«Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Камышенко Галина Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей  направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

г. Сатка Челябинской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности

речевого развития детей

в подготовительной группе компенсирующей  направленности

МАДОУ «Детский сад№49»

Тема : «Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием  алгоритма»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

 

Выполнил:

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад№49»

Камышенко Галина Юрьевна

Сатка, 2021

Тема: «Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием  алгоритма»

Возраст: 6-7 лет

Тип: группа компенсирующей  направленности

Форма: методическая разработка непосредственной образовательной деятельности

Цель: развитие связной речи (рассказ-описание) на основе алгоритма рассказывания, грамматического строя речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи

 Задачи: коррекционно-образовательные:

продолжать совершенствовать монологическую форму речи,

совершенствовать умение составлять рассказ о предмете (фрукте),

помогать составлять план рассказа (алгоритм) и придерживаться его;

уточнять высказывания детей, помогая более точно характеризовать объект;

продолжать работу по обогащению бытового словаря детей;

продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;

коррекционно-развивающие:

развивать слуховое и зрительное восприятие,

развивать словесно-логическое мышление,

развивать кратковременную и долговременную память;

воспитательные:

приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний,

воспитывать культуру речевого общения (желание и умение слушать ответы других детей, следить за последовательностью рассказывания)

Предварительная работа:  календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности строится таким образом, что учитель-логопед закрепляет знания, полученные воспитанниками в ходе совместной деятельности с воспитателями в  дидактических играх: «Овощной, фруктовый магазин» - упражнение на согласование существительных по теме «Урожай овощей, фруктов, садовых ягод»,  с числительными 2 и 5 (Я хочу купить пять лимонов), «Назови правильно» - упражнение на словоизменение существительных  со значением уменьшительности и увеличительности (Помидор-помидорчик - помидорище), «Какой сок, какой суп (салат)?» - упражнение на словообразование относительных прилагательных. Помимо этого, в ходе обучения грамоте, учитель-логопед вводит подвижные игры (разминки), предваряющие непосредственное занятие по развитию речи (обучение связному высказыванию) : «Что и как растет?»-  употребление предложно-падежных конструкций; «Какой? Какая? Какое? » - упражнение на активизацию словаря имен прилагательных

Словарная работа: словарь прилагательных: большой, маленький, средний, тонкий, оранжевый, красный, хрустящий, полезный, витаминный, сочный; словарь глаголов: вытаскивать, выдергивать выкапывать, тянуть, чистить, давить (сок), печь, варить, тушить 

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы (помощь) детям в ходе подгруппового НОД, повторный пересказ рассказа на инидивидуальных занятиях по коррекции произношения

Методы и приемы: словесный: отгадывание загадки, вопросы к детям, построение предложения по демонстрации действия,  

наглядный: наблюдение (формирование знаний о качестве предмета на основе зрительного анализатора),

практический : формирование знаний о качестве предмета на основе выводов тактильного, вкусового анализаторов),

метод повышения познавательной активности: описание, метод вопросов, анализ и речевое оформление собственных ощущений, полученных от физиологических систем организма,

метод повышения эмоциональной активности: сюрпризный момент, мотивирование деятельности детей;

Наглядный прием:  предоставление  образца для наблюдения , картинный  и дидактический  материал,

Словесный прием : пояснение, объяснение, педагогическая оценка полученных результатов работы,

Игровой прием: использование воображаемой  ситуации , загадывание и отгадывание загадок, использование момента отбора необходимого материала;

Оборудование и материалы: наборное полотно, карты с кармашками для картинок, наглядный материал для описания цвета, формы, размера предмета, картинки- символы анализаторов человека, предметные картинки по теме, овощи – в чистом виде

Ход непосредственной образовательной деятельности

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент уточнение названия занятия

Учитель-логопед: «Догадайтесь, посмотрев на столы, какое у нас сейчас будет занятие.

Чтобы узнать,  о чем сегодня мы будем с вами говорить, я скажу, что люблю один овощ,  потому что он сладкий. Рассмотрим картинку (картинка к загадке «Сидит девица в окошке, а коса на улице»)

В старину слово «тюрьма» заменяли словом «темница»

Какой же овощ спрятался в этой картинке-загадке?»

