Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР
Ганиулина Е.Г., учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда логопеда и родителей. Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому большое внимание в нашей работе необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Цель совместной работы — формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы.
Задачи:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка;
- Формировать у родителей навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребёнка создать комфортность и защищённость в семье;
- Обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
Основные направления работы педагога с родителями:
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
- Консультативно–просветительская работа
- Коррекционно-обучающая работа
- Мониторинговая работа
В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:
- Ознакомление с результатами логопедического обследования;
- формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;
- выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;
- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
- формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;
- ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
- консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;
- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
- Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства;
- обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;
- обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий;
- обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой работе относится:
- Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;
- изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы;
- определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы;
- определение эффективности выбранных форм работы с родителями;
- анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
Сама проблема содружества ДОУ и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Литература:
- Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Л. С. Вакуленко. - Спб.: ООО «Детство-пресс», 2012 - 176с.,
- Лукашевич, В. А. Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях / В. А. Лукашевич. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 201-204.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_roditeley_detey_s_tnr.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР
Ганиулина Е.Г., учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда логопеда и родителей. Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому большое внимание в нашей работе необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Цель совместной работы — формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы.
Задачи:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка;
- Формировать у родителей навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребёнка создать комфортность и защищённость в семье;
- Обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
Основные направления работы педагога с родителями:
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
- Консультативно–просветительская работа
- Коррекционно-обучающая работа
- Мониторинговая работа
В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:
- Ознакомление с результатами логопедического обследования;
- формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;
- выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;
- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
- формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;
- ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
- консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;
- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
- Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства;
- обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;
- обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий;
- обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой работе относится:
- Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;
- изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы;
- определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы;
- определение эффективности выбранных форм работы с родителями;
- анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
Сама проблема содружества ДОУ и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Литература:
- Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Л. С. Вакуленко. - Спб. : ООО «Детство-пресс», 2012 - 176с.,
- Лукашевич, В. А. Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях / В. А. Лукашевич. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 201-204.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.
Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...
Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями
В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....
Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с родителями
В данном документе представлен мой опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников...