ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Соловьёва Л.А.

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом реализации данного комплекса и полученными результатами. Материалы статьи могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных организаций комбинированного вида, а также компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_doo.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Неьянцева Александра Александровна,

воспитатель, филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  - детского сада комбинированного вида «Надежда детский сад комбинированного вида №523; 620017  Российская Федерация Свердловская область  г. Екатеринбург ул. Баумана, 6б; e-mail:

nevyanceva1982@mail.ru

Соловьёва Людмила Анатольевна,

учитель-логопед, филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  - детского сада комбинированного вида «Надежда детский сад комбинированного вида №523; 620017  Российская Федерация Свердловская область  г. Екатеринбург ул. Баумана, 6б; e-mail:

sla1311@yandexru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственно-патриотическое воспитание; дети с особыми образовательными потребностями; общее недоразвитие речи; история Великой Отечественной войны; города-герои.

АННОТАЦИЯ: В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом реализации данного комплекса и полученными результатами. Материалы статьи могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных организаций комбинированного вида, а также компенсирующей направленности.

Прошло почти 75 мирных лет со времен Великой Отечественной войны. Эта страшная трагедия не прошла мимо ни одной советской семьи.  С той поры сменилось ни одно поколение, с каждым годом очевидцев этих страшных событий становится все меньше. Нынешнее поколение знает о войне только по рассказам и фильмам, возникает риск, что мужественный подвиг наших предков в Великой отечественной войне постепенно станет стираться из  памяти. В настоящее время в современном обществе стала актуальной проблема фальсификации исторических фактов. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне неоспорим, но ряд государств в последние годы пытаются «переписать» историю, принизить заслуги советского народа в великой Победе. Зачастую в современной интерпретации исторических событий Советский Союз выступает в роли внешнего врага, оккупанта и, едва ли, не инициатором в развязывании самой страшной войны. Таким образом, перед образовательными организациями стоит важная задача воспитать подрастающее поколение так, чтобы наши дети знали историческую правду и гордились великим подвигом великого народа.

Начинать целенаправленную работу по формированию высокого патриотического сознания необходимо с дошкольного возраста, развивая в детях чувство собственного достоинства и уверенности в себе на основе уважения к культуре и истории родной страны. Чувство патриотизма не возникает само по себе, это результат длительного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка. Расширение и обогащение знаний детей о Великой отечественной войне проходит через разнообразные, доступные виды детской деятельности. 

В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом в нашей образовательной организации созданы условия для всестороннего развития детей с особыми образовательными потребностями, а именно для детей с общим недоразвитием речи (ФГОС ДО п.2.11.2) Работа осуществляется в тесной взаимосвязи всех субъектов образовательной деятельности, в том числе и специалистов учреждения.

Учителем-логопедом и воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в преддверии 75-летия великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов был разработан и реализуется комплекс мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель данного комплекса – формирование представления о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, знакомство с историей страны, воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества и труженикам тыла, а также чувства гордости за свою страну у детей с особыми образовательными потребностями.

В работе используются современные педагогические технологии: кейс-технологии, музейная педагогика, метод проектов, коучинг-сессии для родителей.

Работа осуществляется с учётом индивидуальных потребностей и особенностей дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, а также ориентирована на интересы и запросы воспитанников. Одна из основных задач педагогической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР - коррекция и развитие всех структурных компонентов речи. Поэтому любое мероприятие, проводимое в рамках патриотического воспитания дошкольников, включает в себя работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, а также словесное творчество воспитанников.

        В нашем учреждении регулярно выпускается газета «Лесная Полянка». Один из выпусков был посвящён мероприятию, в ходе которого дети знакомились с историей Великой Отечественной войны, её героическими страницами. В данное издание вошли творческие работы воспитанников на тему «Пусть всегда будет солнце…»: ребята рассуждали на тему, что такое мир в их понимании, а также создали иллюстрации к своим работам.

        Двое воспитанников нашей группы интересуются военной техникой. Вместе с родителями они посетили выставку «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма, затем подготовили и представили детям рассказы о том, какие танки, самолёты, артиллерийские орудия изготавливались на предприятиях нашего города, какой вклад в Победу внесли наши земляки.

        Тема войны и великой Победы нашла отражение в работах известных живописцев, таких как П.Д. Корин, П.А.Кривоногов, А.А.Дейнека, А.И.Лактионов, М.И.Самсонов и другие. Дети не только знакомятся с картинами художников, но и составляют небольшие описательные и сюжетные рассказы по ним. Помимо воспитания патриотических качеств у детей данный вид работы способствует развитию всех структурных компонентов речи, что актуально для наших воспитанников.

        Родители являются активными участниками образовательного процесса в соответствии с современными образовательными стандартами (ФГОС ДО п.3.2.5). В условиях современного образования объединение усилий педагогов и родителей необходимы для полноценного развития и воспитания детей. Особое место в работе по нравственно-патриотическому воспитанию занимает работа с семьёй. В группе создана методическая копилка для родителей, в которую вошли консультации педагогов по формированию патриотических чувств у дошкольников; подборка рассказов и стихов Л.Соболева, Е.Благининой, У.Бражнина о Великой Отечественной войне, рекомендуемых для чтения, стихи А.Барто, Н.Томилиной, С.Пивоварова для разучивания. Создана фонотека музыкальных произведений, которые родители могут послушать вместе со своими детьми. Это песни военных лет, а также произведения «Вечный огонь» А. Филиппенко, «День Победы» Д.Тухманова на слова В.Харитонова, «Прадедушка» А.Ермолова. Данные материалы регулярно обновляются и по запросу предоставляются родителям в электронном виде.

