Программа кружка "Лего мастерская"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Халевина Оксана Михайловна

Программа разработана для обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ легоконструированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legokonstruirovanie.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Рябинушка»

Программа кружка по обучению дошкольников легоконструированию

«Лего -  мастерская»

для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

на 2024 - 2025учебный год

                                                                                                             

Руководители:

воспитатели I кв. кат.,

Халевина Оксана Михайловна

                                                                                  Галкина Ольга Николаевна          

                                                Абакан, 2024

                                             Оглавление

  1. Целевой раздел………………………………………………………..3
  1. Пояснительная записка…………………………………………...3
  2. Цель программы……...…………………………………………...4
  3. Задачи реализации программы…………………………………..4
  4. Формы организации обучения дошкольников конструированию…………………………………………………4
  5. Методы и примы обучения детей Лего –конструированию..………………………………………………..6
  6. Планируемые результаты освоения программы………………..6
  7. Годовой учебный план……………………………………………7
  8. Режим занятий их продолжительность и переодичность………8
  1. Содержательный раздел………………………………………………9
  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка………………………………..9
  2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………….9
  3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………………………….10
  4. Система деятельности педагога по поддержке детской инициативности……………………………………………………10
  5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……….11
  6. Календарно – тематическое планирование……………………....11
  1. Организационный раздел……………………………………………...20
  1. Техническое оснащение…………………………………………...20
  2. Список литературы………………………………………………...22

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Конструирование в детском саду было всегда, но раньше приоритеты ставились на мышление и развитие мелкой моторики, то сегодня в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструктор побуждает работать и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что оказывает всестороннее развитие ребенка. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.  Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.  Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов   позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.        

Актуальность. Внедрение LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем. Современное образование  ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов Лего можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что Лего конструирование позволяет ребенку в форме игры узнать много нового и приобрести для дальнейшей жизни необходимые умения и навыки. Все дети любят играть, но готовая игрушка, не позволяет ребенку творить самому, Лего предоставляет ребенку открыть новый мир: научиться воображать, фантазировать, творчески мыслить. Дети учатся работать в команде, общаются друг с другом, устраивают совместные игры, уважают свой и чужой труд. Данная программа  составлена  на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation, «Образовательная робототехника LEGO WEGO» сборник методических рекомендаций и практикумов, в помощь педагогу ДОО «Лего-конструирование программы, занятия, конструкторские модели». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов  Лего. Конструирование на занятиях проходит в нескольких формах. Первое: конструирование по условию, т.е. дети должны произвести конструкцию по заданному условию, второе: конструирование по образцу, где ребята работают на примере образца и способа изготовления, в основе лежит подражательная деятельность, третье: конструирование по чертежам и схемам, четвертое: конструирование по замыслу. Т.е. педагог подводит к тому, чтобы дети могли самостоятельно и творчески использовать навыки полученные ранее.

                                1.2 Цель программы:

Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и создать благоприятные условия для развития первоначальных конструкторских умений на основе Лего- конструирования.

                              1.3 Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

4. Обучать конструированию по образцу, чертежу ,схеме, условию, замыслу, по теме

1.4  Формы  организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются  формы организации обучения, рекомендованные  исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности, они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

-         Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-         Становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий;

       - Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

-         Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-         Формирование основ безопасного поведения.

Познавательное развитие предполагает:

-         Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие включает:

- Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

                          1.5  Методы и приемы обучения детей Лего - конструированию

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

                              1.6 Планируемый результат освоения программы.

дети могут:

- анализировать конструктивную и графическую модель;

- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

-  возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели по рисунку и словесной инструкции

                           1.7  Годовой календарный учебный план

Количество часов

Тема

Сроки

1

1ч 30 мин

В гостях у Лего

Сентябрь

2

1ч 30 мин

Осень

Октябрь

3

1ч 30мин

Путешествие в сказку

Ноябрь

4

1ч 30 мин

Зимующие птицы и животные

Декабрь

5

1ч 30мин

Водный транспорт

Январь

6

1ч 30 мин

Наземный транспорт

Февраль

7

1ч 30 мин

Лего и ПДД

Март

8

1ч 30 мин

Космос

Апрель

9

1ч 30 мин

Лето

Май

Учебный план

Месяц

1-ая неделя

2-ая неделя

3-ая неделя

4-ая неделя

Сентябрь

В гостях у Лего

Конструирование по замыслу – летний отдых

Мы конструкторы

Конструирование по замыслу

Октябрь

Дары осени

Здравствуй, лес

Белкины запасы

Урожай. Конструирование красивых ворот для сада

Ноябрь

Сказочные герои

В гостях у сказки Сутеева «Палочка – выручалочка»

В гостях у сказки Сутеева «Палочка – выручалочка»

Не попасть волку в пасть

Декабрь

Зимующие птицы

Дикие животные зимой

Ёлка для лесных жителей

Кормушка для птиц

Январь

Плывут корабли

Катер

Пароход

Конструирование по замыслу

Февраль

Городской транспорт

Едем по маршруту

Конструирование по замыслу

Танк в подарок папе

Март

Пешеходный  переход

Подземный переход

Светофор

Конструирование по замыслу

Апрель

Ракета, космонавт

Космический транспорт

Инопланетянин

Конструирование по замыслу

Май

Цвета радуги

Мир насекомых

Цветочная поляна

Конструирование по замыслу

1.8 Режим занятий, их продолжительность и переодичность

Периодичность занятий – 1раз в неделю продолжительностью 25 минут. Программа рассчитана на 34 занятия в год

Занятие по кружковой деятельности проходит 1 раз в неделю –  в четверг во вторую половину дня. Начало занятия в 15.30

   

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями   развития ребенка.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей

наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • совершенствование навыков классификации;
  • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
  • активизация памяти и внимания;
  • ознакомление с множествами и принципами симметрии;
  • развитие комбинаторных способностей;
  • закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – выполнение задания, конструирование, моделирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
  • формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора;
  • развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.

 Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

2.4 Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы.

        Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности:

- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

- развивающие и логические игры;

- музыкальные игры и импровизации;

- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

- самостоятельная деятельность в книжном уголке;

- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

- самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

- своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

- дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

2.5  Особенности взаимодействия  с семьями воспитанников.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия педагога  с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация: «Создание эффективной предметно – развивающей среды по Лего – конструированию»

Октябрь

Фотовыставка «Мои достижения в Лего»

Ноябрь

Консультация: «Как правильно подобрать конструктор для ребенка»

Декабрь

 Информационный стенд «Конструктивные игры для детей 5 – 6 лет»

Январь

Консультация «От простого в сложному»

Февраль

Консультация «Развитие речи с Лего»

Март

Фотовыставка «Мы играем в Лего»

Апрель

Консультация «Проведение Лего – игротек с дошкольниками»

Май

Консультация: «Как Лего-конструирование влияет на развитие детей»

                    2.6   Календарно – тематическое планирование

Период

Тема

Цель

Предварительная

работа

Сентябрь

В гостях у Лего

Закрепление умения называто лего – детали. Развитие умения отбирать нужные детали конструктора.

Беседа «Что такое Лего конструктор?»

Д/и «Чудесный мешочек», «Найди такую же деталь»

Просмотр лего м/ф «Разные колеса»

Беседа «Как я провел лето»

Д/и «Назови лего – детали»

Д/и «Рисуем по клеточкам», «Слышу – делаю»

Д/и «Что за чем», «Собери модель»

Конструирование по замыслу – летний отдых

Развитие фантазии и конструктивного воображения. Продолжать обучать планированию раюоты с помощью рассказа о задуманном.

Мы конструкторы

Развивать умение ориентироваться в пространстве, творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений.

Конструирование по замыслу

Развивать внимание и конструктивное воображение, продолжать обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном.

Октябрь

Дары осени

Развивать творческую активность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях

Д/и «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний».

