Проект "Использование метода «Мозжечковой стимуляции» в совместной развивающей работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре".
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Упражнения с применением балансировочной доски мозжечковой стимуляции Бельгау и тренажера рокерборд увеличивают эффективность занятий по устранению дефектов речи и отставанию в двигательном развитии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Берёзка» структурное подразделение «Звездочка»
Использование метода «Мозжечковой стимуляции» в совместной развивающей работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Авторы:
О.Ю. Серых,
учитель-логопед,
К.О. Гонохова,
инструктор по физической культуре
Вихоревка, 2019
Постановка проблемы
В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого и физического развития детей дошкольного возраста. В результате диагностических исследований было замечено, что у одних и тех же детей одновременно наблюдается соматическая слабость, замедленное развитие моторных функций речи и отставание в двигательной сфере.
Актуальность проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме)
Современные условия жизни требуют от педагогов поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушениями или задержкой развития. Так же необходимо определить направления и условия развития детей, имеющих трудности в овладении образовательной программы для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Уделить внимание развитию детей необходимо на первых возрастных этапах потому, что в это время наиболее интенсивно развивается мозг и происходит становление его функций. Л.С. Выготский отмечал, что высшие формы регуляции двигательной сферы рождаются в социальном взаимодействии людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, начинается с того, что ребенок становится способным выполнять движения по словесной инструкции взрослого, после чего слово становится способом саморегуляции – сначала с помощью устной речи, а потом внутренней[1].
А так как с развитием речи тесно связано как формирование личности в целом, так и развитие всех психологических процессов ребенка мы считаем актуальной разработку проекта совместной развивающей деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Данная работа ориентированна на совершенствование содержания и методики развития детей с речевой патологией.
Изучая различные формы работы, инструктор по физической культуре и учитель-логопед нашли для себя новые виды работы. Инструктор по физической культуре – рокерборд. Учитель-логопед – доску Бельгау.
Рокерборд – тренажер мозжечковой стимуляции, способствует физическому и умственному развитию ребенка с первых лет жизни.
Доска Бельгау – балансирующая доска для работы над стимуляцией мозжечка.
Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие[2].
Теория влияния мозжечка на развитие речи вполне согласуется с учением И. П. Павлова о второй сигнальной системе. В этом учении мы находим объяснение, почему врожденное расстройство координации движений мускулатуры речевого аппарата задерживает возникновение речи. И. П. Павлов учит, что наша активная громкая и тихая речь проводится кинестетическими раздражениями, идущими от речевого аппарата к коре большого мозга, и образуют в коре головного мозга систему сигналов. Эти кинестетические сигналы, обусловленные самой речью, образуют очень важный механизм регуляции высших нервных процессов. Если у ребенка из-за нарушения функции мозжечка запаздывают членораздельные движения речи, обусловленные стимулирующим влиянием моторно-кинестетических ощущений, то развитие ее задерживается[3].
Современные представления о нейротрансмиттерной организации и функциональном значении мозжечка в последних исследованиях показали, что мозжечок участвует в контроле не только двигательных, но и когнетивных функций, афферентных и поведенческих реакций, динамике эмоционально-личностных и психологических изменений, а также в регуляции церебрального кровотока[4].
Проблемы речевого и физического развития рассматриваются чаще всего в рамках инклюзивного образования, по нашему мнению данный опыт можно применять и как эффективное средство развития детей не имеющим инвалидности, но имеющим проблемы с задержкой или недоразвитием тех или иных функций организма.
В результате мониторинга физического развития у группы детей были выявлены нарушения моторной и двигательной сферы. Логопедическая диагностика речевой сферы выявила у этих детей ОНР различной степени. Именно эти дети и были выбраны для реализации проекта.
При общем недоразвитии речи проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы. При отсутствии выраженных неврологических нарушений у детей отмечается слабая регуляция произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется трудностями координации движений, темпоритмической организации, снижением скорости и четкости их выполнения, повышением двигательной истощаемости, снижением двигательной памяти и внимания. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечаются трудности контроля собственных произвольных движений. По данным ряда авторов (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина), трудности формирования определенных двигательных навыков у детей с ОНР характеризуются плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении движений, снижением качества, скорости и точности движений; наблюдаются трудности контроля собственных движений. При этом трудности отмечаются во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода. В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития[5].
