Обучение дошкольников пересказу
консультация по логопедии (старшая группа)

Мещерякова Марина Николаевна

Консультация для воспитателей логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_pereskazu.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников пересказу.

Монологическая речь, более сложна, чем диалогическая, одним из ее видов является пересказ. При работе над пересказом с детьми имеющими нарушения речи ведется  работа над развернутостью высказывания, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания с их стороны. Пересказ как один из образцов монологической речи требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Работа над пересказом опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Что бы пересказ был понятен слушателям, в нем должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Тексты для пересказа, предлагаемый мною для дошкольников с нарушениями речи представляет собой связное выразительное художественное произведение (сказки, небольшие рассказы). Я предлагаю ребенку изложить готовое содержание и использовать готовую речевую форму, предлагаемую автором (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). В работе над пересказом необходимо всегда помнить, что пересказ - это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем важно присутствие элементов творчества. Важно в этой работе чтобы ребенок осмыслил текст, передавал его свободно, но с сохранением основной лексике автора.

Умение рассказывать имеет большое значение в процессе общения, для ребенка оно является еще и средством познания, и проверкой способности самостоятельно передавать свои мысли. Здоровый ребенок свободно владеет языком при пересказе к 5-летнему возрасту. Отечественный психолог Д.Б. Эльконин пишет: «Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний...». Но у большинства детей, особенно в случаях запоздалого развития речи, полное овладение языком значительно задерживается.

Пересказ, а затем рассказ являются для  ребенка особенно ответственными моментами для перехода к самостоятельной речи.

Для пересказывания   мы очень тщательно подбираем материал, понятный детям по содержанию. Рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Вначале для пересказа даём знакомые произведения, а затем уже незнакомые, впервые прочитанные.

Выработка выразительности, правильной интонации, громкого голоса, спокойных, смелых ответов сначала проводим путем подражания речи педагога, который при чтении художественных произведений и особенно басен эмоционально изменяет голос согласно ситуации (восклицания, просьбы, огорчения, радости, удивления и др.). Дети прекрасно подражают, и такая эмоциональность речи нисколько не нарушает ее плавности. Полезно, чтобы в пересказе принимали участие несколько детей, каждому поручаем какую-либо роль. Такие пересказы знакомых детям произведений вносят разнообразие оживление в занятия.

Инсценировки являются более сложным видом занятий, но они очень помогают детям говорить во время действий и движений. Лучше всего начинать такие занятия, давая детям возможность действовать с игрушками. Для этого мы даём набор игрушек, надеваемых на пальцы (как в театре кукол). Начинаем   с самого легкого: дети вспоминают понравившийся рассказ, надевают на пальцы какую-нибудь игрушку (большей частью это знакомые им животные: котята, собачки, зайцы и др.) и рассказывают небольшую историю – про храброго котенка, пугливого зайца и т. д., одновременно действуя куклами. Это очень облегчает речь, и дети передают содержание эмоциональнее, чем без такой игры. Для таких занятий мы используем самые различные игрушки, матрешки, машины. Дети могут построить улицу, расставив на ней дома, сделанные из конструктора или кубиков, и рассказывать о движении на улицах, у светофора и т. п.

Во время этих занятий-инсценировок очень важно не торопить детей, давать им возможность вспомнить рассказы. Очень полезно, когда дети добавляют от себя что-либо, относящееся к тому, что они демонстрируют. Конечно, мы все время следим за детьми, чтобы при любом затруднении прийти им на помощь – подсказать нужное слово.

 В своей работе над пересказом я делаю упор на классическую структуру построения занятия.

1) Предварительная работа активизации лексико – грамматических высказываний.

2) Организационный момент, позволяющий мне подготовить детей к восприятию нового произведения.

3) Первичное чтение без предупреждения о последующим пересказе, для обеспечения свободного художественного восприятия.

Эти два этапа я могу пропустить, если произведение для пересказа уже хорошо знакомо дошкольниками.

4) Содержательный и языковой разбор текста (проводится в виде беседы – носит диалогический характер, направлен на уточнение словаря и понимания прочитанного).

5) Лексико – грамматические упражнения, связанные непосредственно с текстом произведения.

6) Повторное чтение рассказов (сказок) с установкой на запоминание.

7) Моделирование плана для пересказа в виде иллюстраций, схем…

8) Самостоятельный пересказ детьми, под активным руководством педагога. (в самом начале или конце вызывается ребенок с наиболее яркой, выразительной речью).

9) Анализ пересказов детей, подведение итога самого занятия.

 Для того чтобы пересказы детей с нарушениями речи стали наиболее полными, яркими мы применяем различные методические приемы. В своей работе я применяю следующие:

Моделирование

• Графические схемы

• Фланелеграф

• Иллюстрации к тексту

• Детские рисунки сюжетных фрагментов

ТСО

•  слайды

• Аудиозаписи текста

• Аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения

Виды пересказов

•воспитатель пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение

• По опорным вопросам

• По плану- схеме

• По цепочке

• Выборочный

• С использование элементов драматизации

• С элементами творчества

•Словесные

• Чтение текста

• Беседа

• Загадки

• Малые фольклорные формы

• Сюрпризы

• Игры для коррекции речи и движения

• Настольный театр

Коррекционные упражнения

• Лексико – грамматические

• Для развития эмоциональной сферы.

   На развитие дыхания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.

Некоторые вопросы методики развития связной речи у дошкольников. Материал для логопедов и  воспитателей....

«Обучение дошкольников пересказу»

Консультация для родителей...

методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"

"рекомендации по обучению дошкольников пересказу  (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...

Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки

Огромное значение в жизни ребенка  имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д...

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

План работы по самообразованию "Обучение дошкольников пересказу".

В основу своей работы я взяла произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Кроме того, природа является важной частью...