Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР

 

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

 

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда логопеда и родителей. Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому большое внимание в нашей работе необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Цель совместной работы — формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы.

Задачи:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
  2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка;
  3. Формировать у родителей навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
  4. Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребёнка создать комфортность и защищённость в семье;
  5. Обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы.

 

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

Основные направления работы педагога с родителями:

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

  1. Консультативно–просветительская работа
  2. Коррекционно-обучающая работа
  3. Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

- Ознакомление с результатами логопедического обследования;

- формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;

- выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;

- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;

- формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;

- ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;

- консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;

- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

 

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

- Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства;

- обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;

- обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий;

- обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

- Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;

- изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы;

- определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы;

- определение эффективности выбранных форм работы с родителями;

- анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

·  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

·  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

·  Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

·  Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

·  Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

·  То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

·  Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

Сама проблема содружества ДОУ и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

 

Литература:

  1. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Л. С. Вакуленко. - Спб.: ООО «Детство-пресс», 2012 - 176с.,
  2. Лукашевич, В. А. Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях / В. А. Лукашевич. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 201-204. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда логопеда и родителей. Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому большое внимание в нашей работе необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Цель совместной работы — формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы.

Задачи:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
  2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка;
  3. Формировать у родителей навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
  4. Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребёнка создать комфортность и защищённость в семье;
  5. Обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

Основные направления работы педагога с родителями:

Основными направлениями  логопедической работы с родителями являются:

  1. Консультативно–просветительская работа
  2. Коррекционно-обучающая работа
  3. Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

- Ознакомление с результатами логопедического обследования;

- формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;

- выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;

- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;

- формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;

- ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;

- консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;

- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

 

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

- Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства;

- обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;

- обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий;

- обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

- Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;

- изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы;

- определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы;

- определение эффективности выбранных форм работы с родителями;

- анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

·  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

·  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

·  Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

·  Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

·  Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

·  То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

·  Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

Сама проблема содружества ДОУ и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Литература:

  1. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Л. С. Вакуленко. - Спб. : ООО «Детство-пресс», 2012 - 176с.,
  2. Лукашевич, В. А. Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях / В. А. Лукашевич. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 201-204.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....

Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с родителями

В данном документе представлен мой опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников...