Обучение рассказу-описанию
консультация по логопедии

Гаткер Марина Львовна
Занятия по обучению рассказу-описанию нередко вызывают трудности у педагогов. Между тем, владение навыком описательного рассказа оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. В данных методических рекомендациях предложена система обучения старших дошкольников с нарушениями речи рассказу-описанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rasskazu-opisaniyu.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рассказу-описанию

Описание – особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

При обучении детей дошкольного возраста с ОНР описанию предметов решаются следующие основные задачи:

1. Развивать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов

2. Формировать обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания

3. Способствовать овладению детьми языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа

Обучение проходит поэтапно.

I этап. Подготовительные упражнения к описанию предметов (средняя группа)

Задачи этапа:

1. Развивать сенсорное восприятие.

2. Развивать навыки элементарного анализа воспринимаемого предмета.

3. Формировать установки на употребление фразовой речи при ответе на вопросы.

Примерные упражнения:

  • «Узнай предмет по описанию»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Какой предмет я загадала?»;
  • «Скажи, какой»;
  • «Предмет и изображение».

II этап. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания (I период старшей группы)

Задача этапа: формировать навык простого описания предметов по вопросам.

Простое описание предмета состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.).

III этап. Описание предметов по основным признакам (II период старшей группы)

Задача этапа: формировать навык самостоятельного развернутого описания по предваряющему плану, затем с опорой на образец

IV этап. Обучение развернутому описанию предмета (III период старшей группы)

Задачи этапа:

1. Формировать представления об основных структурных частях описательного текста

2. Развивать навык описания предметов по предварительному плану – схеме (мнемотаблице)

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся различные элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др., на порядок его рассматривания и описания (сверху – вниз, спереди – назад, от основной части – к деталям).

Вспомогательные приемы обучения развернутому описанию предмета:

  • жестовые указания на форму или детали предмета;
  • словесные указания;
  • описание с опорой на отдельные рисунки, изображающие части предмета или характерные особенности его строения, которые предъявляются в соответствии с планом – схемой;
  • параллельное описание логопедом и ребенком двух однотипных предметов.

V этап. Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания (III период старшей группы, подготовительная к школе группа)

Задачи этапа:

  1. Закреплять представления об основных свойствах предметов.
  2. Формировать навыки планирования небольшого по объему рассказа – описания.
  3. Закреплять полученные навык составления рассказа – описания при проведении игровых и предметно-практических занятий.
  4. Пробуждать интерес к занятиям и стимулировать словесное творчество.

Примерные упражнения:

  • коллективное составление плана и определение главных содержательных элементов рассказа-описания непосредственно воспринимаемого предмета;
  • описание предмета по памяти;
  • описание предмета по собственному рисунку;
  • включение описаний в игровые ситуации («Магазин»«Кто нашел собачку?»«Кукла заблудилась» и др.)

Описание предметов по памяти проводится на основе впечатлений, полученных детьми на экскурсиях, при посещении зоопарка, уголка природы, как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя.

Прием описания предмета по выполненному рисунку эффективен для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Ребенок вначале выполняет рисунок какого-либо предмета, а затем дает его описание. В процессе рисования закрепляются зрительные представления о предмете (цвет, форма, детали).

Включение описаний в игровые ситуации способствуют совершенствованию навыков ведения диалога и реализации элементов собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия позволяют использовать разные словесные игры и упражнения: подбор определений к предмету, образных сравнений, антонимов, синонимов и др.

VI этап. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов (подготовительная к школе группа)

Задача этапа: формировать навыки сравнительного описания двух предметов.

Примерные упражнения:

  • дополнение детьми предложений нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки);
  • составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин);
  • выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький; дерево высокое, а куст низкий);
  • последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза; белый гриб и мухомор);
  • параллельное описание двух предметов логопедом и ребенком.

Занятия по обучению описанию предметов способствуют и развитию у детей грамматически правильной речи. Они включают:

  • систематические упражнения на правильное употребление словоформ;
  • усвоение практических навыков словоизменения;
  • упражнения на правильное построение фразы;
  • активизацию и обогащение лексического запаса;
  • формирование навыков контроля за построением высказывания;
  • усвоение детьми простых способов межфразовой связи: словообразовательных замен (медведь – мишка, синонимов, личных местоимений.

Подготовила М. Л. Гаткер,

учитель-логопед, высшая квалификационная категория,

МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 447

«Семицветик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ РАССКАЗУ – ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определе...

Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.

Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм.   Развивать координацию движения и ритм....

Конспект занятия: обучение детей составлению рассказа-описания.

Конспект занятия: обучение  детей составлению рассказа-описания....

Методика обучения детей составлению рассказа – описания

1. Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию – тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам – «Предмет и изображение», ...

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования...

«Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей  направленности...