«Здоровьесберегающий метод песочной терапии в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда».
материал по логопедии

Рожкова Ольга Викторовна

Опыт работы по использованию песочной терапии с детьми логопатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe-pesochnaya_terapiya.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающий метод песочной терапии в коррекционно-образовательной работе        учителя-логопеда».

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»

К.Д. Ушинский

Речь является одной из важнейших психических функций у человека.

Именно общение по средствам речи формирует определенные условия для формирования различной деятельности. Процесс овладения ребенком речью помогает осознавать, планировать и регулировать свое поведения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста — это залог высоких возможностей для успешного обучения в школе.

Речевые трудности у дошкольника возникают как правило из-за снижения психических функций. Как результат, возникают проблемы в овладении грамотой, снижение успеваемости в целом.

Все больше и больше в научной литературе, специальных журналах узкие специалисты (дефектологи, логопеды, психологи) делятся успехами в работе с детьми-логопатами через использование нетрадиционных методов воздействия. И это становится положительным моментом в коррекционно-развивающей работе.

Я хочу поделиться с вами, на мой взгляд, эффективным и целесообразным методом – это терапия песком. Так как игра, это основной вид деятельности дошкольника, то терапия песком будет занимательна, интересна для ребенка, а для специалиста будет решать ряд коррекционных задач.

Так почему песочная терапия так широко используется в работе с детьми? Надо понимать, что песок – это природный материал. Он обладает уникальной собственной энергией, которая по мнению ученых может поглощать негативную энергию. Песок является пластичным материалом, из которого можно делать разнообразные предметы и изделия. Например, дома, скульптуры, предметы мебели, посуду и т.д. Кроме этого, песок состоит из малейших частиц, которые будут стимулировать точки, находящиеся на пальцах рук.

Таким образом терапия песком благоприятно будет сказываться на:

- развитие мелкой моторики руки, улучшение координации и пространственных представлений;

- коррекции речевых нарушений;

- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения;

- развитие коммуникативных навыков;

- увеличение знаний об окружающей действительности;

- снятие напряжения, умение расслабляться и успокаиваться.

Следует выполнять ряд рекомендаций по проведению игр с песком:

  • Занятия могут быть индивидуальные или подгрупповые.
  • Мытье рук до и после занятия.
  • Может использоваться как элемент психо гимнастики.
  • В процессе игры песок не должен высыпаться из песочницы, руки отряхиваются только над песочницей.
  • После игры следует убрать все за собой: инвентарь, игрушки.

Коррекционную работу с детьми-логопатами выстраиваю также на основе игровых упражнений, которые способствуют формированию социальной успешности, сохраняют и укрепляют психическое здоровье. При этом положительная мотивация открывает целенаправленные возможности на формирование различных сторон психической деятельности.

Терапию песком использую, например, при развитии артикуляционной моторики:

«Часики». Язык под заданный ритм перемещается от одного уголка рта к другому, при этом вся ладонь лежит на песке и двигается в том же направлении, как и язык.

«Труба-Заборчик». Губы растягиваются в стороны, потом вытягиваются вперед. Ладонь лежит на песке, пальцы (указательный+мизинец) сближаются с большим и возвращаются в исходное положение.

«Мышкин хвостик». Крот широко открыт и кончик языка лежит на нижней челюсти, потом он прикусывается зубами. При этом ладонь лежит на песке, при прикусывании языка сжимается в кулак.

«Лошадка». Язык выполняет щелканье, а пальцы имитируют «цокот» по песку. При этом пристукивая пальцами можно в разном темпе.

При автоматизации звуков:

«Песочные часы». В кулак набирается песок. При произнесении отрабатываемого звука слегка приоткрывать кулак, чтобы сыпался песок, после крепко сжимается.

«Дорожка». Пальцами выполнять имитацию шагов при произнесении отрабатываемого звука изолированно, в слогах (прямых и обратных).

