Технологическая карта занятия с использованием технологии ОТМС-ТРИЗ,
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Технологическая карта
Занятия
по образовательной области «Речевое развитие».
Раздел «Развитие речи» во младшей группе.
Тема «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».
Название «В гостях у сказок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubovik_zanyatie_24-25.docx | 31.98 КБ |
dubovik_poyasnitel_zap_24-25.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка»
Технологическая карта
Занятия
по образовательной области «Речевое развитие».
Раздел «Развитие речи» во младшей группе.
Тема «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».
Название «В гостях у сказок».
Составила: воспитатель Дубовик Т.С.
г. Югорск, 2025г.
Цель – формирование у детей 3-4 лет предпосылок читательской грамотности.
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.
-закреплять у детей знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев.
2. Развивающие:
-развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками.
-продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической формы.
- продолжить развитие восприятия, внимания, мышления.
3.Воспитательнные:
- воспитывать в детях коммуникативные компетенции .
Материалы и оборудование: Книга со сказками, мяч, набор карточек с изображением героев сказки «Гуси Лебеди».Карточка для карты путешественника ,маркер,клей. Макеты деревьев, пеньков, карточки помощники отображающие этапность занятия.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
Организационный момент 1,5 мин. | Создать позитивно эмоциональный настрой обучающихся на принятие учебных задач. Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической формы. Продолжить развитие восприятия, внимания, мышления. | Приветствие. Загадка об объекте, беседа с детьми. | Воспитатель сидит на ковре, на объекте пень. Загадка по признакам об объекте «Книга». По форме-прямоугольный, По материалу-бумага,картон. По частям-обложка,листы.буквы,рисунки. А в книге этой сказки и эта книга зовет нас с вами в путешествие. У каждого путешественника есть карта и книжка предлагает нам побывать в сказках, по средством встречи в играх с героями сказок составить карту путешествия и по ней рассказать – в каких сказках мы были и с какими героями встретились.…. А помогут вам в этом подсказки, спрятанные на волшебной поляне. | Дети сидят на ковре , выполняют задание воспитателя. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети встали в круг и вместе с педагогом закрыв глаза выполняют действия и отвечают на вопросы. |
Мотивационо-побудительный момент 2,5 мин | Расширять и обогащать знания детей. Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической формы. Расширять круг чтения детей. асширять круг чтения детей. Воспитывать в детях коммуникативные компетенции . | Актуализация знаний. Загадки об объектах из сказок. | Воспитатель встал ,закрыл глаза. Вот мы с вами оказались в волшебной стране сказок. Посмотрите, какая красивая поляна….И на ней растут волшебные сказочные деревья…А деревья не простые….Эти деревья зовут нас с вами поиграть. А вот и первая подсказка –воспитатель вместе с детьми находит карточку подсказку на игровом модуле. Загадки об объектах: 1.По форме-шарообразная, По частям-есть корнеплод и ботва, По цвету-желтая,зеленая…… 2.По форме –шарообразный, По цвету-румяно-желтый, По действию-катиться по дорожке. 3.По форме –шарообразное, По цвету-красное,(желтое,зеленое). По вкусу-(бывает)-кислое,сладкое,вкусное. | Дети стоят полукругом на ковре. Дети с воспитателем находят карточку подсказку на игровом модуле. Ответы детей на загадки. -Репка! -Колобок! -Яблоко! |
Расширение имеющихся представлений 5мин | Развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками. Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений. Воспитывать в детях коммуникативные компетенции . | Игра с мячом «Расскажи какой герой?»: Упражнение «Превратись в героя». | Воспитатель подходит к дереву вместе с детьми и снимает карточку-подсказку игры и предлагает поиграть в игру с мячом .«Расскажи какой герой?»: Ребята –я называю героя сказки, а вы по любому признаку можете его описать!