«Использование сенсорных коробок в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Балахонкина Альбина Наильевна

Сейчас возрастает роль сенсорного воспитания. В наше время требуется новый уровень развития процессов познания. Для этого необходимо развивать восприятие, умение быстро переключать внимание, а также умение работать с информацией.

Дошкольный возрастной этап наиболее благоприятен для развития органов чувств, у ребенка происходит активное накопление знаний об окружающем мире. Одним из универсальных развивающих пособий для сенсорного развития и мелкой моторики является сенсорная коробка. Данное пособие позволяет исследовать материал и предметы различных структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sensornyh_korobok.docx402.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование сенсорных коробок в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Сейчас возрастает роль сенсорного воспитания. В наше время требуется новый уровень развития процессов познания. Для этого необходимо развивать восприятие, умение быстро переключать внимание, а также умение работать с информацией.

Дошкольный возрастной этап наиболее благоприятен для развития органов чувств, у ребенка происходит активное накопление знаний об окружающем мире. Одним из универсальных развивающих пособий для сенсорного развития и мелкой моторики является сенсорная коробка. Данное пособие позволяет исследовать материал и предметы различных структур.

Достоинством применения данного дидактического средства является следующее: во-первых, сенсорные коробки позволяют формировать представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у детей раннего возраста; во-вторых, дети знакомятся с природными и искусственными материалами различной текстуры; в-третьих, у детей развивается мелкая моторика, что помогает развитию речи.

Мы, педагоги подготовительной группы ТНР активно используем в работе сенсорные коробки. С их помощью формируются знания о внешних свойствах предметов и материалов, происходит развитие мелкой моторики, познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), а также речи воспитанников через тактильные ощущения. Проговаривая свои тактильные ощущения, ребенок сравнивает их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

При выборе наполнителя необходимо учитывать следующее: чем младше по возрасту ребёнок, тем крупнее должен быть наполнитель. При выборе мелкого наполнителя ребёнок должен находиться под присмотром взрослого.

В качестве дополнительного материала можно использовать:

1. Предметы небольшого размера (фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов или конструктора, кубики, геометрические фигуры, пластиковые буквы, цифры и др.).

2. Различного рода ёмкости и вспомогательные предметы для игры (стаканчики, миски, кастрюльки, сито, пинцет, лупа и др.).

3. Инструменты для манипулирования и сортировки (сито, тарелочки, стаканы. Мерные ложки, щипцы, грабельки и др.).

Предметы для сенсорной коробки необходимо подбирать различные по форме, цвету, размеру.

Чтобы детям не наскучила игра, необходимо время от времени менять её наполнение. Следить за тем, чтобы в коробке не оставалось сломанных игрушек и другого испорченного материала. Наполнение сенсорных коробок меняется вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям.

Дети совместно с воспитателем и учителем-логопедом собирают своими руками сенсорные коробки, наполняя их различным материалом: кинетическим песком, камушками (натуральными и искусственными), ракушками, каштанами, макаронами и крупами, водой, бумагой, тканью.

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Их можно использовать при изучении различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.

В ходе использования такой методики, мы задались вопросом, как дети видят наполнение такой «коробки» в зависимости от лексической темы недели, восприятия ребёнка, его фантазии. Поэтому мы объединили детей в группы по двое, чтобы посмотреть, как дети будут использовать предоставленный материал. В итоге мы выяснили, что в зависимости от возможностей ребенка, его умения договариваться со сверстником – на одно понятие, мы получаем вариативные формы использования сенсорной коробки.

Благодаря пособию, в группе появилась некая традиция – связывать сенсорную коробку с лексической темой недели: животные жарких и холодных стран, космос, транспорт, обитатели морей и океанов и тд

Педагоги группы организовали мероприятие для родителей вместе с детьми – мастер-класс по изготовлению сенсорных коробок. Благодаря такому мероприятию родители воспитанников узнали не только о пользе такого пособия, но и смогли самостоятельно создать сенсорную коробку, подбирая материал, который по их мнению необходим для наполнения ёмкостей, а после изготовления придумывали множество игр и упражнений с использованием своих пособий.

Также, хочется отметить, простоту использования сенсорных коробок, поэтому использовать их можно и в домашних условиях! Варианты наполнения представлены выше, нужно лишь немного фантазии, благодаря которой родители могут создать развивающую среду для своих детей прямо дома.

Подводя итог, можно сказать, что данное пособие развивает мелкую моторику, влияет на развитие речи, тренирует усидчивость, сосредоточенность и внимание, расслабляет и помогает отвлечься, а также способствует развитию работе в команде. Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра, поэтому важно обучать воспитанников именно в игровой форме, превращая ученье в увлеченье.

С помощью таких коробок воспитанники не просто играют, а всесторонне психически развиваются. По нашим наблюдениям, опыт введения в группе этого пособия приносит положительные результаты – детям нравится самостоятельность выбора, разнообразие материалов, педагог лишь направляет воспитанника, поэтому игра остается привлекательной и интересной.

Данную метод можно широко использовать не только в группах для детей с ТНР, но и в общеобразовательных. Она доступна каждому педагогу для использования в своей практике обучения и воспитания детей!

Список методических материалов:

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
  2. Кириенко В. Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – Москва: Буки-Веди, 2018. – С. 31-33.
  3. Кошельченко А.С. Организация работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством исследования наглядно-дидактического материала // Интерактивная наука. – 2021. – № 4 (59). – С. 20-24.
  4. Метиева, Л. А. Удалова, Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей : [пособие] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – Москва : Просвещение, 2009. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности зля детей с ОВЗ на тему: «Помоги лесным друзьям» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Программное содержание. 1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, умение узнавать и называть их. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила.Развивать речев...

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Цель: формирование познавательной и мотивационной готовности детей к обучению в школе посредством игрового набора «Дары Фребеля».Задачи:• Развивать:- способность принимать и понимать ...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»

Цель: Развивать творческий потенциал детей через включение в различные виды  музыкальной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи «Весна-красна» с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель:Продолжать развивать связную монологическую речь через составление описательных рассказов о весне....