конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Составление описательных рассказов о лесных животных.
- Закрепление представлений о диких животных наших лесов и их детенышах
- Упражнение в словообразовании сложных прилагательных способом сложения основ
- Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ьи
- Составление самостоятельных кратких описательных рассказов о животных с опорой на план.
- Развитие общей моторики.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие творческого воображения, подражательности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление описательных рассказов о лесных животных.
Цели: - Закрепление представлений о диких животных наших лесов и их
детенышах».
- Упражнение в словообразовании сложных прилагательных способом
сложения основ
- Упражнение в образовании и употреблении притяжательных
прилагательных на –ий, -ья, -ьи
- Составление самостоятельных кратких описательных рассказов о
животных с опорой на план.
- Развитие общей моторики.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие творческого воображения, подражательности.
Оборудование: Иллюстрация к сказке «Как олененку маму искали»,
предметные картинки с изображением диких животных;
изображения домиков животных: дупла, норы, чащи леса.
План-схема для составления описательного рассказа.
Аудиокассета «Звуки леса».
Корзинка с орехами.
Предварительная работа: чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Еж», «Белки», «Как заяц зимует», «Медведи», «Медвежья семья», «В берлоге»….энциклопедия «Все о животных»
Упражнение в подборе признаков и действий к зверям, образование родственных слов от названия зверей, отгадывание загадок о зверях, прослушивание голосов животных на аудиокассете, составление описания зайца и белки.
Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Дети входят в группу, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в лесную сказку, которая называется «Как олененку маму искали». Ну а теперь начнем наше путешествие. Сначала отгадаем загадки и узнаем, кто живет в нашей сказке.
1. С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол -
И в дупло убежал. (Белка)
2. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
3. Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Еж)
4. Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
2. Рассказывания сказки логопедом. Развитие творческого воображения, слухового внимания
- Молодцы! А теперь в сказку (логопед выставляет иллюстрацию к сказке, включается аудиокассета «Звуки леса»)
Однажды девочка собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
- Мама! Мама!
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
- Что случилось? Ты потерялся?
- Да, я потерял маму.
- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?
- Нет, - горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
- Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
- Нет, - продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:
- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
- Нет, - продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
- Нет! Нет, - зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха.
- Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? – поинтересовалась она.
- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?
- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?
- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.
3. Физминутка. Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
Логопед ведет диалог с детьми и параллельно раскладывает предметные картинки с изображением животных на ковре в форме круга изображением вниз)
- Ребята, вам понравилась сказка?
- А сейчас вы превратитесь в маленьких лесных зверят, и окажетесь в волшебном лесу. Вставайте в круг на ковре, будем произносить волшебные слова:
Дети:
Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)
Звери шли к себе домой.
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полуприседе.)
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамой белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки.)
Барсучиха вела за собой барсучат, (Крадутся большими шагами.)
Все мамы и дети домой хотят. (Поворачиваются лицом в круг)
Во время Физминутки воспитатель выставляет изображения жилищ животных (нора, дупло, чаща леса)
4. Игра «У кого кто!»
Логопед: Ребята, вы превратились в детенышей лесных зверей. Переверните карточку перед собой и узнаете кто вы.
- Кто у ежихи? (ежата)
- Кто у бельчихи? (бельчата)
- Кто у зайчихи? (зайчата)
- А у медведицы? (медвежата)
- А кто у барсучихи? (барсучата)
5. Игра «Прятки» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных
- Ребята, а кого боятся все дикие животные? (охотника) Повернитесь к своим домикам. Теперь подумайте, кто из вас и в каком домике спрячется от охотника, и когда я закрою глаза - прячьтесь.
Раз, два, три, четыре, пять,
Малышей иду искать.
Логопед подходит к домикам:
- Чье дупло? (Беличье)
- Чья нора? (Барсучья, ежиная)
- А чаща леса, чей дом? (Медвежий, заячий)
6. Игра «Назови себя!» - словообразование сложных прилагательных путем сложения основ
- Молодцы, зверята! А сядет на стульчик, тот зверек, кто правильно назовет себя.
Для зайца: Какой ты, если у тебя длинные уши - длинноухий
если у тебя короткий хвост – короткохвостый
Для белки: Какая ты, если у тебя рыжий хвост - рыжехвостая
если ты трудиться любишь – трудолюбивая
Для ежа: Какой ты, если у тебя короткие лапки - коротколапый
если
Для медведя: Какой ты, если у тебя громкий голос – громкоголосый
если у тебя крупная голова – крупноголовый
Для барсука: Какой ты, если у тебя жесткая шерстка – жесткошерстный
если ты все ешь - всеядный
7. Коллективное повторение плана описания животного.
- Ребята, вспомните, что помогло олененку найти свою маму? (то, что олененок знал, как выглядит его мама)
- А вы сможете рассказать о своих лесных мамах? (да)
- Давайте вспомним последовательность рассказывания. (Перед детьми выставляется план-схема описания животного)
8. Короткие самостоятельные описания лесных животных с опорой на план.
- А теперь попробуйте составить описательные рассказы о своих мамах с опорой на план.
Дети выходят и составляют описательный рассказ с опорой на план.
9. Итог.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку.
Лесные звери,
Встаньте вкруг!
И лишь круг вы обойдете,
Снова в группу попадете.
Вы в детишек превращайтесь
И такими оставайтесь!
Выключаются «Звуки леса».
Логопед обращает внимание детей на елочку, под которой оказалась корзинка. Дети заглядывают в нее и находят гостинчик от белочки – вкусные орешки и записку:
« Вы орешками наслаждайтесь, подкрепляйтесь,
К себе в группу возвращайтесь»
Дети угощаются орешками и выходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.
В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".
Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»
Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Признаки весны».
Развитие речи в подготовительной группе по теме: "Признаки весны" . Использование поговорок, пословиц, рассказ по картинкам....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Занятие направлено на развитие умения детей составлять краткий описательный рассказ о насекомом-бабочке. ...