Моделирование из лего – конструктора «Дары природы»

Здравствуй, лес

Познакомить с разными видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья и выполнять постройки из деталей Лего дупло

Белкины запасы

Закрепление знаний о диких животных. Познакомить с образом жизни белки. Развивать творческое воображение и логическое мышление

Д/и «Отгадай загадку», «Запасы на зиму»

Рисование схематических конструкций для лего - построек

Урожай. Конструирование красивых ворот для фруктового сада

Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для сооружения опор

Ноябрь

Сказочные герои

Развивать умение отбирать детали конструктора для передачи характерных особенностей сказочных героев.

Д/и «В какой сказке он живет», «Расскажи о своем герое»

Конкурс «сказочный герой»

Чтение сказки Сутеева «Палочка – выручалочка»

Д/и «Хорошо – плохо», «Нелегкий путь»

Беседа о волке.

Д/и «В какой сказке живет волк?»

Рассказывание сказки Сутеева «Палочка – выручалочка»

В гостях у сказки Сутеева «Палочка – выручалочка»

Продолжать работу с дидактическим полем. Развивать логическое мышление и речь, умение определять черты героев сказки.

В гостях у сказки Сутеева «Палочка – выручалочка»

Не попасть волку в пасть

Закрепление знаний сказки Сутеева «Палочка – выручалочка», познакомить с образом жизни волка. Развивать творческое воображение и логическое мышление.

Декабрь

Зимующие птицы

Закрепление знаний о зимующих птицах. Обучение моделированию птиц. Развитие конструктивного воображения, логического мышления, мелкой моторики

Беседа о птицах

Д/и «Отгадай загадку», «Найди детали», «Расскажи о своей птице»

Беседа о диких животных.

Д/и «Кто где живет?», «Найди детали»

Составление рассказа о своем животном.

Просмотр м/ф «Снеговик почтовик»

Д/и «Кто в лесу живет?»

Рисование схематических конструкций для лего – построек

Д/и «Отгадай загадку», «Найди детали».

Дикие животные зимой

Закрепление знаний о диких животных. Обучение моделированию диких животных.

Развитие конструктивного воображения, логического мышления, мелкой моторики

Ёлка для лесных жителей

Закрепление знаний о диких животных. Прдолжать обучение моделированию диких животных.

Развитие конструктивного воображения, логического мышления, мелкой моторики

Кормушки для зимующих птиц

Закрепление знаний о зимующих птицах. Продолжать обучение моделированию птиц и лоскостных конструкций из Лего Развитие конструктивного воображения, логического мышления, мелкой моторики

Январь

Плывут корабли

Закреплять знания детей о водном транспорте. Учить строить корабли. Развитие конструктивного воображения, логического мышления, мелкой моторики

Беседа о водном транспорте.

Д/и «Водный, речной, морской»

Рисование схематических конструкций для лего – построек

Катер

Продолжать учить выделять в постройке ее функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец.

Пароход

Закрепление знаний о водном транспорте. Закрепление навыков конструирования

Конструирование по замыслу

Развивать внимание и конструктивное воображение, продолжать обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном.

Февраль

Городской транспорт

Учить конструировать из легоконструктора по образцу, по схеме. Познакомить детей с видами городского транспорта. Закреплять знания о последовательности воспроизведения транспорта.

Беседа «Транспорт в моем городе»

Д/и «Что сначала, что потом?»

«Продолжи дальше»

Моделирование транспорта.

Д/и «Чем похожи, чем различаются?»,

«Едем по маршруту» - составление маршрута, рассказы детей.

Д/и «Собери модель», «Что изменилось?»

Беседа о военной технике

Д/и «Их каких частей состоит танк»

Едем по маршруту

Закреплять знания о пассажирском  транспорте, согласовывать действия, отрабатывать навыки построения. Развивать абстрактное мышление у детей.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативность.

Танк в подарок папе

Познакомить с историей праздника 23 февраля, воспитывать патриотизм и любовь к Родине. Развивать умение моделировать военные машины.

