Логопедическое занятие "В поисках пропавшей буквы"Р".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пахомова Наталья Ивановна

Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень важное направление в преодолении с тяжелых нарушений речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_v_poiskah_propavshey_bukvy_r.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в поисках пропавшей буквы «Р»».

Задачи:

Образовательные: формировать основы правильного поведения на дорогах, закреплять правила дорожного движения, обобщать знания о транспорте, профессиях на транспорте. Учить характеризовать звуки р, р, по артикуляционным и акустическим признакам. Выделять звуки из слов и определять их место в слове, используя порядковые числительные. Делить слова на слоги, обозначать длину слова словом и жестом. Применять умение использовать приемы мнемотехники, изографии, алгоритмов, коллажей для успешного решения поставленной задачи. Формировать основы правильного поведения на дорогах.

Коррекционные: формировать слоговую структуру слова (регулировщик, транспорт, стюардесса, тротуар, пешеходы, пассажиры, пешеходный переход).

Отрабатывать умения: словообразования (блюдца - блюдец, лебята - ребята, торт - тойт), согласование числительного с существительным (звук). Совершенствовать умение чертить схемы слов, определять количество звуков и читать слова по символам букв и моделям артикуляции. Развивать мелкую моторику.

Развивающие: увеличивать объем зрительных, слуховых восприятий, формировать полноту восприятия словесного материала. Работать над увеличением объема памяти. Развивать словесно - логическую, образную, зрительную память. Совершенствовать слуховое восприятие. Вырабатывать положительные навыки поведения.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте. Умение и желание выражать свои эмоции, чувства, творческое воображение. Воспитывать чувство ответственности.

Материалы и оборудование: контур Бабы-Яги, настольная лампа, зеркала, карточки «артикуляционной гимнастики», «Звукоренок» - талисман группы, алгоритмы, азбука, макет улицы и части города, интерактивная доска, дорожные знаки, коллаж, модели звукопро- изношения, символы букв, иллюстрации к проблемной ситуации по произведению О. Бедарева «Если бы...», гуашь, музыка: П.И. Чайковский «Баба-Яга», шведская народная мелодия в обработке Л.Вишкарева.

Ход занятия

Организационный момент.

Движется Баба-Яга.

Баба-Яга (недовольно). «Карл у Клары украл кораллы». Я у них букву «Р» украла, договорилась, чтобы спряталась в городе, пока ребята-звукорята не научатся правильно произносить эти прекрасные звуки.

Звукоренок продвигается за Бабой-Ягой и возвращается в группу.

Логопед. Ребята, сегодня мы будем изучать звуки р, р, и нам необходимо потренировать язычок и определить, какие это звуки.

Выполняем артикуляционную гимнастику. Зрительный контроль в зеркале.

Упражнения:        

  1. Трубочка - заборчик.
  2. Маляр.
  3. Поехали на лошадке.
  4. Грибок.
  5. Барабанщик.
  6. Заведи мотор.

- Слушаем голосок и рассказываем о звуках, загибаем пальчики, начиная с большого. (Этот звук: рвется - согласный, хмурится - твердый, улыбается - мягкий, голосок дома - звонкий).

Показ модели звукопроизношения - символа буквы, фишек синего и зеленого цвета. - А теперь посмотрите, как выглядит значок, обозначающий букву «Р».

Показ азбуки.

- А буквы-то и нет. Куда же она подевалась?!

Звукоренок. Я, я видел! Её Баба-Яга украла и спрятала, уговорила её не возвращаться! Но я не зря тут проживаю,

Я люблю, вас, уважаю, Горю я помочь готов! Дам вам правильный маршрут Алгоритмы - все вот тут.

(Дает таблицы с алгоритмом пути, который появляется на интерактивной доске).

Беседа по алгоритму, дети рассказывают, как они будут идти от садика к месту, где стрелочка завершает свой путь. Воспитатель следит, чтобы дети рассказывая, соблюдали все правила дорожного движения.

Звукоренок: Вы, ребята, не зевайте, Правила все соблюдайте - И по городу Валуйки Вы пройдете без труда. И задачи все решите!

Буквы все туда впишите. Схемы быстро начертите, Слова на слоги разделите - И буква тот час прибежит

На свое место в алфавит.

Воспитатель. Спасибо тебе, Звукоренок. Мы будем выполнять все твои советы.

- Ребята, нам придется следовать по заданному маршруту, соблюдая все правила дорожного движения. Повторим все знаки.

Показ знаков: 1. Пешеходный переход.

  1. Дорожная разметка «зебра».
  2. Остановка.
  3. Перекресток. (Изображение всех знаков появляется на интерактивной доске).

- А этот дорожный знак зашифрован загадкой. Загадка. «Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны, И хотя еще ни разу Не смотрел он всеми сразу - Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор И на всех глядит в упор. Что же это? (Светофор) Воспитатель. Знаки все мы повторили, Алгоритмы изучили. По маршруту мы пойдем, Домой букву приведем.

(Работа с макетом дороги) Звукоренок. В нашем городе много зданий. Этот дом из одного этажа, какой он? - одноэтажный

-двухэтажный

  • трехэтажный

Воспитатель. Нам на пути встретился знак, как он называется? А как мы будем переходить улицу? А это что за знак? Ребята мы подошли к перекрестку, где движение регулирует, что? (светофор) Какие он нам подает сигналы и как следует их выполнять? представьте, случилась авария, и во всем городе пропало электричество, кто нам поможет? (Тогда регулировщик будет регулировать движение транспорта и людей).

  • Вот мы и подошли к назначенному месту.

Звукоренок. Все, ребята, я - домой. Здесь уже начинаются чары Бабы - Яги.

Воспитатель. Большой пятиэтажный дом.

Кафе для ребятишек в нем.

На столе тут тойт стоит,

В чашки чай давно налит.

Чашки - то одни стоят.

Вот загадка для ребят.

Кто ответит - молодец!

Под чашками - то ... чего нет? (блюдец) Но еще конверт лежит, (читает воспитатель) Загадку отгадали, слово нужное сказали.

А еще нам нужно с вами, Поработать со словами. Правильно слова назвать, Звуки р, р, на место отправлять. В слове тойт какой звук заблудился? Количество слогов пора сосчитать, А слова длину прошу показать.

  • В слове ребята - какой звук нужно вставит*!.?

- Сколько слогов в слове? Покажите длину слова.

-А в слове какой звук потерялся? Покажите длину этого слова.

- Ребята, мы вышли из кафе, а стрелка ведет дальше.

«Остановка стоит, на скамье конверт лежит,

Вторая задача - какая удача!

Тут знаки опять!

Ну совсем как дорожные,

Но нет ... они просто очень похожие.»        »-

Составить из них нам надо слова.

Из символов букв и моделей звукопроизношения, знакомая нам изография. (Открываем доску, на ней изображены слова: КОРАБЛИК, ТРАП) Назвать еще надо транспорт по видам.

Где эти слова живут без обиды.

- Водный, воздушный.

Профессии на транспорте надо назвать

И в каждое слово р, р, нужно вставлять

- Стюардесса, радист, матрос, моряк, штурман, бортпроводник.

Пальчиковая гимнастика.

(Загибаем пальчики при пересчете профессий)

Воспитатель. Ну что ж, молодцы!

Звукам мы угодили,

Слова мы придумали, Задачи решили.

Уверена, буква уж дома,

Красуясь, стоит она в азбуке снова.

Домой на автобусе быстро домчимся.

Стихи читать громко и тихо поучимся. Встали.

Громко.

Затормозил у тротуара

Синий автобус - круглые фары.

Тихо.

Вошли пешеходы, лишь двери открылись

И в пассажиров все превратились.

Физкультминутка.

Мы едем, едем, едем в далекие края (Круговые движения руками вперед - к себе одновременно)

Хорошие соседи (рука вправо)

Счастливые друзья (рука влево)

Нам весело живется, мы песенку поем (хлопают)

А в песенке поется о том, как мы живем (приседают)

Тра - та - та, тра - та - та (ногу на пятку)

Мы приехали не зря.

Правила движенья - знать без возраженья (грозить пальчиком правой и левой руки по очереди)

Безопасность и вниманье - вот какое нам заданье ! (посмотреть вправо, влево)

Итог. Буква вернулась

Буква появилась в азбуке.

Р - рассердилась, потом

Улыбнулась в Р, превратилась.

Не убежит она больше от нас.

Мы не будем ее больше сердить,

Стараться правильно ее говорить.

Психолог. Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение О.Бедарева «Если бы...», внимательно слушайте его и прислушивайтесь, какие чувства и эмоции вызовет у вас это стихотворение.

(Чтение стихотворения)

Психолог. Ребята, мы с вами уже научились выражать свои чувства и эмоции с помощью мимики, жестов, словами, вы умеете распознавать чувства людей на пиктограммах. А теперь попробуем выразить свои чувства и эмоции с помощью красок. Рисовать мы с вами будем пальчиками, каждый пальчик пусть рисует своей любимой краской, не забываем вытирать пальчики влажной салфеткой. Приступаем к работе.

(Выполнение задания)

Психолог. А теперь потихоньку встали и давайте посмотрим, что у нас получилось.

- Как ты думаешь, Ира, какие чувства испытывал Коля, когда я читала стихотворение? Почему?

- Какие чувства отражены в этом рисунке?

Тихонечко сели на свои места. Стихотворение вызвало у нас чувства: страха, грусти, радости...

Психолог. Ребята, у нас сегодня было необычное занятие. Что мы с вами на нем делали? (искали букву «Р»).

А какие знаки нам помогали в поисках? (повтор правил дорожного движения, подведение итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте " В поисках пропавших букв"

Предлагаю вашему вниманию организованную образовательную деятельность с включением образовательной ситуации. В занятии вы увидите постановку проблемы и то, как дети выдвигали гипотезы и искали верное ...

Фрагмент выпускного утренника" В поисках пропавшей буквы" с элементами театрализации

В  выпускных утренниках часто используется ситуация, когда буквы ссорятся и последняя буква, обидевшись, сбегает из алфавита. Тем самым создается проблемная ситуация для активного поиска буквы и ...

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: " В поисках пропавшей буквы".

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «В поисках пропавшей буквы».

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....

"Поиски пропавшей буквы"

Конспект занятия по развитию речи....

НОД "В поисках пропавшей буквы"

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Подгрупповое логопедическое занятие "Поиск буквы и звука Л в магазине игрушек"

Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе направленное на закрепления произношения звука Л (изолированно, в слогах, словах), развитие фонематического проц...