как идет», «Музыкальные узоры», «Веселые гудки»; картотека «Хороводные игры и хороводы»; музыкальные инструменты – самоделки кастаньеты и ритмические палочки; картотека «Координационные и релаксационные игры».
Результативность. Выбранная система работы способствует эффективному повышению уровня речевого, музыкального и двигательного развития. Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей .
Адресная направленность Опыт может быть использован творчески работающим воспитателем, музыкальным руководителем, заинтересованными родителями.
Развитие мелкой моторики. Развитие речевого дыхания. Развитие артикуляционного аппарат а. Развитие голоса. Развитие мимики. Предпосылки развития правильной речи.
Развитие мелкой моторики. и гра на детских музыкальных инструментах; м узыкальные пальчиковые игры; упражнения с использованием кукол бибабо, пальчиковый театр.
Развитие дыхания. упражнения на дыхание; игра на духовых инструментах.
Развитие голоса. р ечевые игры; п опевки ; о звучивание характерных ролей.
Развитие артикуляционной моторики и мимики. п евческие разминки; рисование голосом; мимические упражнения.
Упражнения на мышечную регуляцию. упражнения , регулирующие мышечный тонус; упражнения на релаксацию.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние логоритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»
Тревожная тенденция увеличения количества детей с нарушениями в речевом развитии сохраняется в настоящее время.Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобре...
Комплекс упражнений для профилактике нарушений осанки детей дошкольного возраста
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мыше...
«Су-Джок терапия и её роль в профилактике и коррекции моторных и речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровь...
Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...
«Логопедическая ритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Театрализованное приключение по сказке "Колобок"...
Комплекс упражнений для профилактике нарушений осанки детей дошкольного возраста
Профилактика нарушений осанки...