По мнению специалистов мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить эффект любых коррекционных занятий: логопедических, психологических и т.д. Бильгоу говорил, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что организованное взаимодействие инструктора по физической культуре с учителем-логопедом, может способствовать решению коррекционно-развивающих задач связанных с укреплением здоровья, исправлением двигательных и речевых недостатков дошкольников.
Проект является долгосрочным в ходе, реализации которого, решаются задачи по приобретению необходимых двигательных навыков и совершенствованию речевых умения.
Балансировочная доска и рокерборд являются для детей игровой формой работы, стимулирующие их к достижению цели упражнения, способствующие развитию, обеспечивающие положительный эмоциональный фон.
Объект проектной деятельности.
Дети с несформированной звуковой и смысловой стороной речи, выражающейся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов, связной речи и нарушением двигательной координации.
Предмет проектной деятельности.
Упражнения с применением балансировочной доски мозжечковой стимуляции Бельгау и тренажера рокерборд увеличивают эффективность занятий по устранению дефектов речи и отставанию в двигательном развитии.
Цель проекта.
Коррекция речевых нарушений через развитие двигательной сферы дошкольников с ОНР.
Задачи проекта.
- формировать двигательные умения и навыки, укреплять костно-мышечный аппарат, правильную осанку, походку, развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать слуховое, зрительное, пространственное восприятие;
- поддерживать у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных действий;
- побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Форма организации проектной деятельности:
- Диагностика;
- Индивидуальная работа;
- Подгрупповые занятия;
- Работа в парах.
Тип проекта
- По составу участников: подгрупповой.
- По сроку реализации: долгосрочный.
- По целевой установке: информационно – практико – ориентированные.
Участники проекта:
- Воспитанники с общим недоразвитием речи;
- Инструктор по физическому воспитанию;
- Учитель-логопед
Ресурсы (материально-техническое оснащение проекта)
- Рокерборды;
- Балансировочная доска;
- Тактильные мячи:
- Тканевые мешочки различного цвета и массы;
- Мяч-маятник закреплен на шнурке к потолку;
- Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами;
- Мишень, с разметкой.
Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию.
I этап – подготовительный: август - сентябрь 2019 г. Проведение диагностики, изучение материалов и литературы по теме, приобретение необходимого оборудования, составление картотеки упражнений.
II этап – практический: октябрь 2019 г. - май 2020 г. Проведение коррекционно-развивающих занятий. Прежде чем приступить к упражнениям на доске, часть упражнений с мячом и мешочками отрабатываются на ровной поверхности.
III этап – аналитический: май 2020 г. Итоговая диагностика, анализ полученных результатов.
Поэтапный план реализации проекта
I этап – подготовительный (организационный) август-сентябрь 2019 г. Цель: раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта, распределение функциональных обязанностей между участниками проекта | ||||
Мероприятия | Сроки | Ответственный должность | ||
Сбор информации по теме, изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике. | Август 2019 г. | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре | ||
Проведение диагностирования детей, анкетирование родителей и воспитателей на определение актуальности проекта. | Сентябрь 2019 г. | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре | ||
Приобретение необходимого оборудования. | Сентябрь 2019 г. | Старший воспитатель | ||
Информирование родителей о результатах диагностики, предстоящей деятельности. | Сентябрь 2019 г. | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре | ||
Составление картотеки упражнений | Сентябрь 2019 г. | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре | ||
Составление плана основного этапа | Сентябрь 2019 | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре | ||
II этап – практический (основной) октябрь 2019г. - май 2020 г. Цель: реализация основных мероприятий проекта (все занятия проводятся с использованием балансировочной доски или рокербордов) | ||||
Сроки | Мероприятия | Ответственный | ||
октябрь | «Путешествуем с друзьями». Разучивание комплекса упражнений с речевым сопровождением. | Инструктор по физической культуре. | ||
1 неделя | ||||
Игра, «Какого цвета?». Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках. | Учитель-логопед | |||
2 неделя | «Поиграем пальчиками». Нормализация мышечного тонуса рук, равновесия, развитие тонкой двигательной координации. | Инструктор по физической культуре. | ||
«Послушный ветерок». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания | Учитель-логопед | |||
3 неделя | Самомассаж «Здоровым будь». Снятие мышечного напряжения, повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям | Инструктор по физической культуре | ||
Артикуляционная гимнастика «Язычок в зоопарке». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. | Учитель-логопед | |||