«Сыщики». В песке закапывают мелкие игрушки (картинки) на отрабатываемый звук и другие. Ребенок откапывает картинку и проговаривает изображенный предмет. Если картинка подходит по условию задания убирается в сторону, если не подходит, то прячется обратно в песок.

Развитие фонематического слуха:

«Строители». На песке рисуется два дома с 3-мя окнами. Ребенок находит картинку, определяет дифференцируемый звук и его место в слове. После этого кладет картинку в соответствующее окно нужного домика.

«Магазин». Ребенок выбирает картинки (мелкие игрушки) только те, в названии которых есть заданный звук.

Любая манипуляция с песком в первую очередь развивает мелкую моторику рук. Поэтому вашему вниманию я предлагаю игры, которые можно использовать как с самыми маленькими, так и с детьми старшего возраста. А еще вернуться в детство и самим поиграть в песок. Ведь в душе мы по-прежнему дети. Только так можно найти к ребенку подход и расположить его по отношению к себе.

«Знакомство с песком». Ребенку предлагаем потрогать песок, определить какой он (сухой или мокрый). Потом поочередно делаются отпечатки ладоней на песке. О своих ощущения рассказывает сначала взрослый. А потом ребёнок.

 «Волшебный песок». Ребенку предлагают «Скользить» ладонями по ровной поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как едет машина, ползет змея, катятся санки и т.д.); «Пройтись» отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после одновременно (начиная с указательного и заканчивая мизинцем); «Поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».

«Бусы для мамы». На песке проводится линия, а потом предлагают ребенку «нанизать» разного размера и формы бусинки. Это получится подарок для мамы.

«Археолог». В песке прячут несколько предметов разной величины, формы, фактуры и цвета. Ребенку предлагают сыграть в археологов, устроить раскопки и найти все спрятанные в песке сокровища, только делать это нужно аккуратно, не просыпая песок из лотка. 

«Рисунок на песке». Ребенок на песке рисует круги любых размеров и украшает его различными предметами: камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д. После чего он может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

«Отгадки - загадки». Ребенку предлагают прослушать загадку и нарисовать на песке отгадку. Из нарисованных нескольких отгадок предложить придумать обобщающий рас сказ.

Таким образом, использование песочной терапии в работе учителя-логопеда учитывая особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного воздействия через  преодоление неловкости мелкой моторики рук и неточности движений; предупредить появление вторичных нарушений; обрести уверенность, стать психологически уравновешенным, более общительными и доброжелательными при работе в коллективе, научиться самовыражаться; повысить результативность и качество работы по коррекции всех компонентов речи.

        

Список используемой литературы:

1. Акименко В.М.  «Развивающие технологии в логопедии» – Ростов н/Д: Феникс, 2011г.

2. Алексеева Т.А., Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю., Силиванова Л.В. Игры-занятия с водой и песком: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия. – СПб.: Речь, 2008г.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игра с песком» Практикум по песочной терапии - М.: Сфера Речь, 2001г.

5. Набойкина. Е.Л. «Сказки и игры с «особым» ребенком». – СПб.: Речь, 2006г.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.

7. Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту», Издательство: Речь, 2008г.

8. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: Сфера, Серия: Библиотека логопеда, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Муниципальное казенное дошкольное учреждениеДетский сад №28 «Сар-Герел»        Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающ...

Использование методов и приемов нейропсихологии в коррекционной работе учителя-логопеда.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Детям присуще отставание в развитии дви...

Проект "Использование метода «Мозжечковой стимуляции» в совместной развивающей работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре".

Упражнения с применением балансировочной доски мозжечковой стимуляции Бельгау и тренажера рокерборд увеличивают эффективность занятий по устранению дефектов речи и отставанию в двигательном развитии....

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе учителя - логопеда.

Речь — важнейшая психическая функция. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общать...

«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...

Нейропсихологические методы и приемы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Презентация для выступления на педсовете на тему: "Нейропсихологические методыи приемы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"...