Методическая разработка "Игровые техники с использованием песочного светового стола в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данной работе представлены игровые техники с песочным световым столом,которые можно использовать как на индивидуальных занятиях ,так и на подгрупповых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
учителя-логопеда Ботяковой Ю.А.
ГБДОУ д/с №86 Красносельского района по теме:
«Игровые техники с использованием песочного светового стола в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ»
Санкт-Петербург
2024
Тема методической разработки: «Игровые техники с использованием песочного светового стола в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ»
Актуальность: Игры с песком – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольного внимания и памяти.
Технология использования песочного светового стола отличается простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, я использую игровые техники с песочным световым столом как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Использование светового стола обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми с ТНР. Используя эту технологию, логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над лексикой, грамматикой, слоговой структурой и решать многие другие задачи.
Благодаря играм с песком на световом столе у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимается мышечная напряженность; пополняется словарь; формируется связная речь, автоматизируется правильное произношение звуков речи.
Цель: успешное освоение коррекционно-образовательных задач детьми с ТНР посредством логопедических игр и упражнений с использованием светового песочного стола.
В процессе логопедической работы я ставлю следующие задачи:
- развивать диафрагмальное дыхание;
- автоматизировать поставленные звуки;
- развивать фонематический слух;
- формировать звуко-слоговую структуру слова;
- обучать грамоте;
- активизировать и обогащать словарь;
- формировать лексико-грамматические категории языка;
- развивать связную речь;
- формировать психологическую базу речи ребенка (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать у детей способы коммуникации в совместных играх.
Оборудование и материалы:
Световая песочница с разноцветной подсветкой размером 50х40х10 см.
Кварцевый и кинетический песок.
Коллекция миниатюрных фигурок (персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.),
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы, камешки Марблс), картинки на разные звуки.
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)
Представляю логопедические игры и упражнения , которые я использую в своей работе на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
1. Развитие мелкой моторики
Работу всегда начинаем с проговаривания правил игры в песочнице , выполняем упражнения на развитие мелкой моторики.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию
Игра «Отпечатки ладошек»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Содержание.
Разровнять поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.
Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?». После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по- другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»
Игра «Действия с песком»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Сжать песок в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т.
Игра «Рисунки на песке»
Продолжая тему развития мелкой моторики, предлагается рисование на песке.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
«Дорожки»
Начинаем с простых прямых линий. «Дорожка для слоненка к его домику». Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности.
«Заборчики», которыми мы огораживаем все, что лежит в песочнице.
«Дожди». Еще одна возможность отработать вертикальные линии.
«Лесенки». Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
«Волны» являются модифицированными дорожками и их вполне первоначально можно называть именно так.
Игра «Змейка
Цель: развитие тактильной чувствительности Содержание.
- Проскользнуть ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложить «трассы»;
- пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Игра «Пуговичный массаж»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
Предложить ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.
- Можно спрятать в песок различные фигурки, бусинки, монетки, шиш
Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев, снятие напряжения с мышц пальцев рук
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно -использование нейропсихологических приёмов)
При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
Упражнение 1.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Упражнение 2.
Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
Упражнение 3.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
Упражнение 4.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
Упражнение 5.
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» -
«Ушки», «Колечки», «Один пальчик-все пальчики»).)
Упражнение 6.
Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
2. Артикуляционные упражнения
Во время выполнения артикуляционных упражнений тоже используем световую песочницу. Дети самостоятельно выбирают свой любимый цвет.
Когда одновременно и синхронно выполняются движения речевого аппарата и рук - это само по себе трудновыполнимо, а если движения рук выполнять с песком, то в работу включаются практически все отделы коры больших полушарий головного мозга и происходит межполушарное взаимодействие, что позволяет развивать ребёнка или корректировать проблемы в различных областях. Я считаю, что если такую работу вести систематически, то логопедическая коррекция сократится в несколько раз.
«Окошко»
Рот широко открывается-закрывается, в песке одновременно кистями рисуем окно – засыпаем его песком, снова рисуем - засыпаем.
«Наказать непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
«Лопатка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент под счёт производим ладонью ведущей руки «копательные» движения в песке.
«Расчёска»
Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Горка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык «Горкой», в это время под счёт набираем в кулачки песочек и насыпаем горку.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Оближем губки»
Рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны, одновременно руками делаем круговые движения на песке.
«Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бла-бла-бла», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
3. Развитие диафрагмального дыхания
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
- набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;
- выдыхай медленно и плавно;
- старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
Упражнение 1. «Выровни дорогу»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
Упражнение 2. «Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Упражнение 3. «Ямка»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
Упражнение 4. «Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Упражнение 6. «Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Упражнение 7. «Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
4.Автоматизация звуков
Широко использую игры с песком при автоматизации поставленных звуков.
Упражнение 1. «Сильный мотор»
Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
Упражнение 2. «Рычит тигренок»
Произносить звук Рь, проводя мизинцем дорожку по песку.
Упражнение 3. «Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
Упражнение 4. «Дорожка»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
Упражнение 5. «Совпадение»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
5.Развитие фонематического слуха и восприятия, дифференциация
Упражнение 1. «Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
Упражнение 2. «Слоговые дорожки»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
Упражнение 3 «Два города»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
Упражнение 4. «Путешествие в зоопарк»
Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Возьмем, к примеру, звуки [с] – [ш]. Выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, шиншиллы, шимпанзе, шмеля, лягушки, мыши, летучей мыши, сайгака, скунса, свиньи, саламандры, опоссума, барсука, сокола и т. п. После обозрения дети должны разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком- оппозиционером.
Упражнение 5. «Водолаз»
Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Упражнение 7. «Назови звук»
Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м- мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
Упражнение 8. «Два моря»
Песочница с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
Упражнение 9. «Какой отличается?»
Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са -ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Если ребенок правильно называет «лишний слог», откапывает игрушку из песочницы. Кто больше откапает игрушек, тот победил.
6.Формирование слоговой структуры слова
Упражнение 1. «Полоски»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
Упражнение 2. «Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Упражнение 3. «Раздели слово на слоги»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и/или вертикальными полосками делит его на слоги.
Упражнение 4. «Художник»
Логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
7.Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение 1. «Подбери слово»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Упражнение 2. Создание игровых ситуаций для упражнения в речи грамматических категорий:
- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
- приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)
8.Подготовка к обучению грамоте.
Анализ слова и предложения.
Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром и сухом песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; звукобуквенный анализ слов различной сложности
Упражнение 1. «Напиши на песке»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
Упражнение 2. «Узнай букву»
Песочницу можно использовать для нахождения определенной
буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры
«Волшебный мешочек»).
Упражнение3. «Буква потерялась»
Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
Упражнение 4. «Буквы»
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке пишут печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Упражнение 5. «Составь слово»
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Упражнение 6. «Напиши на песке, преврати в другое слово»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).
Вывод: Таким образом, игровые техники с использованием песка считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации поставленных звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/12/picture-607435-1628750126.jpg)
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"
В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-467704-1443801185.jpg)
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-1258254-1598534594.jpg)
Использование "Песочной азбуки" в корекционно-развивающей работе учителя-логопед
Опыт коррекционо-развивющей работы с песком....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-992026-1515321840.jpg)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-1009143-1675252801.jpg)
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-1496673-1700516457.jpg)
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...