Методика обучения детей составлению рассказа – описания
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_detey_sostavleniyu_rasskaza.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
составлению рассказа – описания Поэтапное обучение:
Подбираются игрушки с ярко выраженными признаками. Простое описание – 4-5 предложений, включающие его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и его некоторые отличительные свойства. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог. При затруднении используется прием дополнения предложения, начатого педагогом.
При затруднении используются приемы – жестовые указания, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, условные наглядные символы, параллельное описание педагогом и ребенком двух однотипных предметов, коллективное составление плана Описание может быть непосредственно воспринимаемого предмета, описание предмета по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения), по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.
Методика обучения детей составлению рассказа по картинке В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине. Это рассматривание картины и ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине. Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. На занятиях применяют загадки, потешки, поговорки, стихи, а также игровые приемы (показать картину любимой игрушке, познакомить с картиной гостя). Со средней группы начинается непосредственное обучение детей рассказу по картине (рассказывание по вопросу, образцу). Структура занятия:
Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года вводится план рассказа, используется прием наглядного моделирования. В старшей и подготовительной группе возможно использование не только сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. Структура занятия:
В подготовительной группе возможно обучение рассказыванию по пейзажной картине. Методика обучения детей составлению рассказа по памяти Обучение рассказам по памяти начинается со старшей группы. В этой возрастной группе детям предлагаются легкие темы из общего, коллективного опыта, оставившие яркий след в сознании и чувствах ребенка. В подготовительной группе предлагаются темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений. Рассказывание по памяти из общего коллективного опыта. Выделено 2 вида занятий по обучению рассказыванию:
Рассказывание по памяти из индивидуального (личного) опыта В старшей группе предлагается рассказать об единичных фактах (описать любимую игрушку и т.п.), далее темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения). В подготовительной группе добавляются темы этического характера. (мой друг и.т.п). Методика обучения детей пересказыванию В младшей группе – подготовка к обучению пересказу. Методика обучения пересказу детей 3-4 лет: 1.Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых сказок, построенных на повторе действий 2. Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности? Настольного или кукольного театра 3. Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из теста или 1-2 слов из предложения. Методика обучения пересказу детей 4-6 лет: 1.Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме 2.Выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание 3.Беседа по содержанию и форме текста 4.Составление плана пересказа. План бывает устным, картинным, картинно – словесным и символическим. В средней и старшей группах план составляется воспитателем вместе с детьми, в подготовительной группе – детьми. 5.Повторное чтение текста с установкой на запоминание 6.Пересказ текста детьми 7. Оценка детского пересказа. В средней и старшей группах дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети. Короткий текст пересказывается полностью, длинный – по цепочке. В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа: - из нескольких текстов дети выбирают один, по желанию - дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии - драматизация детьми литературного произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа-описания по картине «Зимний лес»
Занятие в 3 классе коррекционной направленности...
Логопедическое занятие по формированию навыков составления рассказа-описания.
Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....
Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.
Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и наглядность позволит детям легко и прост...
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ»
Данный материа подготовлен для детей старшего дошкольного возраста и предназначен для занятий по развитию связной речи, а также для закреплений понятий: форма предмета, цвет, вкус....
Составление рассказа-описания на тему "Зима"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи...
Приложение. Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников. Карточки – схемы для составления сравнительных рассказов-описаний.
В приложении представлены карточки для составления рассказов по разным лексическим темам....