Логопедическая консультация для воспитателей: «О РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Всем воспитателям, работающим с детьми-дизартриками, необходимо знать особенности их речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая консультация для воспитателей: «О РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Существует определенная система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которое значительно отличаются друг от друга. Основные различия представлены в таблице.
Физическое (жизненное) дыхание | Речевое дыхание |
Фазы: вдох – выдох - пауза | Фазы: вдох – пауза – выдох |
Происходит непроизвольно, рефлек-торно, вне нашего сознания | Происходит сознательно, произволь-но, контролируемо, управляемо |
Назначение: осуществление газового обмена | Назначение: является основой голо-сообразования, формирования рече-вых звуков, речевой методики |
Вдох и выдох через нос | Вдох и выдох через рот |
Время затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5) | Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох |
Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая | В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет |
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года – в прогулки.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1. Вдох и выдох через нос
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот
Если выдох через рот не получается , зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
3. Вдох через рот, выдох через нос
Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох медленный.
4. Вдох и выдох через рот
Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
5. Комбинированный вдох
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.
Игры и упражнения
на развитие речевого дыхания без участия речи
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон, и т. п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале гласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
1. Произношение гласного звука на выдохе (2 – 4 раза); а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).
2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2 – 4 раза): а – э, о – у, и – ы, э – и (шепотом, голосом).
3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2 – 4 раза: а –э – о, о – у – и, о – у – а, о – э – ы, а – у – о (шепотом, голосом).
Дыхательно-голосовые игры
и упражнения на материале согласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)
- Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф – с, с – ш, ш – с, х – ф и др.
3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф – с – ш и др.
Дыхательно-голосовые игры
и упражнения на материале слогов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используйте прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т. д.
1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па; пап, пап-пап, пап-пап-пап-, пап-пап-пап-пап; апа, апа-апа, апа-апа-апа-, апа-апа-апа-апа.
2. Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, то-по; та-па-ва, ти-пи-ви, то-по-во; та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.
3. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу, па-па-па-пу-пу-пу; па-по, па-по-пу, па-по-пу-пы; па-по, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи; па-по-пу, па-по-пи, па-по-па, па-по-пы; па-по-по-по, пу-пи-пи-пи, по-пу-пу-пу, пэ-пе-пе-пе.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т. е. движениями руки в такт проговаривания.
1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т. д.
2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т. д.
3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О речевом дыхании детей с дизартрией.
В статье представлены основные различия физиологического и речевого дыхания. Даны упражнеия для координации ротового и носового дыхания, выработки нижнереберного типа дыхания при активном участии диаф...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1025760-1522178275.jpg)
Консультация для воспитателей по речевому развитию детей подготовительной группы
Рекомендации воспитателям для развития речи у детей 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/29/picture-741901-1522343412.jpg)
Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание детей"
Коррекция речи у детей – процесс долгий и сложный, требующий, как правило, особых усилий и постоянного контроля....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/16/picture-836246-1645028353.jpg)
Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».
Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/23/picture-805946-1471954320.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей"
Необходимо развивать речевое дыхание детей не только на занятиях с учителем-логопедом, но и во время занятий с воспитателем....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-142488-1352872614.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие речевого дыхания у детей"
Дыхание — одна из самых важных функций организма. Сегодня разработаны специальные дыхательные практики, которые направлены на использование скрытых резервов организма, раскрытие его потенциала, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-457994-1402999231.jpg)
Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание детей"
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи....
Комментарии
Правильное дыхание - это