Логопедическая консультация для воспитателей: «О РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Всем воспитателям, работающим с детьми-дизартриками, необходимо знать особенности их речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_1.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая консультация для воспитателей: «О РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Существует определенная система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которое значительно отличаются друг от друга. Основные различия представлены в таблице.
Физическое (жизненное) дыхание | Речевое дыхание |
Фазы: вдох – выдох - пауза | Фазы: вдох – пауза – выдох |
Происходит непроизвольно, рефлек-торно, вне нашего сознания | Происходит сознательно, произволь-но, контролируемо, управляемо |
Назначение: осуществление газового обмена | Назначение: является основой голо-сообразования, формирования рече-вых звуков, речевой методики |
Вдох и выдох через нос | Вдох и выдох через рот |
Время затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5) | Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох |
Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая | В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет |
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года – в прогулки.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1. Вдох и выдох через нос
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот
Если выдох через рот не получается , зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
3. Вдох через рот, выдох через нос
Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох медленный.
4. Вдох и выдох через рот
Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
5. Комбинированный вдох
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.
Игры и упражнения
на развитие речевого дыхания без участия речи
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон, и т. п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале гласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
1. Произношение гласного звука на выдохе (2 – 4 раза); а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).
2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2 – 4 раза): а – э, о – у, и – ы, э – и (шепотом, голосом).
3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2 – 4 раза: а –э – о, о – у – и, о – у – а, о – э – ы, а – у – о (шепотом, голосом).
Дыхательно-голосовые игры
и упражнения на материале согласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)
- Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф – с, с – ш, ш – с, х – ф и др.
3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф – с – ш и др.
Дыхательно-голосовые игры
и упражнения на материале слогов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используйте прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т. д.
1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па; пап, пап-пап, пап-пап-пап-, пап-пап-пап-пап; апа, апа-апа, апа-апа-апа-, апа-апа-апа-апа.
2. Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, то-по; та-па-ва, ти-пи-ви, то-по-во; та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.
3. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу, па-па-па-пу-пу-пу; па-по, па-по-пу, па-по-пу-пы; па-по, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи; па-по-пу, па-по-пи, па-по-па, па-по-пы; па-по-по-по, пу-пи-пи-пи, по-пу-пу-пу, пэ-пе-пе-пе.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т. е. движениями руки в такт проговаривания.
1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т. д.
2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т. д.
3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О речевом дыхании детей с дизартрией.
В статье представлены основные различия физиологического и речевого дыхания. Даны упражнеия для координации ротового и носового дыхания, выработки нижнереберного типа дыхания при активном участии диаф...
Консультация для воспитателей по речевому развитию детей подготовительной группы
Рекомендации воспитателям для развития речи у детей 6-7 лет...
Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание детей"
Коррекция речи у детей – процесс долгий и сложный, требующий, как правило, особых усилий и постоянного контроля....
Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».
Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...
Консультация для воспитателей "Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей"
Необходимо развивать речевое дыхание детей не только на занятиях с учителем-логопедом, но и во время занятий с воспитателем....
Консультация для воспитателей "Развитие речевого дыхания у детей"
Дыхание — одна из самых важных функций организма. Сегодня разработаны специальные дыхательные практики, которые направлены на использование скрытых резервов организма, раскрытие его потенциала, ...
Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание детей"
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи....
Комментарии
Правильное дыхание - это