Главные вкладки
«Мир эмоций» - развитие речи у детей средствами песочной терапии»"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_emotsiy_-_razvitie_rechi_u_detey_sredstvami_pesochnoy_terapii.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К.Д.Ушинский .
Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь. Неспроста народная мудрость гласит - «Где родился – там и пригодился». И сегодня речь пойдёт о его величестве Песке. Ведь именно игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко
Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения, что помогает наладить тесный контакт с детьми. Для того, чтобы определить направление своей работы, изучив литературу я провела мониторинг. Результаты показали, что у большей части детей существуют проблемы в речевом развитии. Именно поэтому я решила использовать направление по развитию речи: «Песочная терапия «Мир эмоций» как средство речевого развития речи дошкольников»
Ожидаемый результат. • развитие свободного общения со взрослыми и детьми; • развитие всех компонентов устной речи детей ( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; • практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Применяя данную систему работы я предполагала : 1. Развить у детей речевую активность, коммуникативные качества . 2. Сформировать умение вести беседу 3. Пополнить словарный запас детей . 4. Научить детей формулировать свои мысли, высказывать мнения . В своей работе с детьми я применяла следующие методы и приёмы : 1. Наглядный (использование наглядно-дидактического опыта, ИКТ ) 2. Игровой (игры-опыты, игры с песком ) 3. Словесный (беседы, чтение художественной литературы ) 4. Практический (игры с песком)
Принципы в работе с детьми: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения: Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Игры в центре песочной терапии проводятся в утреннее, вечернее время как в самостоятельной, так и в совместной деятельности взрослого с ребёнком. Начиная работу в младшей группе, в первую очередь я уделила внимание развитию мелкой моторики рук, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Наряду с традиционными пальчиковыми играми и упражнениями я регулярно использовала игры с песком. Детям предлагалось рисовать на лотке песком, я насыпала песок тонким слоем на лоток и дети начинали рисовать. Также я использовала такой приём как рисование при помощи трафарета: на лоток ложится пластиковый трафарет, дети аккуратно посыпают его песком, а когда трафарет убирают, остаётся изображение чего – либо.
В средней группе работа по речевому развитию была продолжена, но она естественно усложнилась по сравнению с прошедшим учебным годом. Нужно было придумать что-то такое, что было бы интересно детям и в то же время ставило перед ними новые задачи. На данном этапе я использовала такой приём как «проживание сказки». Дети выстраивали сказку на песке с помощью миниатюрных фигурок. Моя же задача была ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей, понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков.
Главным направлением в работе по развитию речи старшего дошкольного возраста являются – развитие связной речи, речевого творчества и выразительности речи. В этом возрасте важно, чтобы на занятиях ребенок занимал позицию активного творца, созидателя. Самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Поэтому я часто играю с детьми в путешествия и походы: поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверей, стать ожившими деревьями, повстречаться с лесными жителями и т.д. В работе по звукопроизношению использую игру «Что или кто лишний?».
Подводя итоги работы за прошедший год, диагностический срез показал заметное продвижение: увеличился объем высказываний детей, усложнилась структура предложений, увеличился словарный запас детей, дети могли без особых затруднений назвать свойства, качества, признаки и действия предмета, а главное строили связные высказывания грамматически правильно.
Подводя итог своей работы за эти три года можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты диагностики, представленные в приложении, где прослеживается динамика роста качественных показателей. В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности считаю важным и обоснованным, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте.
Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...
Консультация для родителей -Песочная терапия как средство речевого развития.
Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприят...
Консультация для родителей «Песочная терапия как средство речевого развития»
Песочная терапия — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков ...
Консультация для родителей «Песочная терапия как средство речевого развития».
Консультация для родителей«Песочная терапия как средство речевого развития»....
Консультация для воспитателей ""Песочная терапия ,как средство речевого развития дошкольников ".
Цель песочной терапии не менять и переделывать ребёнка ,не учить каким-то поведенческим навыкам , а дать ребёнку быть самим собой. Технология песочной терапии многофункциональна , она позв...