Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет с особыми образовательными потребностями с помощью игровых приемов.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Статья о приёмах автоматизации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 80»

 

Коррекция звукопроизношения у детей

5–7 лет с особыми образовательными

потребностями с помощью игровых приемов.

Составила

                                учитель-логопед

 Кузянова И.Е.    

                                                   Рязань, 2024 г.


 

 Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет с особыми образовательными потребностями с помощью игровых приемов.

Красивая, правильная, грамотная речь - один из фундаментов успешности человека в обществе. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Ещё более серьёзно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым морфологическим анализом слов.

У многих детей несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающим общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов. Умение различать фонемы – это основа для успешного овладения грамотой. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа, синтеза, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и воспитатели, и родители.

Логопеды и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию фонематических процессов у дошкольников.

Первоначально мы учим детей прислушиваться к неречевым звукам, привлекаем внимание и вызываем интерес к ним, показываем, что неречевые звуки могут о чем-то сообщить, предупредить, вызвать как положительные, так  и отрицательные эмоции. Одновременно у детей развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Далее развиваем умение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание. Вся эта работа идет в тесной взаимосвязи с коррекцией правильного произношения звуков у ребенка.

Нередко недостатки звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок самостоятельно правильно артикулирует новый звук. Поэтому необходим не только грамотный, но и творческий подход к процессу автоматизации звуков. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справляется игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков.

В основе игры лежит системно-деятельностный подход, ведь естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению окружающего мира.

Учитываются психологические и физиологические особенности воспитанников. Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше воспринимать информацию. В игре ребёнок подключает несколько анализаторов, что обеспечивает максимальный эффект воздействия.

В игре воспитаннику проще раскрыться, он становится более эмоционален, общителен, раскрепощен. Поэтому игры занимают большое место на занятии по автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. При их подборе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их возраст, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Например: игры на автоматизацию звука [р].

На уровне слова (словообразование и словоизменение)

Игра: «Какое, какой, какая?»

Цель игры: образование относительных прилагательных, образованных от существительных.

Примеры: огород – огородное (пугало), парад – парадный (мундир), город – городской (транспорт_, журнал – журнальный (столик), столяр – столярная

(мастерская), груз – грузовой (транспорт), рука-ручной (попугай).

Игра «Назови ласково»

Цель игры: учить образовывать слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами по образцу.

Образец: ветер-ветерок.

Примеры: ветер, вечер, катер, сахар, сыр, провод, шнур, червяк, чердак, пирог, творог, круг, друг, рог.

Образец: гора-горка.

Примеры: нора, гора, дыра, тетрадь, грудь, труба, тропа, трава, простыня, пружина, пирамида.

Образец: корабль-кораблик

Примеры: шар, корабль, матрас, ерш, брат, пароход, карась, рассказ, карандаш, краб, квадрат, рот, прут, топор, двор, арбуз, торт, кирпич.

Образец: карман-карманчик

Слова для примеров: самовар, мотор, помидор, забор, мухомор, зефир, трамвай, портфель, барабан, сарафан, сарай.

С удовольствием участвуют в обучающей игре даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти - 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого мы используем “Сказки о Весёлом Язычке”, есть у нас и помощники: Слыш и Звуковка.

Однако при использовании стандартных методов при автоматизации звуков результата приходится ждать гораздо дольше, нежели если использовать на занятии элементы нетрадиционных методик. Ведь простое повторение за логопедом словесного материала ребенку не интересно, он быстро утомляется, начинает отвлекаться, и, конечно, снижается качество работы. Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности коррекции звукопроизношения. Основными методами работы являются: двигательно - кинестетический и слухо - зрительно- кинестетический.

Использование символов (символы для гласных звуков по методике

Т.А. Ткаченко), цветного наглядного материала в виде зАмков согласных и гласных звуков, звуковичков – синий, зеленый, красный, колокольчик (звонкий звук) при знакомстве с характеристикой звука, куклы-звуки (синее платье, зеленое платье, красное платье), на этапе автоматизации дает положительный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука (пособие «Язычок»).

Схема дает достаточное представление о звуке и позволяет ребенку контролировать выполнение упражнений, помогает зрительно запомнить и кинестетически ощутить точность выполнения. Ребенок здесь - активный участник процесса познания. Для автоматизации звуков используем зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Необходимым условием для постановки звуков является проведение артикуляционной гимнастики. Во избежание утомляемости ребенка, потери интереса при многократном повторении используем логопедические истории, где действующими лицами являются либо дети, либо любимые детские персонажи. Используем разработанные Архиповой Е.Ф. приемы  биоэнергопластики при проведении артикуляционных упражнений (биоэнергопластика-это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук).

      В своей работе успешно применяем тактильно-кинестетическую стимуляцию на колючих ковриках. Для этого используем колючий коврик, предварительно разделив его на отдельные квадраты. Так как движения пальцев руки стимулируют созревание центральной нервной системы, полезно при произнесении гласных звуков в слогах, словах осуществлять последовательные прижимы пальцев руки к аппликатору (методика разработана Архиповой Е. Ф.)

В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Применение на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Здесь так же используем тактильные чистоговорки. Взрослый предлагает ребенку проговаривать звук с применением природного материала: шишек, грецких орехов, камешков, небольших чурбачков. Возможно также использование (на усмотрение педагога) небольших колючих мячей. Ребенок перекладывает, например, орех из одной руки в другую и произносит слог. В дальнейшем такая работа продолжается с использованием слов, предложений.

Часто изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, используем модули

Архиповой Е.Ф. (Архипова Е. Ф. предлагает работать с помощью модульной системы, автор предлагает 11 модулей, 11 вариантов звукосочетаний для автоматизации любого звука. Также по модулям можно проводить и дифференциацию звуков.

   Так же на занятиях используем песочную терапию. Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития.

Дети с удовольствием прикасаются к песку, находят в нем определенные предметы, используя кисточки, трубочки (для развития воздушной струи), раскапывают предметы пальчиками. Особенно важно это для детей гиперактивных и быстро утомляемых.

Игры с водой разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой. При использовании в работе с детьми песка и воды очень полезно развивать речевое дыхание, что значительно увеличивает дыхательный объем лёгких. Работа над речевым дыханием ребенка помогает ему произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную, длительную, плавную воздушную струю. Ребенок учится, не надувая щеки, сквозь сближенные и выдвинутые вперед губы дуть на предмет. В своей работе мы используем следующие игры: «Найди секретик» - игрушку или какой- то предмет засыпают песком. Ребенок через трубочку аккуратно дует на песок, пока не найдет «секретик». «Проложи дорожку» - берутся несколько предметов, расставляются на некотором расстоянии друг от друга, ребенок так же через трубочку дует на песок, «прокладывая» дорожку от одного предмета к другому. «Арена цирка», «Колодец», «Догони жука» и другие игры. Очень интересны в этом отношении игры с водой: «Кораблики», «Осенний листочек», «Рыбки», «Ворота» и др.

Использование тестопластики оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям. В данном случае продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного, а, следовательно, и речевого развития детей.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Его использование дает возможность ребенку перевоплотиться в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используем «Волшебный кубик» (с разным количеством пятнышек на ребрах), «Рояль», где ребенок имитирует игру на рояле и при этом повторяет слоги: ро-ро-ру-ры. «Говорящие руки» - (например, при автоматизации звука [ш]). Инструкция: мы с тобой поиграем в «говорящие руки», левую руку  научим говорить ШШШ, а правую-ААА. Педагог берет левую руку ребенка и показывает, как соединить произношение Ш с легким ударом по столу. Точно так же правая рука обучается говорить А. ребенок сначала в медленном темпе произносит Ш-А, Ш-А, а затем переходит к слитному проговариванию. «Ступеньки». Здесь подключаем счетные палочки, ребенок из палочек либо по образцу, либо самостоятельно выкладывает ступеньки, а затем так же произносит звуки, «шагая» по ступенькам пальчиками. Игры со счетными палочками - еще один вариант коррекции звукопроизношения. Ребенок из палочек строит  фигуры (по образцу или самостоятельно), каждая палочка соответствует заданию, которое дает логопед. Инструкция: берешь по одной палочке и произносишь слог РА (РО, РУ, РЫ…). С детьми, которые знают буквы, можно поиграть в «Лягушка». В тетради ребенка педагог рисует кувшинки с гласными буквами (или символами, если ребенок не умеет читать), у Лягушки буква (или символ) согласная. Лягушка, прыгая с кувшинки на кувшинку, помогает ребенку автоматизировать открытый и закрытый слог. Огромное значение в коррекционной работе играет развивающая среда. В логопедическом кабинете имеется достаточное количество пособий, игр на автоматизацию, дифференциацию звуков, на формирование фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, развитие правильной воздушной струи, мелкой моторики. Авторские дидактические пособия тренажеры «Весёлый Язычок», «Аэробол», «Снежинки», «Разноцветные шторки», «Качели», «Коктейль», «Футбольное поле», «Волшебные хвостики» и др., которые способствуют выработке правильной воздушной струи. «Цветная сетка», «Прищепки (крупные, мелкие), «Телефон», «Крупяной бассейн», «Пуговицы для клоуна», «Песочный ящик», «Бусы», «Аквариум», «Веселые человечки» и др. способствуют развитию мелкой моторики. Так же имеются пособия для работы со звуковым, звуко-буквенным анализом слов, слоговой структурой слова, грамматическим строем языка, для автоматизации и дифференциации звуков :«Веселые лягушата», «Паровозики», «Цветы на поляне», «Волшебный желтый куб», «Аквариум», «Травка-сосулька», «Ежи», «Домики», «Подружи слова», «Замок звуков», «Веселые звуки», различное логопедическое лото, и др. в кабинете много наглядного материала, выполненного своими руками.

