«Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №49»
г. Сатка Челябинской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности
речевого развития детей
в подготовительной группе компенсирующей направленности
МАДОУ «Детский сад№49»
Тема : «Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Выполнил:
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад№49»
Камышенко Галина Юрьевна
Сатка, 2021
Тема: «Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»
Возраст: 6-7 лет
Тип: группа компенсирующей направленности
Форма: методическая разработка непосредственной образовательной деятельности
Цель: развитие связной речи (рассказ-описание) на основе алгоритма рассказывания, грамматического строя речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи
Задачи: коррекционно-образовательные:
продолжать совершенствовать монологическую форму речи,
совершенствовать умение составлять рассказ о предмете (фрукте),
помогать составлять план рассказа (алгоритм) и придерживаться его;
уточнять высказывания детей, помогая более точно характеризовать объект;
продолжать работу по обогащению бытового словаря детей;
продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
коррекционно-развивающие:
развивать слуховое и зрительное восприятие,
развивать словесно-логическое мышление,
развивать кратковременную и долговременную память;
воспитательные:
приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний,
воспитывать культуру речевого общения (желание и умение слушать ответы других детей, следить за последовательностью рассказывания)
Предварительная работа: календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности строится таким образом, что учитель-логопед закрепляет знания, полученные воспитанниками в ходе совместной деятельности с воспитателями в дидактических играх: «Овощной, фруктовый магазин» - упражнение на согласование существительных по теме «Урожай овощей, фруктов, садовых ягод», с числительными 2 и 5 (Я хочу купить пять лимонов), «Назови правильно» - упражнение на словоизменение существительных со значением уменьшительности и увеличительности (Помидор-помидорчик - помидорище), «Какой сок, какой суп (салат)?» - упражнение на словообразование относительных прилагательных. Помимо этого, в ходе обучения грамоте, учитель-логопед вводит подвижные игры (разминки), предваряющие непосредственное занятие по развитию речи (обучение связному высказыванию) : «Что и как растет?»- употребление предложно-падежных конструкций; «Какой? Какая? Какое? » - упражнение на активизацию словаря имен прилагательных
Словарная работа: словарь прилагательных: большой, маленький, средний, тонкий, оранжевый, красный, хрустящий, полезный, витаминный, сочный; словарь глаголов: вытаскивать, выдергивать выкапывать, тянуть, чистить, давить (сок), печь, варить, тушить
Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы (помощь) детям в ходе подгруппового НОД, повторный пересказ рассказа на инидивидуальных занятиях по коррекции произношения
Методы и приемы: словесный: отгадывание загадки, вопросы к детям, построение предложения по демонстрации действия,
наглядный: наблюдение (формирование знаний о качестве предмета на основе зрительного анализатора),
практический : формирование знаний о качестве предмета на основе выводов тактильного, вкусового анализаторов),
метод повышения познавательной активности: описание, метод вопросов, анализ и речевое оформление собственных ощущений, полученных от физиологических систем организма,
метод повышения эмоциональной активности: сюрпризный момент, мотивирование деятельности детей;
Наглядный прием: предоставление образца для наблюдения , картинный и дидактический материал,
Словесный прием : пояснение, объяснение, педагогическая оценка полученных результатов работы,
Игровой прием: использование воображаемой ситуации , загадывание и отгадывание загадок, использование момента отбора необходимого материала;
Оборудование и материалы: наборное полотно, карты с кармашками для картинок, наглядный материал для описания цвета, формы, размера предмета, картинки- символы анализаторов человека, предметные картинки по теме, овощи – в чистом виде
Ход непосредственной образовательной деятельности
Часть | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть Организационный момент уточнение названия занятия | Учитель-логопед: «Догадайтесь, посмотрев на столы, какое у нас сейчас будет занятие. Чтобы узнать, о чем сегодня мы будем с вами говорить, я скажу, что люблю один овощ, потому что он сладкий. Рассмотрим картинку (картинка к загадке «Сидит девица в окошке, а коса на улице») В старину слово «тюрьма» заменяли словом «темница» Какой же овощ спрятался в этой картинке-загадке?» | Дети: «На столе полоски, картинка дерево. Будет занятие по развитию речи» «Мы видим девочку, косичку. Она сидит на скамейке. На окошке полоски – это тюрьма. Сосиска. Морковь» |
Основная часть: Задачи Решение поставленных задач | Учитель-логопед: «Действительно, в гости к нам пришла морковь. Вон она на тарелке лежит. Посмотрите, какая она яркая» Педагог предъявляет детям тарелку с начищенной морковью Учитель-логопед: «А чтобы о ней поговорить, предлагаю сесть на свои места. Дети рассаживаются за столы «Какое же это будет занятие, если мы ее не сможем попробовать? Я специально подготовила карточки, цветные полоски, схемы, чтобы мы могли описать. На столах детей приготовлены карточки-схемы (фигур разного размера, цветные полоски, профили лиц с выделенными носом, языком «Давайте подумаем, рассказ о моркови, с чего можно начать? И рассказать о том, где он растет? Я вставляю картинку моркови» (педагог помещает картинку на первую карту-схему и раздает детям морковь) «Давайте будем думать, с какого слова мы с вами начнем предложение? Если мы с вами скажем морковь, у нас не получится предложение, поэтому я предлагаю вам слово «Это»» (на карточке) Дети хором читают слово на карточке. Карточка со словом «это» помещается на карте – схеме сверху, над картинкой моркови «У нас получилось первое предложение, начало рассказа. Что будет потом? У кого второе предложение посмотрите на свои карточки? Как растет морковь? У кого картинка грядки?» Ребенок выходит и помещает прямоугольник черного цвета на карту – схему Учитель-логопед: «Мы начали рассказ. Самое время описать морковь. Рассказать, на какую она похожа фигуру, какого она размера, цвета? Мальчики, которые вышли и расставили карточки, правильные выбрали символы?» Дети помогают друг другу выбрать нужный размер, цвет «Мы сейчас расскажем по этим карточкам и нам опять нужно начать предложение, выбрав слово «он», «она», «оно»» Педагог показывает детям карточки со словами «он», «она», «оно» «Слово «морковь» каким мы можем заменить словом? Опираясь на карточки - схемы дети произносят третье предложение «Теперь пришло время попробовать морковь» Дети вместе с педагогом грызут морковь «Нам легко зубами кусать ее или нет? Мы трогаем морковь руками. Я вам даю схему «рука», для чего?» Педагог под картинкой «рука» на схеме поместил лист чистой бумаги и приготовил карандаш. Дети произносят ответы Учитель-логопед: « Опишите мне свои ощущения?» Вы держите морковь рукой, какая она?» На листе бумаги педагог пишет первую букву слова «твердая» - т «гладкая» - г. Одним из детей выставляется символ «профиль лица – нос» «Понюхайте свою морковь, какая она на запах?» На втором листочке бумаги , педагог пишет начальные буквы слов «сладкая», «вкусная» Другой ребенок выставляет символ «профиль лица – язык» «Какая морковь на вкус?» Педагог показывает две картинки-символы: рука красная и лопата и предлагает на выбор 4 картинки изображений времен года «О чем будем с вами дальше говорить?» | «Ее можно покушать?» «Об овоще Её можно грызть» «Морковь» «Это морковь растет.» «На грядке». «Морковь растет на грядке» «Да» «Она» «Она оранжевая, треугольной формы, средняя » «Легко, нет» «Твердая» «Гладкая» «Вкусная» «Сладкая» «Твердая, сладкая, сочная, свежая» «Как ее копают» |
Заключительная часть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.
Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и наглядность позволит детям легко и прост...
Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).
Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....
Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.
Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм. Развивать координацию движения и ритм....
СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ...
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»
Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования...
Дистанционные задания по лексической теме"Осень.Урожай. Овощи." Старший дошкольный возраст.
Дистанционные задания по лексической теме для родителей и детей....