(кидает мяч ребенку и называет героя). колобок …… дед …… бабка …… заяц ….. волк ….. медведь ….. лиса ….. репка ….. мышка …. пирожки …. яйцо … Воспитатель , передвигается по группе вместе с детьми подходит к дереву вместе с детьми и снимает Ребята давайте поиграем в игру «Повернись-в героя превратись». Воспитатель называет героя и предлагает детям превратиться в него и описать себя. Например: Баба-Яга……. | Дети вместе с воспитателем находят карточку подсказку играют в игру с мячом согласно предложенному варианту. колобок – румяный,шарообразный дед - старый бабка - седая заяц – ушастый, белый, пушистый волк – зубастый, злой медведь – косолапый, больше чем заяц. лиса – хитрая, рыжая,пушистая репка – больше,чем мышка,желтая,шарообразная. мышка – серая, меньше чем заяц. пирожки – вкусные,сладкие,румяные. яйцо — золотое. Дети вместе с воспитателем повторяют слова: 1,2.3-повернись и в героя превратись!!! Описывают характер выбранного героя! Злая,голодная,жадная,грязная! |
Заключительный момент 4 мин. | Продолжить развитие коммуникативных компетенций воспитанников. Развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками. Закреплять у детей знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев. Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений. | Игра с карточками «Выбирай». | Воспитатель подходит к дереву вместе с детьми и снимает карточку-подсказку игры. -Ребята! Перед нами карточки с изображением героев сказки «Гуси-Лебеди» и смайлов. Карточка с желтым по цвету смайлом и большой улыбкой зовет к себе в гости положительных героев. Карточка с красным смайлом зовет к себе в гости отрицательных героев! Воспитатель слушает анализ героев и помогая детям, если затрудняются ответить. | Дети располагаются вокруг стола с карточками и поочередно, показывая воспитателю разбирают карточки. Дети выбирают карточки героев сказки и идут в гости к смайликам, объясняя и анализируя свой выбор. Например: Печка. Положительный герой сказки, потому что оказала помощь девочке, спасающей своего братца от злых помощников Бабы-Яги. Дети анализируют каждого героя и разбирают их по смайлам. |
Рефликсия 2 мин | Подведение итогов занятия, обобщение полученного детьми опыта. Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической формы. - продолжить развитие восприятия, внимания, мышления. | Подведение итогов. Беседа по занятию, обсуждение. Заполнение карты путешествия и вывешивание после занятия карты на магнитную доску. | Воспитатель сидит на стульчике, на ковре. Воспитатель задает детям вопросы о ходе задания. Воспитатель опираясь на ответы детей составляет карту путешественника. | Дети сидят на ковре и отвечают на вопросы, деляться впечатлениями о занятии, рассказывают этапность. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к технологической карте занятия по Образовательной области "Речевое развитие"
Раздел «Развитие речи» вторая младшая группа.
Тема «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».
Название «В гостях у сказок».
Диагностичность целей и конкретность задач. Соответствие цели мероприятия требованиям ФГОС ДО, возрастным особенностям детей.
Цель мероприятия: – формирование у детей способности самостоятельно воспроизвести сказку.
В ходе проведения занятия у детей продолжает формироваться основы читательской грамотности, читательских и речевых умений. Закрепляется знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев, а также развивается эмпатия в условиях знакомства со сказками. Интенсивно развивается активная речь детей, они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Таким образом, цель мероприятия соответствует требованиям ФГОС ДО.
Место занятия в системе занятий
Технологическая карта разработана с учетом возрастных особенностей, в соответствии с рабочей программой по образовательной области «Речевое развитие", раздел «Развитие речи».
Мероприятие планируется в виде непрерывной деятельности, проводится в форме занятия, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.
Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала. Книга со сказками, мяч, набор карточек с изображением героев сказки «Гуси Лебеди».Карточка для карты путешественника ,маркер,клей. Макеты деревьев, пеньков, карточки помощники отображающие этапность занятия.
Занятие имеет четкую структуру, состоит из пяти этапов, которые идут в логической последовательности, связанны общим содержанием и методикой, соответствует требования САНПИН 2.4.3648-20 от 28.09.2020г № 28.,выдержана длительность занятия-15 минут.
Описание предварительной работы.
Подготовительный этап включает в себя: Беседы с детьми о сказках, чтение сказок ,согласно возрасту, игры на развитие эмпатии. Театрализованные пальчиковые игры, театрализация отдельных сюжетов из сказок.
Формы организации деятельности (фронтальная, подгрупповая, в парах, индивидуальная).
Форма организации деятельности фронтальная.
Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы поставленным целям и задачам. В данном пункте дается подробное описание используемых форм, методов и приемов в соответствии с поставленными задачами по типу: задача - соответствующая игра.
Задачи. | Методы и приемы. |
Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений. | Игра с карточками «Выбирай». |
Закреплять у детей знание сказок и умение выделять положительных и отрицательных героев. | Игра с карточками «Выбирай». Игра с мячом «Расскажи, какой герой?»: |
Развивать у детей 3-4 лет эмпатию в условиях знакомства со сказками. | Игра с мячом «Расскажи какой герой?»: Упражнение «Превратись в героя». |
Продолжить развивать устную и связную речь обучающихся -диалогической формы. | Загадки об объектах из сказок. Подведение итогов. Беседа по занятию, обсуждение. Составление карты путешественника. Загадка об объекте. |
Продолжить развитие восприятия, внимания, мышления. | Загадка об объекте. Подведение итогов. Беседа по занятию, обсуждение. Составление карты путешественника. |
Воспитывать в детях коммуникативные компетенции . | Игра с мячом «Расскажи какой герой?»: Загадки об объектах из сказок. |
Мотивационный этап- включает организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя: Приветствие. Загадка об объекте. Приглашение в путешествие. Актуализация знаний. Загадки об объектах из сказок.
Содержательный этап: Игра с мячом «Расскажи, какой герой?»:
Упражнение «Превратись в героя». Игра с карточками «Выбирай».
На заключительном этапе формулируется общий итог речевой деятельности: Беседа по занятию, обсуждение. Составление карты путешественника.
Использование разных видов детской деятельности: познавательной, игровой способствует решению поставленных задач.
Определение и описание учёта и поддержки инициативы, активности и самостоятельности детей.
Для поддержки детской инициативы и активности использованы такие методы и приемы как: Совместная деятельность детей и воспитателя через моделирование ситуации, а также использование проблемных методов (подводящий диалог, побуждающий диалог),сюрпризный момент, игровая ситуация, использование и разнообразие материала. Поддержка воспитанников доброжелательным тоном и ободряющими словами.
Организация двигательной активности детей, профилактика утомления.В организации двигательной активности и профилактике утомления движения детей были обусловлены спецификой проведения различных игр, а именно игра с мячом «Расскажи какой герой?».Упражнение «Превратись в героя». Движение по групповой комнате, основанное на пунктах занятия.
Разработка и применение инструментов рефлексии.
Заключительная беседа по этапам занятия. Составление карты путешественника.
Соответствие поставленных целей и задач прогнозируемым результатам.
В результате реализованных задач, через игры, деятельность цель «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет» была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра с использованием технологий ОТМС-ТРИЗ "Волшебный кубик"
Дидактическая игра «Веселый кубик»Для реализации ИПМ.Возраст 6-7 лет.Цель: Совершенствование и закрепление знания у детей о морально- нравственных качествах через разыгрывание проблемных с...
Дидактическая игра «Дорожка» с использованием технологий ОТМС-ТРИЗ для детей 5-7 лет.
Цель игры: Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности....
Проектная работа «Сандалии. Босоножки надели наши ножки» с использованием технологий ОТМС-ТРИЗ.
Цель: Формирование познавательного интереса детей к предметам обуви для группы.Задачи:- Познакомить и систематизировать знания детей о различных видах обуви для группы.-Формировать представ...
Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art
Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art на тему "Проишествие в Песочной стране" для детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта занятия с использованием технологии Ткаченко Т.А..
Способствовать формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза зрительного восприятия, экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспит...
Технологическая карта занятия с использованием технологии Т.А. Ткаченко «Зимняя сказка» На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»
Обогащение лексики родственными словами. Совершенствование мелкой и общей моторики.Профилактика дисграфии у дошкольников....