Технологическая карта занятия с использованием технологии ОТМС-ТРИЗ,
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Технологическая карта

Занятия

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Развитие речи» во  младшей группе.

Тема «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».

Название «В гостях у сказок».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubovik_zanyatie_24-25.docx31.98 КБ
Файл dubovik_poyasnitel_zap_24-25.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным  осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка»

Технологическая карта

Занятия

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Развитие речи» во  младшей группе.

Тема «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».

Название «В гостях у сказок».

Составила: воспитатель Дубовик Т.С.

г. Югорск, 2025г.

Цель  – формирование у  детей 3-4 лет предпосылок читательской грамотности.

Задачи: 

1. Образовательные:

      - способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.        

      -закреплять у детей знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев.

2. Развивающие:

        -развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками.

-продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической  формы.

- продолжить развитие восприятия, внимания, мышления.

3.Воспитательнные:

     - воспитывать в детях  коммуникативные компетенции .

Материалы и оборудование: Книга со сказками, мяч, набор карточек с изображением героев сказки «Гуси Лебеди».Карточка для карты путешественника ,маркер,клей. Макеты деревьев, пеньков, карточки помощники отображающие этапность занятия.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный момент

1,5 мин.

Создать позитивно эмоциональный настрой обучающихся на принятие учебных задач.

Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической  формы.

Продолжить развитие восприятия, внимания, мышления.

Приветствие. Загадка об объекте, беседа с детьми.

 Воспитатель сидит на ковре, на объекте  пень.

Загадка по признакам об объекте «Книга».

По форме-прямоугольный,

По материалу-бумага,картон.

По частям-обложка,листы.буквы,рисунки.

А в книге этой сказки и эта книга зовет нас с вами в путешествие. У каждого путешественника есть карта и книжка предлагает нам побывать в сказках, по средством встречи в играх с героями сказок составить карту путешествия и по ней рассказать – в каких сказках мы были и с какими героями встретились.…. А помогут вам в этом подсказки, спрятанные на волшебной поляне.

Дети сидят на ковре , выполняют  задание воспитателя.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети встали в круг и вместе с педагогом закрыв глаза выполняют действия и отвечают на вопросы.

 Мотивационо-побудительный момент 2,5 мин

Расширять и обогащать знания детей. Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической  формы.

Расширять круг чтения детей.        асширять круг чтения детей.

Воспитывать в детях  коммуникативные компетенции .

Актуализация знаний.

Загадки об объектах  из сказок.

Воспитатель встал ,закрыл глаза.

Вот мы с вами оказались в волшебной стране сказок. Посмотрите, какая красивая поляна….И на ней растут  волшебные сказочные деревья…А деревья не простые….Эти деревья зовут нас с вами поиграть.

А вот и первая подсказка –воспитатель вместе с детьми находит карточку подсказку на игровом модуле.

Загадки об объектах:

1.По форме-шарообразная,

По частям-есть корнеплод и ботва,

По цвету-желтая,зеленая……

2.По форме –шарообразный,

По цвету-румяно-желтый,

По действию-катиться по дорожке.

3.По форме –шарообразное,

По цвету-красное,(желтое,зеленое).

По вкусу-(бывает)-кислое,сладкое,вкусное.

Дети стоят полукругом на ковре.

Дети с воспитателем находят карточку подсказку на игровом модуле.

Ответы детей на загадки.

-Репка!

-Колобок!

-Яблоко!

Расширение имеющихся представлений

5мин

Развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками.

Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

Воспитывать в детях  коммуникативные компетенции .

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

Упражнение «Превратись в героя».

 Воспитатель  подходит к дереву вместе с детьми  и снимает карточку-подсказку игры  и предлагает поиграть в игру с мячом .«Расскажи какой герой?»:

Ребята –я называю героя сказки, а вы по любому признаку можете его описать!(кидает мяч ребенку и называет героя).

колобок ……

дед ……

бабка ……

заяц …..

волк …..

медведь …..

лиса …..

репка …..

мышка ….

