Логопедическое занятие "В поисках пропавшей буквы"Р".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень важное направление в преодолении с тяжелых нарушений речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в поисках пропавшей буквы «Р»».
Задачи:
Образовательные: формировать основы правильного поведения на дорогах, закреплять правила дорожного движения, обобщать знания о транспорте, профессиях на транспорте. Учить характеризовать звуки р, р, по артикуляционным и акустическим признакам. Выделять звуки из слов и определять их место в слове, используя порядковые числительные. Делить слова на слоги, обозначать длину слова словом и жестом. Применять умение использовать приемы мнемотехники, изографии, алгоритмов, коллажей для успешного решения поставленной задачи. Формировать основы правильного поведения на дорогах.
Коррекционные: формировать слоговую структуру слова (регулировщик, транспорт, стюардесса, тротуар, пешеходы, пассажиры, пешеходный переход).
Отрабатывать умения: словообразования (блюдца - блюдец, лебята - ребята, торт - тойт), согласование числительного с существительным (звук). Совершенствовать умение чертить схемы слов, определять количество звуков и читать слова по символам букв и моделям артикуляции. Развивать мелкую моторику.
Развивающие: увеличивать объем зрительных, слуховых восприятий, формировать полноту восприятия словесного материала. Работать над увеличением объема памяти. Развивать словесно - логическую, образную, зрительную память. Совершенствовать слуховое восприятие. Вырабатывать положительные навыки поведения.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте. Умение и желание выражать свои эмоции, чувства, творческое воображение. Воспитывать чувство ответственности.
Материалы и оборудование: контур Бабы-Яги, настольная лампа, зеркала, карточки «артикуляционной гимнастики», «Звукоренок» - талисман группы, алгоритмы, азбука, макет улицы и части города, интерактивная доска, дорожные знаки, коллаж, модели звукопро- изношения, символы букв, иллюстрации к проблемной ситуации по произведению О. Бедарева «Если бы...», гуашь, музыка: П.И. Чайковский «Баба-Яга», шведская народная мелодия в обработке Л.Вишкарева.
Ход занятия
Организационный момент.
Движется Баба-Яга.
Баба-Яга (недовольно). «Карл у Клары украл кораллы». Я у них букву «Р» украла, договорилась, чтобы спряталась в городе, пока ребята-звукорята не научатся правильно произносить эти прекрасные звуки.
Звукоренок продвигается за Бабой-Ягой и возвращается в группу.
Логопед. Ребята, сегодня мы будем изучать звуки р, р, и нам необходимо потренировать язычок и определить, какие это звуки.
Выполняем артикуляционную гимнастику. Зрительный контроль в зеркале.
Упражнения:
- Трубочка - заборчик.
- Маляр.
- Поехали на лошадке.
- Грибок.
- Барабанщик.
- Заведи мотор.
- Слушаем голосок и рассказываем о звуках, загибаем пальчики, начиная с большого. (Этот звук: рвется - согласный, хмурится - твердый, улыбается - мягкий, голосок дома - звонкий).
Показ модели звукопроизношения - символа буквы, фишек синего и зеленого цвета. - А теперь посмотрите, как выглядит значок, обозначающий букву «Р».
Показ азбуки.
- А буквы-то и нет. Куда же она подевалась?!
Звукоренок. Я, я видел! Её Баба-Яга украла и спрятала, уговорила её не возвращаться! Но я не зря тут проживаю,
Я люблю, вас, уважаю, Горю я помочь готов! Дам вам правильный маршрут Алгоритмы - все вот тут.
(Дает таблицы с алгоритмом пути, который появляется на интерактивной доске).
Беседа по алгоритму, дети рассказывают, как они будут идти от садика к месту, где стрелочка завершает свой путь. Воспитатель следит, чтобы дети рассказывая, соблюдали все правила дорожного движения.
Звукоренок: Вы, ребята, не зевайте, Правила все соблюдайте - И по городу Валуйки Вы пройдете без труда. И задачи все решите!
Буквы все туда впишите. Схемы быстро начертите, Слова на слоги разделите - И буква тот час прибежит
На свое место в алфавит.
Воспитатель. Спасибо тебе, Звукоренок. Мы будем выполнять все твои советы.
- Ребята, нам придется следовать по заданному маршруту, соблюдая все правила дорожного движения. Повторим все знаки.
Показ знаков: 1. Пешеходный переход.
- Дорожная разметка «зебра».
- Остановка.
- Перекресток. (Изображение всех знаков появляется на интерактивной доске).
- А этот дорожный знак зашифрован загадкой. Загадка. «Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны, И хотя еще ни разу Не смотрел он всеми сразу - Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор И на всех глядит в упор. Что же это? (Светофор) Воспитатель. Знаки все мы повторили, Алгоритмы изучили. По маршруту мы пойдем, Домой букву приведем.
(Работа с макетом дороги) Звукоренок. В нашем городе много зданий. Этот дом из одного этажа, какой он? - одноэтажный
-двухэтажный
- трехэтажный
Воспитатель. Нам на пути встретился знак, как он называется? А как мы будем переходить улицу? А это что за знак? Ребята мы подошли к перекрестку, где движение регулирует, что? (светофор) Какие он нам подает сигналы и как следует их выполнять? представьте, случилась авария, и во всем городе пропало электричество, кто нам поможет? (Тогда регулировщик будет регулировать движение транспорта и людей).
- Вот мы и подошли к назначенному месту.
Звукоренок. Все, ребята, я - домой. Здесь уже начинаются чары Бабы - Яги.
Воспитатель. Большой пятиэтажный дом.
Кафе для ребятишек в нем.
На столе тут тойт стоит,
В чашки чай давно налит.
Чашки - то одни стоят.
Вот загадка для ребят.
Кто ответит - молодец!
Под чашками - то ... чего нет? (блюдец) Но еще конверт лежит, (читает воспитатель) Загадку отгадали, слово нужное сказали.
А еще нам нужно с вами, Поработать со словами. Правильно слова назвать, Звуки р, р, на место отправлять. В слове тойт какой звук заблудился? Количество слогов пора сосчитать, А слова длину прошу показать.
- В слове ребята - какой звук нужно вставит*!.?
- Сколько слогов в слове? Покажите длину слова.
-А в слове какой звук потерялся? Покажите длину этого слова.
- Ребята, мы вышли из кафе, а стрелка ведет дальше.
«Остановка стоит, на скамье конверт лежит,
Вторая задача - какая удача!
Тут знаки опять!
Ну совсем как дорожные,
Но нет ... они просто очень похожие.» »-
Составить из них нам надо слова.
Из символов букв и моделей звукопроизношения, знакомая нам изография. (Открываем доску, на ней изображены слова: КОРАБЛИК, ТРАП) Назвать еще надо транспорт по видам.
Где эти слова живут без обиды.
- Водный, воздушный.
Профессии на транспорте надо назвать
И в каждое слово р, р, нужно вставлять
- Стюардесса, радист, матрос, моряк, штурман, бортпроводник.
Пальчиковая гимнастика.
(Загибаем пальчики при пересчете профессий)
Воспитатель. Ну что ж, молодцы!
Звукам мы угодили,
Слова мы придумали, Задачи решили.
Уверена, буква уж дома,
Красуясь, стоит она в азбуке снова.
Домой на автобусе быстро домчимся.
Стихи читать громко и тихо поучимся. Встали.
Громко.
Затормозил у тротуара
Синий автобус - круглые фары.
Тихо.
Вошли пешеходы, лишь двери открылись
И в пассажиров все превратились.
Физкультминутка.
Мы едем, едем, едем в далекие края (Круговые движения руками вперед - к себе одновременно)
Хорошие соседи (рука вправо)
Счастливые друзья (рука влево)
Нам весело живется, мы песенку поем (хлопают)
А в песенке поется о том, как мы живем (приседают)
Тра - та - та, тра - та - та (ногу на пятку)
Мы приехали не зря.
Правила движенья - знать без возраженья (грозить пальчиком правой и левой руки по очереди)
Безопасность и вниманье - вот какое нам заданье ! (посмотреть вправо, влево)
Итог. Буква вернулась
Буква появилась в азбуке.
Р - рассердилась, потом
Улыбнулась в Р, превратилась.
Не убежит она больше от нас.
Мы не будем ее больше сердить,
Стараться правильно ее говорить.
Психолог. Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение О.Бедарева «Если бы...», внимательно слушайте его и прислушивайтесь, какие чувства и эмоции вызовет у вас это стихотворение.
(Чтение стихотворения)
Психолог. Ребята, мы с вами уже научились выражать свои чувства и эмоции с помощью мимики, жестов, словами, вы умеете распознавать чувства людей на пиктограммах. А теперь попробуем выразить свои чувства и эмоции с помощью красок. Рисовать мы с вами будем пальчиками, каждый пальчик пусть рисует своей любимой краской, не забываем вытирать пальчики влажной салфеткой. Приступаем к работе.
(Выполнение задания)
Психолог. А теперь потихоньку встали и давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Как ты думаешь, Ира, какие чувства испытывал Коля, когда я читала стихотворение? Почему?
- Какие чувства отражены в этом рисунке?
Тихонечко сели на свои места. Стихотворение вызвало у нас чувства: страха, грусти, радости...
Психолог. Ребята, у нас сегодня было необычное занятие. Что мы с вами на нем делали? (искали букву «Р»).
А какие знаки нам помогали в поисках? (повтор правил дорожного движения, подведение итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-456635-1413461032.jpg)
Организованная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте " В поисках пропавших букв"
Предлагаю вашему вниманию организованную образовательную деятельность с включением образовательной ситуации. В занятии вы увидите постановку проблемы и то, как дети выдвигали гипотезы и искали верное ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1176912-1571346348.png)
Фрагмент выпускного утренника" В поисках пропавшей буквы" с элементами театрализации
В выпускных утренниках часто используется ситуация, когда буквы ссорятся и последняя буква, обидевшись, сбегает из алфавита. Тем самым создается проблемная ситуация для активного поиска буквы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-942857-1504205442.jpg)
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: " В поисках пропавшей буквы".
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-942857-1504205442.jpg)
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «В поисках пропавшей буквы».
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-249431-1555445259.jpg)
Подгрупповое логопедическое занятие "Поиск буквы и звука Л в магазине игрушек"
Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе направленное на закрепления произношения звука Л (изолированно, в слогах, словах), развитие фонематического проц...