1Конкурсное задание "Педагогическая находка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_sh.docx29.03 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Колокольчик»

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы на тему

Автоматизация звука Ш в изолированной позиции, в прямых слогах,

в словах с прямыми слогами. ФНР: Дислалия.

«Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма

подружился с зайчонком Сёмой »

Используемые современные образовательные технологии

  • Здоровьесберегающая /артикуляционная гимнастика/
  • Коррекционно – развивающая /обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного
  • Нейропсихологическая

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

п. Усть-Уда, 2024г

Цель – коррекция нарушения звукопроизношения звука Ш

Задачи:

Познавательные:

– учить отличать звук Ш от других звуков речи в словах;

- закреплять умение произносить звук в изолированной позиции, совмещая речь с движением: с  шагами, в играх с мячом;

- закреплять умение произносить звук Ш в прямых слогах через пальчиковые игры; через активную автоматизацию.

- учить произносить звук Ш в словах с прямыми слогами, в предложениях.

 Коррекционно – развивающие:

– совершенствовать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, тонкие движения пальцев рук, общую моторику

 Коррекционно – воспитательные:

–  воспитывать усидчивость, настойчивость и целеустремленность.

Оборудование: логопедическое зеркало, усилитель громкости, наушники, видео артикуляционной гимнастики ребенка https://cloud.mail.ru/public/UbJ4/MYJGijYkA , комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков Е.Косиновой, схема звукопроизношения звука Ш, Презентация https://nsportal.ru/node/6415162  , мяч, салфетки, «Домашний альбом. Звук Ш» https://nsportal.ru/node/6648125  , наклейки для стимулирования.

Ход логопедического занятия

  • Организационный момент

1.Знакомство с целью занятия

На прошлом занятии ты вместе с рысёнком Тёмой учился говорить звук  Ш. Сегодня мы  продолжим учиться красиво говорить этот звук и отправимся с тобой в новую сказку.

2.Знакомство с героями занятия

Логопед:

В зелёной тайге /Слайд 1/наступило прекрасное летнее утро.   В рысиной семье /Слайд 2/ проснулся маленький рысёнок Тёма /Слайд 3/.  Он потянулся, зевнул и вдруг услышал как кто-то плачет под кустиком.

Рысёнок  - Кто тут плачет? Выходи!

Из - под кустика показался маленький зайчонок. /Слайд 4/.

Рысёнок - Кто ты и как тебя зовут?

Зайчонок - Я зайчонок Сёма.

Логопед  - Зайка рассказал рысёнку, что потерялся в лесу и очень хочет вернуться к маме, но боится заблудиться. Рысёнок Тёма был очень храбрым. Он предложил зайке помочь. Но сначала сделать зарядку, подкрепиться и только потом отправляться в путь.

Рысёнок и зайчонок просят тебя им во всём помогать. Ты готов?

Ребенок – я готов.

3.Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика

Логопед – На зарядку становись!

(включается видео артикуляционной гимнастики, записанное на предыдущем занятии, ребёнок выполняет гимнастику)

Упражнения:

«Бегемот», «Окошко», «Месим тесто», «Парус», «Вкусное варенье»,

 «Чашка».

Логопед – Зверята попили молочка, облизали губки, и рысёнок Тёма начал учить зайчонка защищать себя, то есть грозно шипеть.

  • Основная часть

1.Постановка звука. Автоматизация звука Ш в изолированной позиции

Логопед -  Вот и мы с тобой поучимся шипеть.

Игра «Замри»

«Чашечка», «Окошечко», «Замри»  - три раза под счет до пяти

Дыхательное упражнение.

Логопед - Вдох носом и выдох со звуком с. (Упражнения выполняются до пяти раз).

Постановка звука

Логопед – чашечка, окошечко, вдох и выдох

Ребенок – шшш (повторить три раза)

Уточнение артикуляции звука Ш

Логопед – Рассмотрим схему произношения звука Ш

- Когда мы произносим звук Ш, язык в форме чашки поднимается за верхние зубы, между зубами образуется щель, губы принимают форму окошка, мы делаем вдох носом и выдуваем теплый воздух. Показ логопедом. Ребёнок контролирует тыльной стороной ладони тёплую воздушную струю учителя.

Логопед – Сделаем зарядку для пальчиков

«Кулачок». Левая рука согнута в локте: ладонью кверху, пальцы растопырены, загибает по одному пальчику указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

«Колечки». Соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой- средний и т.д поочерёдно. Затем левая рука. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

Физминутка

Активная автоматизация изолированного звука Ш

Логопед - И вот наконец-то мы  отправляемся в путь.

Рысёнок

- Шипи и шагай!

Логопед: Сделай 5 шагов, на каждый шаг произноси звук ш

Логопед включает музыкальное сопровождение к детской песне «Если нравится тебе, то делай так»

Логопед  поёт: Если нравится тебе, то пошипи

Ребенок: ш-ш

Логопед: Если нравится тебе, то пошипи

Ребенок: ш-ш

Логопед : Если нравится тебе, то и другому покажи, если нравится тебе, то пошипи

Ребенок: ш-ш

Логопед: отбивай от пола мяч и шипи

Ребенок отбивает мяч и шипит.

2.Игра «Поймай слово шип»   

Слайд 6

Зайчонок - Ой, что это такое колючее?

Рысёнок - Не бойся! Егор нас защитит от колючек волшебного шиповника.

- Хлопай, когда услышишь правильное слово шип, и тогда он не будет колоться!

Слова: шип, ип, сип, шип, шип, хип, фип, сып, шип

Рысёнок  – Ты молодец, очень внимательный, защитил нас. Давайте соберем  целебные ягоды шиповника и подкрепимся.

Логопед – я научу вас сбору ягод.

3.Автоматизация звука Ш в прямых слогах https://nsportal.ru/node/6647934 

Упражнение «Колечки» 

Слог ШО

Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук О, соединяй пальчики и получается Ш-О .

Ш – внимание на большой палец, О- соединение с указательным пальцем

Ш - внимание на большой палец, О- соединение со средним пальцем

Ш - внимание на большой палец, О- соединение с безымянным пальцем

Ш - внимание на большой палец, О- соединение с мизинцем

Показывая ребенку упражнение в медленном темпе, фиксируем внимание на звуке Ш, произносим утрированно (шшш). Звуки в слог, соединяя пальцы, пока не сливаем. Просим ребенка повторить самостоятельно.

Слог ШУ

Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук У, соединяй пальчики и получается Ш-У .

Ш – внимание на большой палец, У- соединение с указательным пальцем

Ш - внимание на большой палец, У- соединение со средним пальцем

Ш - внимание на большой палец, У- соединение с безымянным пальцем

Ш - внимание на большой палец, У- соединение с мизинцем

Повторяя упражнения, ускоряем темп и звуки сливаются в слог.

Логопед следит, чтобы звук Ш произносился на «Чашке» / язык за верхними зубами. Губы круглые.

Слог ША

Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук А, соединяй пальчики и получается Ш-А .

Ш – внимание на большой палец, А- соединение с указательным пальцем

Ш - внимание на большой палец, А- соединение со средним пальцем

Ш - внимание на большой палец, А- соединение с безымянным пальцем

Ш - внимание на большой палец, А- соединение с мизинцем

Слог ШИ

Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук Ы, соединяй пальчики и получается Ш-Ы .

Ш – внимание на большой палец, Ы- соединение с указательным пальцем

Ш - внимание на большой палец, Ы- соединение со средним пальцем

Ш - внимание на большой палец, Ы- соединение с безымянным пальцем

Ш - внимание на большой палец, Ы- соединение с мизинцем

Слайд 7

Логопед – Вот мы и набрали целую корзинку ягод, подкрепились и только собрались продолжить свой путь, как вдруг поднялся сильный ветер, поищем укрытие? Нашли! Это большой столетний кедр.

Слайд 8

5.Упражнение «Кулачок» Воспитание звука Ш в словах с прямыми слогами

Рысёнок – Ветер не заканчивается. Как нам остановить его?

Кедр – Вам нужно сказать  волшебные слова. Каждое слово говорить по три раза. 1е слово шапка. /ребенок повторяет слово шапка три раза/; 2е слово шина

Слова: шов, шум, шея, шина, шапка

Логопед – Ветер улетел. За старания кедр  наградил нас своими кедровыми шишками Слайд 9

Рысёнок – Спасибо тебе, дедушка Кедр!

Давайте для дедушки Кедра чистоговорки расскажем!

6.Автоматизация звука Ш в предложениях

Работа с усилителем громкости. Ребенок повторяет за логопедом.

Шо-шо-шо – шов.

Шу-шу-шу-шум.

Ша-ша-ша-шапка.

Шина-шина-вот машина.

  • Заключительная часть

Слайд 10

Рысенок – А вот и твоя мама зайчиха с зайчатами!

Логопед – Зайчонок обними маму и братиков и пообещай больше не убегать!

Вот и сказочке конец! Спасибо и тебе за то, что ты помог друзьям. Сегодня ты продолжал учиться шипеть. Старался, был внимательным. Молодец! На память о сегодняшней сказке тебе наклейка в альбом. А рысёнок Тёма ждёт тебя, и всякий раз будет рад продолжать вместе с тобой учиться шипеть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В зелёной тайге наступило прекрасное летнее утро

Слайд 2

В рысиной семье

Слайд 3

п роснулся маленький рысёнок Тёма. Он потянулся, зевнул и вдруг услышал как кто-то плачет под кустиком. Кто тут плачет? Выходи!

Слайд 4

Из-под кустика показался маленький зайчонок. Кто ты и как тебя зовут? – спросил рысёнок Тёма. - Я зайчонок Сёма. Зайка рассказал рысёнку, что потерялся в лесу и очень хочет вернуться к маме, но боится заблудиться. Рысёнок Тёма был очень храбрым. Он предложил зайке помочь. Но сначала сделать зарядку, подкрепиться и только потом отправляться в путь . Рысёнок и зайчонок просят тебя им во всём помогать. Ты готов? Ребенок – я готов.

Слайд 5

Упражнения артикуляционной гимнастики

Слайд 6

Игра «Поймай слово «шип» - Ой, что это такое колючее? – запищал зайчонок Сёма. Не бойся! Егор нас защитит от колючек волшебного шиповника. - Хлопай, когда услышишь правильное слово шип, и тогда он не будет колоться! Слова: шип, ип , сип, шип, шип, хип, фип , сып , шип Рысёнок – Ты молодец, очень внимательный, защитил нас. Давайте соберем целебные ягоды шиповника и подкрепимся. Логопед – я научу вас сбору ягод.

Слайд 7

Вот мы и набрали целую корзинку ягод, подкрепились и только собрались продолжить свой путь, как вдруг поднялся сильный ветер,

Слайд 8

поищем укрытие? Нашли! Это большой столетний кедр . Рысёнок – Ветер не заканчивается. Как нам остановить его? Кедр – Вам нужно сказать волшебные слова. Каждое слово говорить по три раза. 1е слово шапка. /ребенок повторяет слово шапка три раза/; 2е слово шина Слова: шапка, шина, шов, шум, шея

Слайд 9

Логопед – Ветер улетел. За старания кедр наградил нас своими кедровыми шишками Рысёнок – Спасибо тебе, дедушка Кедр! Давайте для дедушки Кедра чистоговорки расскажем!

Слайд 10

Рысёнок - А вот и твоя мама зайчиха с зайчатами. Мама зайчиха и её маленькие зайчата обняли зайчонка Сёму. Зайчиха – Сынок больше не убегай от нас! Заячья семья проводила рысёнка к родителям. Вот и сказочке конец! Спасибо и тебе за то, что учишься вместе со зверятами шипеть. На память о сегодняшней сказке тебе наклейка в альбом. Рысёнок Тёма ждёт тебя и всякий раз будет рад продолжать вместе с тобой учиться шипеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник "Заячья находка"

Скоро Новый год!  Хочется, чтобы этот удивительный, сказочный праздник запомнился детям на долго.Этот сценарий праздника был опробован не с одним поколением малышей и всегда проходил очень удачно, вес...

Творческие находки педагога

Список мераприятий ( для 1 младшей группы) Новый год "Заичья избушка". Действующие лица:ВедущаяДед МорозСнегурочкаСнежинкиЗайкаЛисаПетрушкиПетушкиДетиДети заходят в зал под «Песенку о елочке». Пере...

Методическое пособие "Полезные находки в работе с семьёй"

Взаимодействие с семьёй -одно из условий развития личности ребёнка и его социализации. Методическое пособие содержит родительские собрания, тематика которых разработана в соответствии с наиболее актуа...

Презентация "Мои педагогические находки"

Задачи и вопросы нужные для привития детям уважения к людям труда, социуму, в котором ребенку предстоит жить....

"Находка - город у моря"

Познание. ФЦКМ (формирование целостности картины мира)Тема:"Мой город - моя малая родина". Трагедия Бокситогорска"Цель: расскрыть историческое понятие город. Продолжать знакомить с родным городом, обо...

газета "мои педагогические находки"

«Знакомство с родным краем младших дошкольников как средство развития патриотизма»...