пирожки ….

яйцо …

Воспитатель , передвигается по группе вместе с детьми подходит к дереву вместе с детьми  и снимает

Ребята давайте поиграем в игру «Повернись-в героя превратись».

Воспитатель называет героя и предлагает детям превратиться в него и описать себя.

Например: Баба-Яга…….

Дети  вместе с воспитателем находят карточку подсказку играют в игру с мячом согласно предложенному варианту.

колобок – румяный,шарообразный

дед - старый

бабка - седая

заяц – ушастый, белый, пушистый

волк – зубастый, злой

медведь – косолапый, больше чем заяц.

лиса – хитрая, рыжая,пушистая

репка – больше,чем мышка,желтая,шарообразная.

мышка – серая, меньше чем заяц.

пирожки – вкусные,сладкие,румяные.

яйцо — золотое.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова:

1,2.3-повернись и в героя превратись!!!

Описывают характер выбранного героя!

Злая,голодная,жадная,грязная!

Заключительный момент

4 мин.

Продолжить развитие коммуникативных компетенций воспитанников.

Развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками.

 Закреплять у детей знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев.

Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

Игра с карточками «Выбирай».

Воспитатель  подходит к дереву вместе с детьми  и снимает карточку-подсказку игры.

-Ребята! Перед нами карточки с изображением героев сказки «Гуси-Лебеди» и смайлов. Карточка с желтым по цвету смайлом и большой улыбкой зовет к себе в гости положительных героев. Карточка с красным смайлом зовет к себе в гости отрицательных героев!

Воспитатель слушает анализ героев и помогая детям, если затрудняются ответить.

Дети располагаются вокруг стола с карточками и поочередно, показывая воспитателю разбирают карточки.

Дети выбирают карточки героев сказки и идут в гости к смайликам, объясняя и анализируя свой выбор.

Например: Печка.

Положительный герой сказки, потому что оказала помощь девочке, спасающей своего братца от злых помощников Бабы-Яги.

Дети анализируют каждого героя и разбирают их по смайлам.

Рефликсия 2 мин

Подведение итогов занятия, обобщение полученного детьми опыта. Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической  формы. - продолжить развитие восприятия, внимания, мышления.

Подведение итогов.

 Беседа по занятию, обсуждение.

Заполнение карты путешествия и вывешивание после занятия карты на магнитную доску.

Воспитатель сидит на стульчике, на ковре.

Воспитатель задает детям вопросы о ходе задания. Воспитатель опираясь на ответы детей составляет карту путешественника.

Дети сидят на ковре и отвечают на вопросы, деляться впечатлениями о занятии, рассказывают этапность.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к технологической карте занятия по Образовательной области "Речевое  развитие"

Раздел «Развитие речи»  вторая младшая  группа.

Тема «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».

Название «В гостях у сказок».

Диагностичность целей и конкретность задач. Соответствие цели мероприятия требованиям ФГОС ДО,  возрастным особенностям детей.

Цель мероприятия: формирование у детей способности самостоятельно воспроизвести сказку.

В ходе  проведения занятия  у детей продолжает  формироваться основы читательской грамотности, читательских и речевых умений. Закрепляется знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев, а также развивается эмпатия в условиях знакомства со сказками. Интенсивно развивается активная речь детей, они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Таким образом, цель мероприятия соответствует требованиям ФГОС ДО.

Место занятия в системе занятий

Технологическая карта разработана с учетом возрастных особенностей, в соответствии с рабочей программой по образовательной области «Речевое развитие", раздел «Развитие речи».

Мероприятие планируется в виде непрерывной деятельности, проводится в форме занятия, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.

Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала.  Книга со сказками, мяч, набор карточек с изображением героев сказки «Гуси Лебеди».Карточка для карты путешественника ,маркер,клей. Макеты деревьев, пеньков, карточки помощники отображающие этапность занятия.

Занятие   имеет четкую структуру, состоит из пяти этапов, которые идут в логической последовательности, связанны общим содержанием и методикой, соответствует требования  САНПИН 2.4.3648-20 от 28.09.2020г № 28.,выдержана длительность занятия-15  минут.