     Все дети от природы любознательны, они любят все интересное и новое. Особенно привлекают детей сюрпризы и что-то необычное, зрелищное, яркое. Одним из самых доступных видов занятий с детьми являются игры со светом. Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей. Идею игр с фонариком разработала мама - логопед для своего сына Наталья Коняхина. Идея использовать подсветку картинки с другой стороны оказалась блестящей, волшебной. Использование таких игр на логопедических занятиях позволяет мотивировать детей на совместную игру, способствует улучшению концентрации внимания и решает коррекционные задачи. Игры с фонариком можно использовать и на индивидуальных занятиях, и на подгрупповых.

    Взаимодействие специалистов детского сада и семьи всегда было и остается в центре внимания. Современный педагог, обучающий и воспитывающий детей, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования и обучения личности дошкольника.

По своему статусу учитель-логопед – основной субъект коррекционной работы с воспитанниками. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для совместной работы по коррекции речи ребенка, выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса в области коррекционной педагогики

Нами используются следующие способы взаимодействия:

• организация родительских конференций, собраний, нетрадиционных

собраний-практикумов с показом фрагментов занятий, с использованием элементов пескотерапии, тестопластики, пальчикового театра, аппликаторов Кузнецова, аппликаторы Ляпко фирмы Арго, где родители становятся непосредственными участниками учебного процесса;

• индивидуальные встречи родителей и учителя-логопеда;

• тематические консультации;

• организация работы телефонной линии, по которой родители могут

связаться с учителем-логопедом и получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения или других интересующих родителей вопросов;

• использование регулярной почты (почтовый ящик по принципу:

вопрос-ответ);

• проведение неформальных встреч родителей, детей, и педагогов

(праздники, круглые столы и т. д.);

Работа нацелена на повышение уровня педагогической культуры родителей, их активности в обучении и воспитании. В результате диагностической работы выявили, что психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Т.о., согласованные действия ДОУ и семьи повысили эффективность процесса воспитания и обучения. В результате проведенной работы у детей исчезает чувство скованности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.

Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.

                 

  Список использованной литературы.

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В Формирование звукопроизношения у дошкольников.-М, 1993
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. АСТ. «Астрель», М, 2008
  3. Архипова Е.Ф. Приемы нейростимуляции при постановке звуков с биоэнергопластикой по системе «Дерево». Авторские технологии.-курсы
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М, 1989
  5. Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л, 1999
  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. –М, 1994
  7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. –С-П, 2000
  8. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму, фонетическая символика. –М, «Владос»,-2013
  9. Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома. «Эксмодетство»,- М, 2021
  10. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику и речь. «Эксмодетство»,-М, 2018
  11. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. –М, «Владос», 2015
  12. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.-М, 1996
  13. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения.-М, «Махаон»,2020
  14.  Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособия для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе театрализованной деятельности.

Цель коррекционно-развивающего занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе  театрализова...

Авторская коррекционно-разивающая программа "Путешествие в волшебный лес" для детей средней возрастной группы с особыми образовательными потребностями

Аннотация       Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в волшебный лес» предназначена для детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения в ра...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Комплексы коррекционных игр и упражнений, используемых в образовательном процессе по развитию познавательной деятельности детей, в том числе с особыми образовательными потребностями

Предлагаю вашему вниманию подборку коррекционных игр и упражнений , направленных на  развитие познаательной деятельности дошкольников, которые вы можете использовать в работе с дошкольниками как...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями с использованием игровой терапии

При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода...