ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Олейник Людмила Михайловна

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом доски Бильгоу совместно с пособиями Н.Э. Теремковой в коррекции звукопризношения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья в журнал "Логопед ДОУ"20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Олейник Людмила Михайловна

Г. Белгород, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 74 «Центр развития ребенка «Забава», учитель-логопед

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

В соответствии с данными мировой статистики, число детей с речевыми расстройствами неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.

Инновационные методы коррекции общего недоразвития речи (ОНР) II, III и IV уровней речевого развития используют в своей ежедневной работе учителя-логопеды МАДОУ д/с №74 «Забава» г. Белгорода.

Под ОНР понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте. Также при данном системном нарушении страдает развитие высших психических функций. Чем серьёзнее недоразвитие речи, тем тяжелее протекает дальнейшее формирование сложных психофизиологических процессов. Очень часто у детей с ОНР наблюдается моторная неловкость: неуклюжие движения, растерянность и нарушение координации, что доказывает наличие у ребенка проблем с функционированием мозжечка.

Решить эти проблемы помогает активная мозжечковая стимуляция посредством выполнения заданий на балансировочной доске Бильгоу с использованием практических пособий Н.Э. Теремковой.

Мозжечковая стимуляция – современный метод коррекции различных нарушений в речевом и психическом развитии. Современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные, речевые и двигательные функции, а также развивать зрительно-моторное взаимодействие и координацию.

Упражнения на доске Бильгоу помогают увеличить эффект любых коррекционных занятий: логопедических, дефектологических, занятий с психологом. А совместное использование балансировочной доски и практического игрового материала из пособий Н.Э. Теремковой - обеспечивают коррекцию того речевого компонента, который необходим на данном этапе коррекционного занятия.

В данной статье будут предложены несколько заданий для коррекции звукопроизношения детей с ОНР на доске Бильгоу с использованием комплекта игровых разрезных карточек Н.Э. Теремковой «Дружу со звуками, говорю правильно!» на этапах автоматизации и дифференциации звуков:

1. «Рассмотри и повтори».

Взрослый раскладывает карточки с картинками перед ребёнком и произносит сочетания слов с чётким выделением изучаемого звука. Просит ребёнка повторить за ним произнесённые фразы.

2. «Сложи и озвучь».

Сначала взрослый просит отобрать и сложить карточки по парам так, чтобы совместить фигурки по боковым сторонам в замок. После выполнения задания за столом, ребёнок, стоя на доске, по первому слову фразы взрослого должен догадаться и озвучить целую фразу самостоятельно («стая» - «стая соек», «сытая» - «сытая собака» и т.д.).

3. «Назови по коду».

Взрослый просит ребёнка разложить карточки в линейной последовательности в соответствии с предложенным кодом. После того как карточки разложены по коду, ребёнок, стоя на доске, произносит все сочетания слов в заданной последовательности. Задание можно усложнить, предложив ребёнку выполнить данное задание на доске по памяти, без опоры на наглядность.

4. «Скажи правильно» (дифференциация).

Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет «искажённое» слово и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч и называет «исправленное» слово («сапка» - «шапка», «фенок» - «венок», «зук» - «жук» т.д.).

Суть занятий заключается в том, что, стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания логопеда, одновременно пытаясь удержать равновесие.  Угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных, речевых и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы следующим категориям детей:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Общее недоразвитие речи разного уровня
  • Дисграфия, дислексия
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Проблемы с обучаемостью
  • Расстройства аутистического спектра
  • Нарушения осанки, несовершенство работы вестибулярного аппарата
  • Поведенческие нарушения

Абсолютных противопоказаний у этой методики нет, однако надо проявлять осторожность, используя этот метод у детей:

- с судорожной готовностью;

- с серьезными нарушениями мозгового кровообращения.

Выполнение дошкольниками игр и упражнений на балансировочной доске Бильгоу с использованием пособий Н.Э. Теремковой, решает ряд задач:

1. Улучшает зрительно-моторную координацию, навык балансирования, общую моторику, проприоцепцию.

2.Совершенствовует речевые навыки.

3. Развивает психические процессы: внимание, мышление, память.

Игры на балансировочной доске распределены по уровню владения доской и возрастам. Сначала рекомендуется овладеть базовыми упражнениями, а затем уже переходить к упражнениям с инвентарём.

Для выполнения упражнений используется следующий инвентарь: балансировочная доска, поверхность для отбивания мяча, 2 мяча (средний и маленький), мешочки с песком.

Использование балансировочной доски Бильгоу в совокупности с практическими игровыми пособиями Н.Э. Теремковой в логопедических группах для детей с ТНР доказала свою эффективность. При комплексном использовании балансира и речевого материала осуществляется коррекция всех компонентов речевой системы дошкольника, совместно с развитием психических функций, самоконтроля, проприоцепции, моторики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Измайлова А.Х. Возможности применения комплекса "Learning breakthrough kit" (balametrics) в коррекционно-развивающей работе с детьми: Методическое пособие /А.Х. Измайлова, Н.В. Давыденко, Д.И. Скрипко; Ассоц. детских нейропсихологов г. Москвы (ООО "Детские нейропсихологи г. Москвы"). — Москва: УНИСЕРВ, 2016. — 111 с.
  2. Методика Balametrics - программа мозжечковой стимуляции. Режим доступа - https://psy-med.ru/articles/metodika-balametrics.html 
  3. Рекомендации для специалистов – педагогов широкого профиля «Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса» г. Новоуральск – 2019. Методическое пособие от 10.11.2019.
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  5. Н.Э. Теремкова «Дружу со звуками, говорю правильно: С, Сь, З, Зь, Ц». Комплект игровых разрезных карточек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практический  опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и  методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...

«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»

Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...