Дети: «На столе полоски, картинка дерево.

Будет занятие по развитию речи»

«Мы видим девочку, косичку. Она сидит на скамейке. На окошке полоски – это тюрьма.

Сосиска.

Морковь»

Основная часть: Задачи

Решение поставленных задач

Учитель-логопед: «Действительно, в гости к нам пришла морковь. Вон она на тарелке лежит. Посмотрите, какая она яркая»

Педагог предъявляет детям тарелку с начищенной морковью

Учитель-логопед: «А чтобы о ней поговорить, предлагаю сесть на свои места.

Дети рассаживаются за столы

«Какое же это будет занятие, если мы ее не сможем попробовать?

Я специально подготовила карточки, цветные полоски,  схемы, чтобы мы могли описать.

На столах детей приготовлены карточки-схемы (фигур разного размера, цветные полоски, профили лиц с выделенными носом, языком

«Давайте подумаем, рассказ о моркови, с чего  можно начать?

И рассказать о том, где он растет?

Я  вставляю картинку моркови» (педагог помещает картинку на первую карту-схему и раздает детям морковь)

«Давайте будем думать, с какого слова мы с вами начнем предложение?

Если мы с вами скажем морковь, у нас не получится предложение, поэтому я предлагаю вам слово «Это»» (на карточке)

Дети хором читают слово на карточке.

Карточка со словом «это» помещается на карте – схеме сверху, над картинкой моркови

«У нас получилось первое предложение, начало рассказа.

Что будет потом?

У кого второе предложение посмотрите на свои карточки?

Как растет морковь?

У кого картинка грядки?»

Ребенок выходит и помещает прямоугольник черного цвета на карту – схему

Учитель-логопед: «Мы начали рассказ. Самое время описать морковь. Рассказать, на какую она похожа фигуру, какого она размера, цвета?

Мальчики, которые вышли и расставили карточки, правильные выбрали символы?»

Дети помогают друг другу выбрать нужный размер, цвет

«Мы сейчас расскажем по этим карточкам и нам опять нужно начать предложение, выбрав слово «он», «она», «оно»»

Педагог показывает детям карточки со словами «он», «она», «оно»

«Слово «морковь»  каким мы можем заменить словом?

Опираясь на карточки - схемы дети произносят третье предложение

«Теперь пришло время попробовать морковь»

Дети вместе с педагогом грызут морковь

 «Нам легко зубами кусать ее или нет?

Мы трогаем морковь руками. Я вам даю схему «рука», для чего?»

 Педагог под картинкой «рука» на схеме поместил лист чистой бумаги и приготовил карандаш. Дети произносят  ответы

Учитель-логопед: « Опишите мне свои ощущения?»

Вы держите морковь рукой, какая она?»

На листе бумаги педагог пишет первую букву слова «твердая» - т

«гладкая» - г.

Одним из детей выставляется символ «профиль лица – нос»

«Понюхайте свою морковь, какая она на запах?»

На втором листочке бумаги , педагог пишет начальные буквы слов «сладкая», «вкусная»

Другой ребенок выставляет символ «профиль лица – язык»

«Какая морковь на вкус?»

Педагог показывает две картинки-символы: рука красная и лопата и предлагает на выбор 4 картинки изображений времен года

«О чем будем с вами дальше говорить?»

«Ее можно покушать?»

«Об  овоще

Её можно грызть»

«Морковь»

«Это морковь растет.»

«На грядке».

«Морковь растет на грядке»

«Да»

«Она»

«Она оранжевая, треугольной формы, средняя »

«Легко, нет»

«Твердая»

«Гладкая»

«Вкусная»

«Сладкая»

«Твердая, сладкая, сочная, свежая»

«Как ее копают»

Заключительная часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и  наглядность позволит детям легко и прост...

Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).

Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....

Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.

Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм.   Развивать координацию движения и ритм....

СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ  ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ...

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования...

Дистанционные задания по лексической теме"Осень.Урожай. Овощи." Старший дошкольный возраст.

Дистанционные задания по лексической теме для родителей и детей....