ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
статья по логопедии (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше ребенок начинает осваивать их, тем легче ему будет овладеть ими в совершенстве, что несомненно поможет детям с особыми образовательными потребностями успешно социализироваться в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirillova_n_n.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА»  В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше ребенок начинает осваивать их, тем легче ему будет овладеть ими в совершенстве, что несомненно поможет детям с особыми образовательными потребностями успешно социализироваться в современном обществе.

  Перед нами, педагогами, работающими в коррекционно-логопедических группах для детей с ОВЗ стоит задача создания благоприятных условий для образовательной деятельности. Поэтому использование современных технических средств является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки и культуру общения.

Следуя требованиям, установленным ФГОС ДО, в детском саду «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)», а также «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» являются главными задачами Стандарта [4, пункт 1,6].

Поэтому появление «Bee-bot» «Умная пчела» в нашей жизни очень важно, так как остро назрела проблема активного использования современных технических средств в коррекционно-развивающей деятельности с детьми ООП для решения вышеуказанных проблем. Этот программируемый мини-робот прост в управлении, полностью соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид, теперь он является необходимым средством обучения, идеальным инструментом для развития наших детей. Овладение им доступно детям с особыми образовательными потребностями.

25 декабря 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий» в целях дальнейшего развития науки и технологий в РФ.

Активно поддержав идею нашего президента, руководители дошкольного образования г. Чебоксары поставили задачи перед нами, педагогами. Так, Е. П. Сахарова - заместитель начальника управления образования администрации города Чебоксары на страницах соцсетей написала: «Мы будущее Чувашии! Руководством города Чебоксары создаются все условия для разностороннего развития ребят. Юные Менделеевы и Ломоносовы с большим увлечением и интересом познают азы науки в столичных дошкольных учреждениях. Возможно именно они станут будущими академиками и прославят нашу республику!».

Может быть будущие ученые растут и развиваются в нашем детском саду, в наших группах? Хоть наши дети с особыми потребностями, но среди них есть очень способные ребята. Во всяком случае мы должны к этому стремиться. В «Детском саду №82 «комбинированного вида» г. Чебоксары, где работаем мы, учителя-логопеды коррекционных групп, создаются благоприятные условия для развития наших воспитанников и в 2020 году открылась оснащенная новейшим оборудованием Студия робототехники.  Был приобретен комплект программируемых мини-роботов Bee-Bot «Умная пчела», которые предназначены для обучения детей основам программирования и знакомства с проведением логических операций. Работа с «Умными пчелками» заинтересовала всех педагогов, особенно учителей-логопедов.

Что такое ЛогоРобот «ПЧЕЛКА»? Это программируемый напольный мини-робот, с помощью этого устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая лого-роботу план действий и разрабатывая для него различные задания, благодаря которым можно играя, развивать все компоненты речи.

Пчелок-роботов в комплекте 6 штук, и у них есть свой «домик» – Улей, в который они улетают, чтобы отдохнуть и набраться сил для новых приключений (улей представляет собой док-станцию с отдельными ячейками для подключения к ней программируемых роботов, для их зарядки от сети). Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» (Х). Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°.

Также имеется дополнительное оборудование к мини-роботу – это тематические игровые коврики, которые позволяют придумать Пчелке разные приключения. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клетки 15х15 см, стороны которых равны одному шагу робота. В комплекте представлены коврики «Ферма», «Зоопарк», «ПДД. Город». Для более эффективной коррекционно-развивающей работы нами изготовлены авторские коврики для мультицелевого использования.

По результатам мониторинга, который проводился в начале 2020 ученого года показал низкий уровень развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ООП. Фонематический слух это различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимостью для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение имеет формирование фонематического слуха.

Наблюдая за тем, как дети с большим интересом играют с «Пчелкой», мы решили, использовать, интерактивную игрушку «Пчелку» для  формирования неречевого и фонематического слуха у детей с ООП.

На начальном этапе работы над формированием неречевого и фонематический слуха мы предлагали дошкольникам более легкие игровые задания, а затем более сложные.

1.Игра «Послушай и похлопай столько раз, сколько шагов прошла Пчела».

2.Игра «Послушай и постучи кулаком столько раз, сколько раз повернулась Пчела».

3.«Покажи Пчелке, картинку, какой музыкальный инструмент звучал».

4.Игра «Прятки». На игровом поле «Ферма».

Домашние животные предлагают Пчелке поиграть в «прятки». Послушай звукоподражание животного и помоги пчелке найти это животное и назвать его.

5.Игра «Помоги Пчелке добраться до транспорта, на котором он отправится в путешествие».  На игровом поле «Транспорт» или «Город».

-Послушай звук транспорта и помоги «Пчелке» добраться до этого транспорта и назвать его.

6.Игра «Четвертое слово лишнее». На авторских ковриках.

-Послушай слова и помоги Пчелке дойти до картинки с изображением лишнего слова и назвать его.

7.Игра «Помоги Пчелке найти картинки со словами, которые начинаются на звук «С», в середине и в конце слова.

Такие игры позволяют поддерживать интерес у старших дошкольников с особыми образовательными потребностями к занятиям, развивают коммуникативные навыки, формируют неречевой и фонематического слух у детей старшего дошкольного возраста через использование игр с ЛогоРоботом «Пчелка» (bee-bot).  Это позволит в дальнейшем детям с ООП успешно адаптироваться к школе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный институт российского образования. Основная

образовательная программа дошкольного образования [Электронный

ресурс] //https://firo.ranepa.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogoobrazovaniya.

2.ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования "институт художественного образования и культурологии РАО. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка [Электронный ресурс] // http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennostirazvitiya-sovremennogo-rebenka.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе театрализованной деятельности.

Цель коррекционно-развивающего занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе  театрализова...

Проект "Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и о...

Конспект занятия в старшей группе « Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха у  старшего дошкольного возраст. Задачи: -    Научить через  музыкальные игры  эл...