Описание предварительной работы.

Подготовительный этап включает в себя:  Беседы с детьми о сказках, чтение сказок ,согласно возрасту, игры на развитие эмпатии. Театрализованные пальчиковые игры, театрализация отдельных сюжетов из сказок.

Формы организации деятельности (фронтальная, подгрупповая, в парах, индивидуальная).

Форма организации деятельности фронтальная.

Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы поставленным целям и задачам. В данном пункте дается подробное описание используемых форм, методов и приемов в соответствии с поставленными задачами по типу: задача - соответствующая игра.

Задачи.

Методы и приемы.

Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.        

Игра с карточками «Выбирай».

Закреплять у детей знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев.

Игра с карточками «Выбирай».

Игра с мячом «Расскажи, какой герой?»:

Развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками.

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

Упражнение «Превратись в героя».

Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической  формы.

Загадки об объектах из сказок.

Подведение итогов.

 Беседа по занятию, обсуждение.

Составление карты путешественника.

Загадка об объекте.

Продолжить развитие восприятия, внимания, мышления.

Загадка об объекте.

Подведение итогов.

 Беседа по занятию, обсуждение.

Составление карты путешественника.

Воспитывать в детях  коммуникативные компетенции .

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

Загадки об объектах из сказок.

Мотивационный этап- включает  организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя: Приветствие. Загадка об объекте. Приглашение в путешествие. Актуализация знаний. Загадки об объектах из сказок.

Содержательный этап: Игра с мячом «Расскажи, какой герой?»:

Упражнение «Превратись в героя». Игра с карточками «Выбирай».

На заключительном этапе формулируется общий итог речевой  деятельности: Беседа по занятию, обсуждение. Составление карты путешественника.

Использование разных видов детской деятельности: познавательной, игровой способствует решению поставленных задач.

Определение и описание учёта и поддержки инициативы, активности и самостоятельности детей.

Для поддержки детской инициативы и активности использованы такие методы и приемы как: Совместная деятельность детей и воспитателя через моделирование ситуации, а также использование проблемных методов (подводящий диалог, побуждающий диалог),сюрпризный момент, игровая ситуация, использование  и разнообразие  материала. Поддержка воспитанников доброжелательным тоном и ободряющими словами.

Организация двигательной активности детей, профилактика утомления.В организации двигательной активности и профилактике утомления движения детей были обусловлены спецификой проведения различных игр, а именно игра с мячом «Расскажи какой герой?».Упражнение «Превратись в героя». Движение по групповой комнате, основанное на пунктах занятия.

Разработка и применение инструментов рефлексии.

Заключительная беседа по этапам занятия. Составление карты путешественника.

Соответствие поставленных целей и задач прогнозируемым результатам.

В результате реализованных задач, через игры, деятельность  цель «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет» была  достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с использованием технологий ОТМС-ТРИЗ "Волшебный кубик"

Дидактическая игра «Веселый кубик»Для реализации ИПМ.Возраст 6-7 лет.Цель: Совершенствование и закрепление знания у детей о морально- нравственных качествах через разыгрывание проблемных с...

Дидактическая игра «Дорожка» с использованием технологий ОТМС-ТРИЗ для детей 5-7 лет.

Цель игры: Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности....

Проектная работа «Сандалии. Босоножки надели наши ножки» с использованием технологий ОТМС-ТРИЗ.

Цель: Формирование познавательного интереса детей к предметам обуви для группы.Задачи:- Познакомить и систематизировать знания детей о  различных видах обуви для группы.-Формировать представ...

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art

Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art на тему "Проишествие в Песочной стране" для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта занятия с использованием технологии Ткаченко Т.А..

Способствовать формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза зрительного восприятия,    экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспит...

Технологическая карта занятия с использованием технологии Т.А. Ткаченко «Зимняя сказка» На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»

   Обогащение лексики родственными словами. Совершенствование мелкой и общей моторики.Профилактика дисграфии у дошкольников....