        Воспитанники совместно с педагогами разучивают стихи о Великой Отечественной войне, Победе, героях, защищавших Родину, а также тружениках тыла. Некоторые произведения в рамках мероприятия были исполнены детьми в «Литературной гостиной», в которой приняли участие и родители. Одна из семей подготовила небольшую инсценировку на стихотворение С.Я.Маршака «Разговор с внуком».

        При ознакомлении с историей Великой Отечественной войны дошкольников заинтересовал вопрос о том, какой вклад внесли в Победу наши земляки. Совместно с родителями создан альбом «Всё для фронта, всё для Победы», где собрана информация об известных людях нашего города и их участие в войне. Например, одна из девочек подготовила рассказ о П.П.Бажове. Наш знаменитый писатель не принимал участие в военных действиях, но когда ему вручили Сталинскую премию, он её передал на строительство танка Т-34. Этот танк назвали в честь произведения П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка».

Некоторые из воспитанников нашей группы в течение последнего года вместе с родителями совершили путешествия в города России. По просьбе педагогов  семьи оформили фотоотчёты о поездках, а дети подготовили небольшие репортажи об этих городах. Таким образом, ребята  виртуально познакомились с мемориалами и памятными местами Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда. В ходе данной работы, дошкольники получили представление о том, что героями могут быть не только люди, совершившие подвиг, но и города, жители которых проявили во время Великой Отечественной войны массовый героизм и мужество. На территории Российской Федерации таких городов 9.

        Заинтересовала наших воспитанников информация о том, как жили их сверстники в  тяжёлые для нашей страны годы, посещали ли они детские сады и школы, были ли у них игрушки. Подобный интерес подтолкнул педагогов группы к реализации проекта «Дети войны - дети мира». Дошкольники с удивлением узнали, что дети наравне с взрослыми воевали с фашистскими захватчиками, трудились на заводах, фабриках, выращивали хлеб. В рамках проекта была создана детская галерея славы с портретами детей-героев Великой Отечественной войны.   Данную галерею посетили дети из других групп. Наши воспитанники выступили в качестве экскурсоводов и рассказали гостям о некоторых юных героях войны.

        На данном этапе реализации комплекса мероприятий по  нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводится конкурс книжек-малышек «Животные-герои войны», которые наши воспитанники изготавливают совместно с родителями.

        По сложившейся в нашей дошкольной организации традиции планируется возложение цветов к памятнику детям, трудившимся в годы Великой Отечественной войны, созданному скульптором К. Грюнбергом и архитектором Ю.Дорошиным. Решено принять участие во всероссийской акции «75 голубей Победы», а также совместно с другими группами создать Музей памяти, где будут храниться фотографии и материалы о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках наших воспитанников, принимавших участие в военных действиях, а также работающих в годы войны в тылу.

        Представители старших поколений семей наших дошкольников будут приглашены на детский концерт, посвящённый 75-летию со дня великой Победы, на котором будут исполнены тематические стихи, песни и танцы.

        Несмотря на то, что комплекс мероприятий на данный момент не реализован полностью, на основе педагогических наблюдений можно сделать определённые выводы:

-количество детей, интересующихся историей Великой Отечественной войны, увеличилось на 39%;

-запас общих знаний об истории родной страны, её героях, трудовом подвиге народа повысился у 45% воспитанников.

        Сравнительное анкетирование, проведённое среди родителей дошкольников, показывает, что дети стали интересоваться историей своей страны, проявляют больший интерес к познавательным передачам и фильмам о Великой Отечественной войне, интересуются тематическими книгами. В общении с взрослыми проявляют инициативу, любознательность, задают вопросы, охотно делятся впечатлениями и вновь полученной информацией, дают эмоциональную оценку определённым историческим событиям. Это говорит о положительной динамике речевого развития детей с особыми образовательными потребностями.

        Таким образом, реализация комплекса мероприятий способствует формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Период дошкольного детства является благоприятным в развитии эмоционально-нравственной сферы детей, так как эмоции и впечатления, полученные в данный период жизни, остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Это является благодатной почвой для формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста, что поможет в дальнейшем стать нашим воспитанникам настоящими патриотами и гражданами своей страны.

Библиографический список:

  1. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
  2. Воротынцева, О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. – № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
  3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
  4. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. – С. 21-26. – (Нравственное воспитание).
  5. Деркунская, В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
  6. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. – № 3. – С. 66-68.
  7. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва : Сфера, 2010. – 158 с.
  8. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России : гражданско-патриотическое воспитание дошкольников : подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. – Москва : Издательство Скрипторий, 2010. – 109 с.
  9. Кузнецова, И. Проект "9 мая - День Победы" / И. Кузнецова, М. Голякова, С. Топунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 33- 35. –  (Социально-коммуникативное развитие) (Расскажем детям о войне).
  10. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
  11. Носова, Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
  12. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А. Я. Ветохина и др.]. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 190 с.
  13. Павлова, Н. Как отстояли Ленинград : утренник для старших дошкольников / Н. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. –  С. 40-45. – (Социально-коммуникативное развитие) (Расскажем детям о войне).
  14. Панченко, Л. Согреем памятью сердца! / Л. Панченко // Дошкольное воспитание. –  2015. – № 2. – С. 34-35. – (Социально-коммуникативное развитие) (Расскажем детям о войне)
  15. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192с. (Серия «Вместе с детьми».)
  16. Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 2.
  17. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
  18. Шорыгина, Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны/Т.А. Шорыгина. – Москва: Сфера, 2014. – 75 с. – (Вместе с детьми)
  19. Юдина, Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4. – (проект).
  20. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе театрализованной деятельности.

Цель коррекционно-развивающего занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе  театрализова...

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и о...