Март

Пешеходный переход

Закрепить с детьми основные ПДД. Учить строить пешеходный переход, сочетая белый и черный Лего конструктор, соблюдая пропорции

Беседы «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Для чего нужен светофор».

Рассказывание рассказа «Путешествия Незнайки по стране ПДД»

Д/и «Красный, желтый, зеленый», «Мы пешеходы»

Светофор

Продолжать учить строить постройки вертикальной проекции, выделяя основные цвета светофора: красный, желтый, зеленый.

Подземный переход

Продолжать учить детей строить устойчивые постройки с перекрытием.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Апрель

Ракета, космонавт

Учить детей индентифицировать детали Лего по образцу, соединять их в конструктивную модель

Беседа «Все о Космосе», рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Космоса и космонавтов

Чтение стихов о Космосе»

С/р игра «Космическая станция»

Космический транспорт

Познакомить детей с конструированием космического транспорта, развивать навыки анализа объектов и передачи его формы средствами конструктора

Инопланетянин

Учить правильному соединению деталей, соблюдению баланса, симметрии. Развивать творческую инициативу и конструктивное мышление

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Май

Цвета радуги

Развивать умение различать цвета и оттенки, называть их, использовать для передачи изображения, способствовать развитию цветовидения

Д/и «Отгадай загадку», «Холодно – тепло»(цветовая паллитра), «Радужные грядки».

Выполнение заданий в форме загадок

Беседа о насекомых

Д/и «Найди детали»,

«Скажи наоборот».

Моделирование насекомых. Описание своих работ.

Беседа о полевых и садовых цветах.

Моделирование цветов, составление описательных рассказов.                

Мир насекомых

Закрепление знаний о насекомых. Обучение моделированию насекомых. Развитие воображения, чувства цвета, логического мышления.

Цветочная поляна

Закрепление знаний о полевых цветах. Обучение моделированию цветов. . Развитие воображения, чувства цвета, логического мышления.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

                                     

       

                                3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание материально – технического оснащения программы

1.Художественная литература:

Книга инструкций Лего «Собери свой город»

Книга идей Лего «Новая жизнь старых деталей»

Уорен Эесмор «Лучшие города мира. Построй из Лего»

Алан Бетфорд «Большая книга Лего. Секретные лего инструкции»

Ф. Франческо «Лего – простые модели на каждый день»

2.Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для   обыгрывания конструкций необходимы  игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

3.Папки-передвижки для родителей:

«Много конструктора не бывает»

«Конструируем из Лего»

«Детский городок»

«Роль конструирования в дошкольном возрасте»

«Моделирование по схеме»

«Конструктор в жизни ребенка»

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста на основе Лего – конструирования»

«Конструктор «Лего» - помощник в развитии мелкой моторики детей»

«Виды конструкторов для детей»

«Детское конструирование: Что это такое?»

«От игры в кубики к конструированию»

        4.Буклеты для родителей:

«Мир из кирпичиков»

«Развитие конструктивных способностей дошкольников»

«Интересные факты о Лего»

«История создания конструктора Лего»

«Учет возрастных особенностей при подборе Лего – игр»

«8 причин использования Лего – конструирования для развития вашего ребенка»

«Лего – конструирование в развитии детей»

              3.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50. 
  2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с. 
  3. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989. 
  4. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010 
  5. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2001 
  6. Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе : методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011 
  7. Институт новых технологий «Игровые пособия LOGO-Verlag» // Москва, Институт новых технологий, 2006 
  8. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Киселёва Л.С., Данилина Т.А.,. Лагода Т.С, Зуйкова М.Б.. – 2-е изд., испр. и доп.- обр. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» // Издательство Аркти, Москва, 2010 
  11. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  12. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  13. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» //Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2009 
  14. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  15. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002 
  16. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  17. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

                                                       

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

содержание программы "Творческая мастерская"

содержание программы занятия 1-26...

Образовательная программа «Творческая мастерская»

Программа развития творческих способностей у детей младшего возраста...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...

Районная программа творческой мастерской "Познаём мир"

В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимос...

Программа кружка "Мастерская пестрых дел"

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей....