Обучение рассказу-описанию
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rasskazu-opisaniyu.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказу-описанию
Описание – особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
При обучении детей дошкольного возраста с ОНР описанию предметов решаются следующие основные задачи:
1. Развивать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов
2. Формировать обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания
3. Способствовать овладению детьми языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа
Обучение проходит поэтапно.
I этап. Подготовительные упражнения к описанию предметов (средняя группа)
Задачи этапа:
1. Развивать сенсорное восприятие.
2. Развивать навыки элементарного анализа воспринимаемого предмета.
3. Формировать установки на употребление фразовой речи при ответе на вопросы.
Примерные упражнения:
- «Узнай предмет по описанию»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Какой предмет я загадала?»;
- «Скажи, какой»;
- «Предмет и изображение».
II этап. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания (I период старшей группы)
Задача этапа: формировать навык простого описания предметов по вопросам.
Простое описание предмета состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.).
III этап. Описание предметов по основным признакам (II период старшей группы)
Задача этапа: формировать навык самостоятельного развернутого описания по предваряющему плану, затем с опорой на образец
IV этап. Обучение развернутому описанию предмета (III период старшей группы)
Задачи этапа:
1. Формировать представления об основных структурных частях описательного текста
2. Развивать навык описания предметов по предварительному плану – схеме (мнемотаблице)
В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся различные элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др., на порядок его рассматривания и описания (сверху – вниз, спереди – назад, от основной части – к деталям).
Вспомогательные приемы обучения развернутому описанию предмета:
- жестовые указания на форму или детали предмета;
- словесные указания;
- описание с опорой на отдельные рисунки, изображающие части предмета или характерные особенности его строения, которые предъявляются в соответствии с планом – схемой;
- параллельное описание логопедом и ребенком двух однотипных предметов.
V этап. Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания (III период старшей группы, подготовительная к школе группа)
Задачи этапа:
- Закреплять представления об основных свойствах предметов.
- Формировать навыки планирования небольшого по объему рассказа – описания.
- Закреплять полученные навык составления рассказа – описания при проведении игровых и предметно-практических занятий.
- Пробуждать интерес к занятиям и стимулировать словесное творчество.
Примерные упражнения:
- коллективное составление плана и определение главных содержательных элементов рассказа-описания непосредственно воспринимаемого предмета;
- описание предмета по памяти;
- описание предмета по собственному рисунку;
- включение описаний в игровые ситуации («Магазин», «Кто нашел собачку?», «Кукла заблудилась» и др.)
Описание предметов по памяти проводится на основе впечатлений, полученных детьми на экскурсиях, при посещении зоопарка, уголка природы, как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя.
Прием описания предмета по выполненному рисунку эффективен для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Ребенок вначале выполняет рисунок какого-либо предмета, а затем дает его описание. В процессе рисования закрепляются зрительные представления о предмете (цвет, форма, детали).
Включение описаний в игровые ситуации способствуют совершенствованию навыков ведения диалога и реализации элементов собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия позволяют использовать разные словесные игры и упражнения: подбор определений к предмету, образных сравнений, антонимов, синонимов и др.
VI этап. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов (подготовительная к школе группа)
Задача этапа: формировать навыки сравнительного описания двух предметов.
Примерные упражнения:
- дополнение детьми предложений нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки);
- составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин);
- выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький; дерево высокое, а куст низкий);
- последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза; белый гриб и мухомор);
- параллельное описание двух предметов логопедом и ребенком.
Занятия по обучению описанию предметов способствуют и развитию у детей грамматически правильной речи. Они включают:
- систематические упражнения на правильное употребление словоформ;
- усвоение практических навыков словоизменения;
- упражнения на правильное построение фразы;
- активизацию и обогащение лексического запаса;
- формирование навыков контроля за построением высказывания;
- усвоение детьми простых способов межфразовой связи: словообразовательных замен (медведь – мишка, синонимов, личных местоимений.
Подготовила М. Л. Гаткер,
учитель-логопед, высшая квалификационная категория,
МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 447
«Семицветик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ РАССКАЗУ – ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ
Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определе...
Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.
Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм. Развивать координацию движения и ритм....
Конспект занятия: обучение детей составлению рассказа-описания.
Конспект занятия: обучение детей составлению рассказа-описания....
Методика обучения детей составлению рассказа – описания
1. Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию – тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам – «Предмет и изображение», ...
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования...
«Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей направленности...