1Конкурсное задание "Педагогическая находка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Колокольчик»
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы на тему
Автоматизация звука Ш в изолированной позиции, в прямых слогах,
в словах с прямыми слогами. ФНР: Дислалия.
«Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма
подружился с зайчонком Сёмой »
Используемые современные образовательные технологии
- Здоровьесберегающая /артикуляционная гимнастика/
- Коррекционно – развивающая /обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного
- Нейропсихологическая
Учитель-логопед Ширяева Н.Г.
п. Усть-Уда, 2024г
Цель – коррекция нарушения звукопроизношения звука Ш
Задачи:
Познавательные:
– учить отличать звук Ш от других звуков речи в словах;
- закреплять умение произносить звук в изолированной позиции, совмещая речь с движением: с шагами, в играх с мячом;
- закреплять умение произносить звук Ш в прямых слогах через пальчиковые игры; через активную автоматизацию.
- учить произносить звук Ш в словах с прямыми слогами, в предложениях.
Коррекционно – развивающие:
– совершенствовать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, тонкие движения пальцев рук, общую моторику
Коррекционно – воспитательные:
– воспитывать усидчивость, настойчивость и целеустремленность.
Оборудование: логопедическое зеркало, усилитель громкости, наушники, видео артикуляционной гимнастики ребенка https://cloud.mail.ru/public/UbJ4/MYJGijYkA , комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков Е.Косиновой, схема звукопроизношения звука Ш, Презентация https://nsportal.ru/node/6415162 , мяч, салфетки, «Домашний альбом. Звук Ш» https://nsportal.ru/node/6648125 , наклейки для стимулирования.
Ход логопедического занятия
- Организационный момент
1.Знакомство с целью занятия
На прошлом занятии ты вместе с рысёнком Тёмой учился говорить звук Ш. Сегодня мы продолжим учиться красиво говорить этот звук и отправимся с тобой в новую сказку.
2.Знакомство с героями занятия
Логопед:
В зелёной тайге /Слайд 1/наступило прекрасное летнее утро. В рысиной семье /Слайд 2/ проснулся маленький рысёнок Тёма /Слайд 3/. Он потянулся, зевнул и вдруг услышал как кто-то плачет под кустиком.
Рысёнок - Кто тут плачет? Выходи!
Из - под кустика показался маленький зайчонок. /Слайд 4/.
Рысёнок - Кто ты и как тебя зовут?
Зайчонок - Я зайчонок Сёма.
Логопед - Зайка рассказал рысёнку, что потерялся в лесу и очень хочет вернуться к маме, но боится заблудиться. Рысёнок Тёма был очень храбрым. Он предложил зайке помочь. Но сначала сделать зарядку, подкрепиться и только потом отправляться в путь.
Рысёнок и зайчонок просят тебя им во всём помогать. Ты готов?
Ребенок – я готов.
3.Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика
Логопед – На зарядку становись!
(включается видео артикуляционной гимнастики, записанное на предыдущем занятии, ребёнок выполняет гимнастику)
Упражнения:
«Бегемот», «Окошко», «Месим тесто», «Парус», «Вкусное варенье»,
«Чашка».
Логопед – Зверята попили молочка, облизали губки, и рысёнок Тёма начал учить зайчонка защищать себя, то есть грозно шипеть.
- Основная часть
1.Постановка звука. Автоматизация звука Ш в изолированной позиции
Логопед - Вот и мы с тобой поучимся шипеть.
Игра «Замри»
«Чашечка», «Окошечко», «Замри» - три раза под счет до пяти
Дыхательное упражнение.
Логопед - Вдох носом и выдох со звуком с. (Упражнения выполняются до пяти раз).
Постановка звука
Логопед – чашечка, окошечко, вдох и выдох
Ребенок – шшш (повторить три раза)
Уточнение артикуляции звука Ш
Логопед – Рассмотрим схему произношения звука Ш
- Когда мы произносим звук Ш, язык в форме чашки поднимается за верхние зубы, между зубами образуется щель, губы принимают форму окошка, мы делаем вдох носом и выдуваем теплый воздух. Показ логопедом. Ребёнок контролирует тыльной стороной ладони тёплую воздушную струю учителя.
Логопед – Сделаем зарядку для пальчиков
«Кулачок». Левая рука согнута в локте: ладонью кверху, пальцы растопырены, загибает по одному пальчику указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.
«Колечки». Соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой- средний и т.д поочерёдно. Затем левая рука. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.
Физминутка
Активная автоматизация изолированного звука Ш
Логопед - И вот наконец-то мы отправляемся в путь.
Рысёнок –
- Шипи и шагай!
Логопед: Сделай 5 шагов, на каждый шаг произноси звук ш
Логопед включает музыкальное сопровождение к детской песне «Если нравится тебе, то делай так»
Логопед поёт: Если нравится тебе, то пошипи
Ребенок: ш-ш
Логопед: Если нравится тебе, то пошипи
Ребенок: ш-ш
Логопед : Если нравится тебе, то и другому покажи, если нравится тебе, то пошипи
Ребенок: ш-ш
Логопед: отбивай от пола мяч и шипи
Ребенок отбивает мяч и шипит.
2.Игра «Поймай слово шип»
Слайд 6
Зайчонок - Ой, что это такое колючее?
Рысёнок - Не бойся! Егор нас защитит от колючек волшебного шиповника.
- Хлопай, когда услышишь правильное слово шип, и тогда он не будет колоться!
Слова: шип, ип, сип, шип, шип, хип, фип, сып, шип
Рысёнок – Ты молодец, очень внимательный, защитил нас. Давайте соберем целебные ягоды шиповника и подкрепимся.
Логопед – я научу вас сбору ягод.
3.Автоматизация звука Ш в прямых слогах https://nsportal.ru/node/6647934
Упражнение «Колечки»
Слог ШО
Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук О, соединяй пальчики и получается Ш-О .
Ш – внимание на большой палец, О- соединение с указательным пальцем
Ш - внимание на большой палец, О- соединение со средним пальцем
Ш - внимание на большой палец, О- соединение с безымянным пальцем
Ш - внимание на большой палец, О- соединение с мизинцем
Показывая ребенку упражнение в медленном темпе, фиксируем внимание на звуке Ш, произносим утрированно (шшш). Звуки в слог, соединяя пальцы, пока не сливаем. Просим ребенка повторить самостоятельно.
Слог ШУ
Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук У, соединяй пальчики и получается Ш-У .
Ш – внимание на большой палец, У- соединение с указательным пальцем
Ш - внимание на большой палец, У- соединение со средним пальцем
Ш - внимание на большой палец, У- соединение с безымянным пальцем
Ш - внимание на большой палец, У- соединение с мизинцем
Повторяя упражнения, ускоряем темп и звуки сливаются в слог.
Логопед следит, чтобы звук Ш произносился на «Чашке» / язык за верхними зубами. Губы круглые.
Слог ША
Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук А, соединяй пальчики и получается Ш-А .
Ш – внимание на большой палец, А- соединение с указательным пальцем
Ш - внимание на большой палец, А- соединение со средним пальцем
Ш - внимание на большой палец, А- соединение с безымянным пальцем
Ш - внимание на большой палец, А- соединение с мизинцем
Слог ШИ
Инструкция логопеда: Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук Ы, соединяй пальчики и получается Ш-Ы .
Ш – внимание на большой палец, Ы- соединение с указательным пальцем
Ш - внимание на большой палец, Ы- соединение со средним пальцем
Ш - внимание на большой палец, Ы- соединение с безымянным пальцем
Ш - внимание на большой палец, Ы- соединение с мизинцем
Слайд 7
Логопед – Вот мы и набрали целую корзинку ягод, подкрепились и только собрались продолжить свой путь, как вдруг поднялся сильный ветер, поищем укрытие? Нашли! Это большой столетний кедр.
Слайд 8
5.Упражнение «Кулачок» Воспитание звука Ш в словах с прямыми слогами
Рысёнок – Ветер не заканчивается. Как нам остановить его?
Кедр – Вам нужно сказать волшебные слова. Каждое слово говорить по три раза. 1е слово шапка. /ребенок повторяет слово шапка три раза/; 2е слово шина
Слова: шов, шум, шея, шина, шапка
Логопед – Ветер улетел. За старания кедр наградил нас своими кедровыми шишками Слайд 9
Рысёнок – Спасибо тебе, дедушка Кедр!
Давайте для дедушки Кедра чистоговорки расскажем!
6.Автоматизация звука Ш в предложениях
Работа с усилителем громкости. Ребенок повторяет за логопедом.
Шо-шо-шо – шов.
Шу-шу-шу-шум.
Ша-ша-ша-шапка.
Шина-шина-вот машина.
- Заключительная часть
Слайд 10
Рысенок – А вот и твоя мама зайчиха с зайчатами!
Логопед – Зайчонок обними маму и братиков и пообещай больше не убегать!
Вот и сказочке конец! Спасибо и тебе за то, что ты помог друзьям. Сегодня ты продолжал учиться шипеть. Старался, был внимательным. Молодец! На память о сегодняшней сказке тебе наклейка в альбом. А рысёнок Тёма ждёт тебя, и всякий раз будет рад продолжать вместе с тобой учиться шипеть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В рысиной семье
п роснулся маленький рысёнок Тёма. Он потянулся, зевнул и вдруг услышал как кто-то плачет под кустиком. Кто тут плачет? Выходи!
Из-под кустика показался маленький зайчонок. Кто ты и как тебя зовут? – спросил рысёнок Тёма. - Я зайчонок Сёма. Зайка рассказал рысёнку, что потерялся в лесу и очень хочет вернуться к маме, но боится заблудиться. Рысёнок Тёма был очень храбрым. Он предложил зайке помочь. Но сначала сделать зарядку, подкрепиться и только потом отправляться в путь . Рысёнок и зайчонок просят тебя им во всём помогать. Ты готов? Ребенок – я готов.
Упражнения артикуляционной гимнастики
Игра «Поймай слово «шип» - Ой, что это такое колючее? – запищал зайчонок Сёма. Не бойся! Егор нас защитит от колючек волшебного шиповника. - Хлопай, когда услышишь правильное слово шип, и тогда он не будет колоться! Слова: шип, ип , сип, шип, шип, хип, фип , сып , шип Рысёнок – Ты молодец, очень внимательный, защитил нас. Давайте соберем целебные ягоды шиповника и подкрепимся. Логопед – я научу вас сбору ягод.
Вот мы и набрали целую корзинку ягод, подкрепились и только собрались продолжить свой путь, как вдруг поднялся сильный ветер,
поищем укрытие? Нашли! Это большой столетний кедр . Рысёнок – Ветер не заканчивается. Как нам остановить его? Кедр – Вам нужно сказать волшебные слова. Каждое слово говорить по три раза. 1е слово шапка. /ребенок повторяет слово шапка три раза/; 2е слово шина Слова: шапка, шина, шов, шум, шея
Логопед – Ветер улетел. За старания кедр наградил нас своими кедровыми шишками Рысёнок – Спасибо тебе, дедушка Кедр! Давайте для дедушки Кедра чистоговорки расскажем!
Рысёнок - А вот и твоя мама зайчиха с зайчатами. Мама зайчиха и её маленькие зайчата обняли зайчонка Сёму. Зайчиха – Сынок больше не убегай от нас! Заячья семья проводила рысёнка к родителям. Вот и сказочке конец! Спасибо и тебе за то, что учишься вместе со зверятами шипеть. На память о сегодняшней сказке тебе наклейка в альбом. Рысёнок Тёма ждёт тебя и всякий раз будет рад продолжать вместе с тобой учиться шипеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний утренник "Заячья находка"
Скоро Новый год! Хочется, чтобы этот удивительный, сказочный праздник запомнился детям на долго.Этот сценарий праздника был опробован не с одним поколением малышей и всегда проходил очень удачно, вес...
Творческие находки педагога, Панорама методических идей
Панорама методических идей...
Творческие находки педагога
Список мераприятий ( для 1 младшей группы) Новый год "Заичья избушка". Действующие лица:ВедущаяДед МорозСнегурочкаСнежинкиЗайкаЛисаПетрушкиПетушкиДетиДети заходят в зал под «Песенку о елочке». Пере...
Методическое пособие "Полезные находки в работе с семьёй"
Взаимодействие с семьёй -одно из условий развития личности ребёнка и его социализации. Методическое пособие содержит родительские собрания, тематика которых разработана в соответствии с наиболее актуа...
Презентация "Мои педагогические находки"
Задачи и вопросы нужные для привития детям уважения к людям труда, социуму, в котором ребенку предстоит жить....
"Находка - город у моря"
Познание. ФЦКМ (формирование целостности картины мира)Тема:"Мой город - моя малая родина". Трагедия Бокситогорска"Цель: расскрыть историческое понятие город. Продолжать знакомить с родным городом, обо...
газета "мои педагогические находки"
«Знакомство с родным краем младших дошкольников как средство развития патриотизма»...