4 неделя | Игра «В зоопарке». Работа над устранением нескоординированных, скованных движений. | Инструктор по физической культуре | ||
«Поиграем, посчитаем». Работа над усвоением порядковых числительных. | Учитель-логопед | |||
5 неделя | «Каждый день с друзьями». Нормализация мышечного тонуса, развитие статической выносливости. | Инструктор по физической культуре | ||
Артикуляционная гимнастика «В гостях у сказки». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. | Учитель-логопед | |||
ноябрь | Самомассаж «Будем здоровы». Снятие мышечного напряжения, повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. | Инструктор по физической культуре | ||
1 неделя | ||||
Фонетическая разминка «Зарядка с гласными». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания. | Учитель-логопед | |||
2 неделя | Малоподвижная игра «Съедобное несъедобное». Развивать мышление, внимание. | Инструктор по физической культуре | ||
Артикуляционная гимнастика «Язычок на прогулке». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. | Учитель-логопед | |||
3 неделя | «Мы веселые игрушки». Упорядочение темпа движений, воспитание реакции на словесные инструкции. | Инструктор по физической культуре | ||
Дыхательная гимнастика «Тише дети, не спешите и спокойно подышите». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания | Учитель-логопед | |||
4 неделя | Игра «Птицы». Нормализация мышечного тонуса, развитие статической выносливости, равновесия. | Инструктор по физической культуре | ||
Упражнения с мешочками. Различать и дифференцировать предметы по весу и цвету. | Учитель-логопед | |||
декабрь | Упражнения с мячами. Развитие тонких двигательных координаций. | Инструктор по физической культуре. | ||
1 неделя | ||||
Упражнения с мячами. Формирование словарного запаса по лексической теме «Дикие животные». | Учитель-логопед | |||
2 неделя | Занятие «Поможем лесным животным». Развитие синхронного взаимодействия, воспитание реакции на словесные инструкции. | Инструктор по физической культуре | ||
Фонетическая разминка «Шипящая зарядка». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания. | Учитель-логопед | |||
3 неделя | «В гости к Деду морозу». Нормализация мышечного тонуса, упорядочение темпа движений. | Инструктор по физической культуре | ||
«Путешествие в зимний лес». Формирование речевого дыхания, расширение словаря по теме. | Учитель-логопед | |||
январь | Самомассаж «Здоровым будь». Снятие мышечного напряжения, повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям | Инструктор по физической культуре | ||
3 неделя | ||||
«Волшебная палочка». Развивать умения различать пространственные признаки. | Учитель-логопед | |||
4 неделя | «Живой алфавит». Развивать синхронное взаимодействие между движениями и речью. | Инструктор по физической культуре | ||
Упражнения с фактурными мячами. Развитие тонкой моторики. | Учитель-логопед | |||
5 неделя | Игровая разминка «Руки-ноги». Выработка переключаемости движений, воспроизведение различных поз. | Инструктор по физической культуре | ||
Фонетическая разминка «Свистящая зарядка». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания. | Учитель-логопед | |||
февраль | «Замри – запомни, повтори «оживи». Формирование двигательных навыков, развитие координации. | Инструктор по физической культуре | ||
1 неделя | ||||
Артикуляционная гимнастика «Язычок идет в гости». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. | Учитель-логопед | |||
2 неделя | Самомассаж «Здоровячек». Снятие мышечного напряжения, повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям | Инструктор по физической культуре | ||
Упражнения с мячом-маятником. Развитие координации движение, внимания, синхронного взаимодействия между движениями. | Учитель-логопед | |||
3 неделя | День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает. Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. | Инструктор по физической культуре | ||
Фонетическая разминка «След в след». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания. | Учитель-логопед | |||
4 неделя | Занятие «Аты-баты». Формирование двигательных умений и навыков, укрепление костно-мышечного аппарата | Инструктор по физической культуре | ||
Рассказ по рисунку о том, что вижу. Развитие связной речи. | Учитель-логопед | |||
март | «Разведчики». Тонких двигательных координаций. | Инструктор по физической культуре | ||
1 неделя | ||||
Игра в окончания. Развивать речевое внимание, умение изменять слова. | Учитель-логопед | |||
2 неделя | «Дополни, повтори». Развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений. | Инструктор по физической культуре | ||
Артикуляционная гимнастика «В гости к бабушке с дедушкой». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. | Учитель-логопед | |||
3 неделя | Самомассаж «Будем здоровы». Снятие мышечного напряжения, повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям | Инструктор по физической культуре | ||
Фонетическая разминка «Звуковички». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания. | Учитель-логопед | |||
