Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии

Коваленко  Ирина Александровна
Занятие направлено на развитие умения детей составлять краткий описательный рассказ о насекомом-бабочке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с ОНР

Составление описательного рассказа «Бабочка».

Цель:  Формирование    элементарных представлений о насекомых (божья коровка, муравей, пчела, бабочка).. Расширять арсенал вербальных и невербальных средств коммуникативного реагирования.

Задачи: Учить детей рассматривать предметы окружающей действительности; формировать умение описывать насекомых, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. Расширять арсенал вербальных и невербальных средств коммуникативного реагирования.

 Упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам; закреплять знания о частях тела насекомых; активизировать и расширять словарь детей по теме.

.Коррекция слухового восприятия,  внимания  к инструкции говорящего; точности  и координированности   движений на уровне речевой и артикуляторной  моторики.

Воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

Воспитывать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества

Ход

Логопед. Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте  поздороваемся с ними и друг с другом

Эмоционально- коммуникативная игра  «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ! (3 раза топают ножками)

Здравствуйте, щеки! Плюх-плюх-плюх! ( 3 раза слегка хлопают по щекам)

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!  (круговые движения по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип! (3раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! Привет! (протягивают вперед руки ладонями вверх,машут).

Логопед: Ребята, какое время года наступило?  Дети: Весна.

Логопед: В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдем в гости к этим маленьким жителям. А живут они на лесной полянке. Согласны?

Но для начала, чтоб правильно и чисто говорить,  нам необходимо сделать гимнастику для нашего язычка.

- Бабочка села на цветок, чтобы полакомиться нектаром. Высовывание языка вперед-назад. («Иголочка») - После поцелуя цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу ( «Вкусное варенье») - Бабочка «поцеловала» облетевший цветок, «Поцелуйчик» - А затем пропела задумчивую песенку: медленно открывать и закрывать рот; то же с откидыванием головы назад. - Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до 5 ( 1 -5 раз). - Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счет на нижней губе. («Блинчик»).
 
II.Вводная часть.

Логопед:

Посмотрите, ребята, мы с вами попали на поляну. Как сильно печет солнце! Давайте наденем солнцезащитные очки. (дети « надевают» очки)

·  Упражнение для пальцев «Очки»

Логопед: Посмотрите, что это мы с вами нашли?

Дети: Это полянка (Сухой бассейн(можно нарезать коктейльных трубочек мелко- зеленого и желтого цвета- у меня такой сделан) с насекомыми.)

Логопед: Правильно, но посмотрите, в нём кто-то спрятался. Кто это?(бабочка, муравей, пчела, божья коровка).  (Дети ищут и называют насекомых по инструкции логопеда).

Как можно назвать их всех вместе?

Насекомые. Чтобы уберечься от зимнего холода  насекомые спрятались  и спали под корой всю зиму до теплой весны. Давайте , мы возьмём насекомых и положим ближе к весеннему солнышку.

(Дети достают из пенёчка по одному насекомому, называют его и кладут к солнышку, одновременно спрашивать у детей действия: порхает (кто?); жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает.

Логопед: Насекомые бывают разной величины, большие и маленькие. Будем называть маленьких насекомых. Я называю вам насекомое, а вы отвечаете, например: Это не паук, а паучок.

Это не жук, а жучок.     Это не комар, а комарик.

Это не муравей, а муравьишка.   Это не стрекоза, а стрекозка.

Это не пчела, а пчелка.

А чтобы еще больше узнать о насекомых, мы будем учиться сочинять о них рассказы.

3. Рассматривание насекомого (бабочки).

Логопед выставляет на доску картинку с изображением бабочки.

  • Кто это?
  • Какие части тела вы можете назвать?
  • Что вы можете сказать о крыльях бабочки, какие они? (Большие, цветные, красивые, разноцветные.)
  • Где чаще всего можно встретить бабочку? (На лугу, в поле, на клумбе.)
  • Чем питается бабочка? Как она это делает?
  • Как передвигается? (Летает, порхает.)
  • Пользу или вред приносит окружающей среде?

- Я думаю, что вы немножко устали  , надо нам  отдохнуть

Логоритмическая физминутка «Бабочка»

И. П. Сидят на корточках, руки под ушко - спят.

Утром бабочка проснулась,- встают

Улыбнулась, потянулась, потягиваются и улыбаются

Раз - росой она умылась, имитируют умывание

Два - изящно покружилась, кружатся, машут крыльями

Три - нагнулась и присела, наклоняются и присаживаются

На четыре - улетела. бегут на месте, машут крылышками

Последние две строчки повторяются два раза

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Логопед: -Ребята, бабочке будет очень приятно, если мы сможем рассказать о ней все, что узнали с вами. Предлагаю представить себя писателями. Вам нужно написать небольшой рассказ о бабочке. Лучший рассказ приветствуется громкими аплодисментами!.

Объяснение схемы описания.

Логопед показывает детям схему описания насекомых и подробно рассказывает о том, как нужно строить свой будущий рассказ.

Логопед: Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:

  • какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т.д.);
  • где оно живет (улей, муравейник, листья, трава);
  • чем питается (нектаром, листьями, корой деревьев);
  • как передвигается (с помощью лап или крыльев);
  • вред или пользу приносит окружающей среде.

Составление по схеме рассказа о бабочке. (после каждого рассказа дети оценивают друг друга: если понравился рассказ- аплодируют)

Бабочка

Это бабочка. У нее есть голова, лапки, крылья, брюшко и усики. Бабочка - это летающее насекомое. Бабочку можно увидеть там, где много цветов. Ее усики ловят запахи цветов. Питается бабочка нектаром, который она берет из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.

 

7. Итог занятия.

Логопед: Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? С кем мы там встретились и о ком говорили сегодня? Что вам понравилось? Что было трудным для вас?

В награду дети получают эмблемы с бабочкой, которая является самым добрым и любимым насекомым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Составление описательных рассказов о лесных животных.- Закрепление представлений о диких животных наших лесов и их детенышах - Упражнение в словообразовании сложных прилагательных способом сложен...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлен конспект фронтального занятия поразвитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР на тему "В зимнем парке"...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие к далеким планетам».

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.С давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта ...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Развитие всех компонентов устной речи детей по теме посуда....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...