Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач математического и сенсорного развития в подготовительной группе компенсирующей направленности «Колосок»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskih_sposobnostey_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_4.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач математического и сенсорного развития в подготовительной группе компенсирующей направленности «Колосок»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развивать умения выделять параметры объекта, поддающегося измерению;
- Закреплять навыки измерения величины предметов с помощью условной и стандартной мерки;
- Учить, с помощью условных мерок определять объем жидкости и сыпучих материалов;
- Формировать умения и навыки планировать и обдумывать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;
- Совершенствовать навыки счета и вычисления, умение решать логические задачи на смекалку;
- Учить отвечать полным предложением
- Формировать навыки точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления.
- Вызывать радость от открытий полученных в результате опытов.
Предварительная работа.
Рассматривание энциклопедий по экспериментированию, работа с условными и стандартными мерками, решение логических задач и задач на смекалку, работа в уголке экспериментирования
Словарная работа. Посыпка, емкость, рулетка, микстура, компресс
ХОД.
Дети заходят в группу.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся, а теперь улыбнемся нашим гостям. Смотрите, сколько приветливых улыбок мы получили в ответ, и теперь с хорошим настроением я предлагаю вам отправиться в путешествие. Нас ждет увлекательное путешествие в страну Математику. В дорогу нам понадобится взять с собой самое необходимое, что может понадобиться. Подойдите к столу и решите сами, что нужно взять. (дети выбирают необходимые предметы, объясняют для чего они нужны).
В стране Математике много дорог и тропинок. Какую дорогу выбрать? В этом нам поможет игровой кубик. Какую дорогу он укажет, по такой и пойдем. (воспитатель предлагает первому ребенку бросить кубик). Решено, идем по этой дороге, но прежде чем мы по ней пройдем, мы должны ее измерить. Какие ваши предложения? Чем мы можем измерить эту дорогу?
Дети. Дорогу можно измерить метром, шагами, рулеткой, веревкой, песнями, временем.
Мы будем измерять ее вашими, детскими шагами, и будем их считать. (Дети идут по дорожке и в конце ставят карточку с цифрой соответствующей количеству шагов). Посмотрите, мы попали с вами в гости к доктору Айболиту. (На столе расположены две темные емкости, миски для сбора жидкости, мерные стаканы)
Воспитатель. Ребята, доктор Айболит, собравшись ехать в Африку, заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, а в другом – лекарство для компрессов. Как известно, лекарство для компрессов пить нельзя, а доктор забыл подписать бутылки и все перепутал. Доктор помнит одно: лекарства для компрессов было меньше, чем микстуры. Дети, как мы можем помочь доктору?
Дети: по запаху, на глаз, взвесить…
Воспитатель помогает опытным путем показать непригодность некоторых способов (например, на глаз сравнить нельзя, т.к. бутылка темная).
Вместе с воспитателем дети решают, что надо жидкость из каждого кувшина измерить меркой и сопоставить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте наполнения стакана и измеряют жидкости. Сначала из одного кувшина – желтую, затем из другого –зеленую. Дети выкладывают два ряда фишек, сравнивают их. Выясняют, что одна жидкость – микстура, другая – компресс, потому, что ее меньше, ведь Айболит помнит, что жидкости для компресса меньше. Воспитатель предлагает детям подписать бутылки. Дети делают две надписи: «ОТ КАШЛЯ» «КОМПРЕСС» и приклеивают на бутылки.
Воспитатель. Ребята, чтобы дальше продолжить свой путь, нам необходимо вернуться на исходную позицию.
Бросается кубик, выбирается следующая дорожка. Воспитатель предлагает ребятам решить каким образом мы будем ее измерять. Дети предлагают и принимается решение измерять условной меркой – лентой, отмеряя отрезки мы ставим фишки и в конце пути считаем сколько фишек получилось. В конце дорожки ставится цифра, соответствующая количеству фишек, такова длина дорожки.
Эта дорожка длинною в … фишек привела нас на остров Часов. Сегодня я расскажу вам об одном важном предмете, который помогает нам определить время. Раньше люди определяли время по положению солнца, потом они придумали солнечные часы (показывает). Но в пасмурные дни такие часы не могли помочь. Через некоторое время люди придумали песочные часы (показывает). Песок пересыпается из одной баночки в другую за определенное время – 1, 3, 5 и больше минут. Но людям захотелось измерить время еще более точно. И тогда они придумали особый механизм, который называется просто – часы. У всех есть свои часы и у нас в группе есть часы. Что можно измерить с помощью часов? (Ответы детей: работу, игру, дорогу…). Да все верно, но время нужно беречь, поэтому не будем тратить время даром и отправляемся в обратный путь. Бросаем кубик, выбираем дорожку и решаем, как будем ее измерять. Измеряем шагами взрослого человека. В конце ставим цифру, соответствующую количеству шагов.
Воспитатель. Дорожка привела нас к игре «Магический квадрат». Сейчас мы делимся на две команды. Каждая команда получает свое задание: нужно расставить в пустые клетки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям получилась у одних цифра 9, у других цифра 10. Все время, пока дети работают, воспитатель измеряет песочными часами время работы обеих команд, выкладывая фишки на доске 1 – минута – 1 фишка. В конце дети считают фишки и определяют, сколько минут у них ушло,на выполнение задания и какая команда была быстрее.
С исходной позиции, бросив кубик и определившись с дорожкой, отправляемся в путь, измеряя дорожку прыжками одного ребенка, выставляя кубики после каждого прыжка. В конце дороги делаем подсчет, что дорога была длиною в … прыжков, ставим соответствующую цифру.
Воспитатель. Эта дорога привела нас в гости к Мальвине. Мальвина решила пригласить гостей и угостить их мороженным, но вот проблема, на сколько порций мороженного хватит посыпки, что Мальвина заготовила? Как вы думаете, чем можно измерить всю эту посыпку? (ответы детей: весами, стаканом, определить на глаз. Воспитатель объясняет, что весов нет, стакана нет, а на глаз многие продукты мерить нельзя так как можно ошибиться). Попробуем измерить посыпку ложками. Известно, что на одну порцию уходит две ложки посыпки. Ваша задача измерить, сколько посыпки находится в чашке и сколько мороженного может сделать Мальвина. Насыпая в тарелочку посыпку, вы будете выкладывать фишки. Важно знать, высыпав две ложки посыпки вы должны положить одну фишку.
В конце работы дети считают сколько фишек лежит на столе и соответственно решают сколько мороженного может сделать Мальвина. Далее все возвращаются в исходную точку, где воспитатель предлагает отдохнуть перед дорогой и поиграть. Проводится динамическая пауза.
Это легкая забава-повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно-там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко, здесь видна уже сноровка,
Чтобы мышцы развивать - надо много приседать
А теперь ходьба на месте - это тоже интересно.
Воспитатель. Замечательно вы отдохнули, стали бодрыми, веселыми, жизнерадостными. Хотите продолжить наше путешествие? Тогда необходимо выбрать следующую дорогу и в путь. Дети бросают кубик, выбирают дорогу и решают, как будут ее измерять. Решено, эту дорогу измеряем сантиметром.
А ведь мы не зря измеряли ее сантиметром. Мы с вами пришли к игре «Мы портные». Сегодня вам предстоит раскроить материал на салфетки. У вас есть сантиметр, который помог в дороге, поможет он и сейчас. Длина каждой салфетки составляет 20 сантиметров. Нужно измерить и решить сколько салфеток получится из этого куска материи. Отмеряя каждые 20 сантиметров, вы проводите мелом черту. В конце работы мы узнаем сколько салфеток получится. (после измерения дети раскраивают материал на салфетки и считают их количество).
Воспитатель. Вы замечательно справились с этой работой, но время не ждет и нам нужно идти дальше. (Возвращаемся на начало пути и выясняем, что осталась последняя дорожка по которой предстоит пройти.) Каким способом вы решите ее измерить?
Дети. Стихотворением «Усатый котик».
Воспитатель. Очень интересное предложение. Дорога длиною в одно стихотворение
Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске,
Колосок, мои друзья, он усатенький как я!
Что же интересного нам предстоит узнать или увидеть здесь? А здесь вас ждет сюрприз!
(Детям раздаются призы. Далее воспитатель предлагает вернуться на начало пути и закончить игру.)
Воспитатель. Наша игра не может быть, закончена пока мы не вернулись к началу. Давайте все вместе по этой веселой дорожке вернемся. Скажите какая дорожка показалась вам самая трудная? А какая самая интересная? А по какой дорожке вы хотели бы еще раз пройти? (ответы детей). Мы обязательно с вами еще раз отправимся в это путешествие, и кто знает, сколько еще интересного мы узнаем в пути.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 18
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему:
Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач математического и сенсорного развития в подготовительной группе компенсирующей направленности «Колосок»
Воспитатели: Абаринева Т.Б.
Иванченко Е.Н.
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического совета по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности»
конспект создан для педагогического совета....
Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»
На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....
Представление опыта работы «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»
Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «...
Презентация по экологическому воспитанию детей «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности, через организацию огорода на окнеЗадачи:•поддерживат...
Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ
Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ...
«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию экспериментальной деятельности»
Мастер-классдля педагогов ДОО«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию экспериментальной деятельности»...