4 неделя | «Колдунчики». Способствовать формированию двигательных умений и навыков | Инструктор по физической культуре | ||
Игра «Спрятанное слово». Расширение и активизация речевого запаса детей. | Учитель-логопед | |||
апрель | Игра «Рыбаки и рыбки». Закреплять устойчивость, меткость. | Инструктор по физической культуре | ||
1 неделя | ||||
Упражнения с использованием мячей разной фактуры и цвета. Развитие тонкой моторики, внимания, тактильных ощущений. | Учитель-логопед | |||
2 неделя | «Весеннее путешествие». Формирование полноценных двигательных навыков. | Инструктор по физической культуре | ||
Упражнения с цветной планкой. Различать и дифференцировать различные предметы. | Учитель-логопед | |||
3 неделя | «Игра в превращения». Развитие двигательной координации, переключаемости, нормализация мышечного тонуса. | Инструктор по физической культуре | ||
Артикуляционная гимнастика «Теремок». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. | Учитель-логопед | |||
4 неделя | Самомассаж «На прогулке». Снятие мышечного напряжения, повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям | Инструктор по физической культуре | ||
«Путешествие в весенний лес». Формирование речевого дыхания, расширение словаря по теме. Образование наиболее употребляемых притяжательных прилагательных. | Учитель-логопед | |||
5 неделя | Физкультурно-речевой досуг. Совместное обобщающее занятие. | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре. | ||
III этап – Заключительный (аналитический) май 2020 г. Цель: определение результативности проведенной работы | ||||
Мероприятия | Сроки | Ответственный ФИО, должность | ||
Итоговая диагностика | Май 2020 г. | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре | ||
Обобщение материалов полученных в результате реализации проекта | Май 2020 г. | Учитель-логопед, инструктор по физической культуре |
Конечный продукт проекта (ожидаемый результат).
Данная программа в целом представляет собой набор простых упражнений, но при этом детям необходимо балансировать на доске. Достижение поставленных целей достигается путем многозадачных упражнений на координацию движений в сочетании со звуковыми и речевыми упражнениями.
Игровые занятия полезны для развития дошкольников во всех направлениях не исключая развития речи.
Используя данный метод, мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, включая в процесс различные анализаторы, позволяющие достичь желаемого результата.
Критерии оценки эффективности реализации проекта (диагностический инструментарий).
Диагностический инструментарий речевых показателей составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.
Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики уровней развития речи: высокий, средний, низкий.
Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития ребенка и скорректировать работу с группой воспитанников. Инструктор по физической культуре проводят мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников два раза в год. Первичный мониторинг проводится в начале учебного года, при котором выявляются стартовые условия, определяются достижения ребенка, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь педагога. На основе этого определяются задачи работы, и проектируется образовательный маршрут ребенка на год. В конце учебного года проводится итоговый мониторинг, по результатам которого оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.[6]
Для удобства в совместной деятельности нами было решено оценивать показатели в ноль один или два балла.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
Так как дети, участвующие в проекте не проходили, медицинское обследование их нарушения могут носить органических характер и иметь осложненную форму недоразвития речи неврологические и психопатические синдромы,[7] которая с трудом поддается коррекции без медикаментозного воздействия.
Если в процессе работы будут выявлены дети с отсутствующей или вялотекущей динамикой родителям будет рекомендовано обратиться в медицинскую организацию для уточнения неврологического статуса.
Список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
- Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е испр. и допол. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2014. – 279с.:ил. – (Коррекционная педагогика)
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
Интернет источники:
- https://lektsia.com/6x6f0e.html
- https://cyberleninka.ru/article/n/neyrotransmitternaya-organizatsiya-i-funktsionalnoe-znachenie-mozzhechka/viewer
- https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr
- http://cpk.edu35.ru/prostoj-spisok/612-metodichka-po-fizo-docx/file
[1] Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
[2] Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.
Муниципальное казенное дошкольное учреждениеДетский сад №28 «Сар-Герел» Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"
Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...
Нейропсихологические методы и приемы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Презентация для выступления на педсовете на тему: "Нейропсихологические методыи приемы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"...