Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей
консультация по логопедии

Филатова Антонина Владимировна

для работы с дошкольниками по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов30.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕТРАДЬ

взаимосвязи работы

учителя – логопеда и воспитателей

Лексическая тема:  «НАШЕ ТЕЛО»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вперёд, в кулачок,

Разожмём и в кулачок.

Стоят в шахматном порядке, выполняют движения согласно тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Есть колени и спина, но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы   и виски,

И  глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Проговаривать текст,  показывая данную  часть тела.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти

Упражнение для губ «Лягушка – Слоник»

Упражнение для языка «Лошадка»

Открывать – закрывать рот, щёлкая зубами.

Попеременно «улыбка – трубочка», 5 раз.

Цокать языком 10 сек.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Где звук [Д]: в начале или в середине слова?»Дом (в начале); дупло (в начале); ведро

(в середине); бидон (в середине); дракон (в начале); дыня (в начале).

2) «Твёрдый – мягкий звук».Показать синюю пробку, если в слове первый твёрдый звук [Д]  или  зелёную, если – звук  [Дь]:  «Дом, дерево, дятел, дракон, дым, дудка, девочка».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Исправить ошибки Незнайки и сказать правильно: «Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу. Подбородок нужен кулакам».

2) Подумайте  и ответьте:  «Сколько глаз у двоих детей? (4)  Сколько ушей у троих  мальчиков? (6)  Сколько пальцев на двух  руках? (10)  Сколько пальцев на правой ноге? (5) Сколько носов у  четырёх  девочек? (4)»

6. Развитие связной речи

Составление рассказа – описания  «Наше тело».

Лексическая тема:  «СЕМЬЯ»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Кто приехал?

Мы, мы, мы!

Мама, мама – это  ты?

Да, да, да!

Папа, папа – это ты?

Да, да, да!

Братец, братец – это ты?

Да, да, да!

Ах, сестрица – это ты?

Да, да, да!

Все мы вместе, да – да – да!

Прикладывают ладонь ко лбу – «смотрят».

Ритмично хлопают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Берутся за руки, идут по кругу.

2. Развитие мелкой моторики

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Поочерёдно сгибают по одному пальчику, начиная с большого пальца.

Соединяют кисти в кулак.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для щёк и губ «Прощание»

Упражнения для языка «Дразнилка»

«Малыш сосёт соску»

Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».

Шлёпать губами по языку, произнося: «Пя-пя-пя ...», 10 сек.

Сомкнутые губы вытянуть вперёд хоботком и производить сосательные движения.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Назовите  общий звук в словах:  «Зонт – ваза – зубы – бизон: общий  звук [З];

Зина – зебра – магазин – корзинка: общий звук  [Зь]».

2) «Хлопай – топай».  На слова со звуком [З] – топать, со звуком [Зь] – хлопать: «Заяц, зеркало, зонт, зебра, зубы, зяблик, Зоя, заря, зной».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) «Чьи вещи?»Образование притяжательных прилагательных: «Юбка мамы – мамина. Шапка папы – папина. Платье бабушки – бабушкино. Брюки дедушки – дедушкины».

2) Игра «Один – много».Сестра – сёстры; брат – братья; мама – мамы; папа – папы; бабушка – бабушки; дедушка – дедушки.

6. Развитие связной речи

Составление рассказа – повествования   «Моя семья»

Лексическая тема:  «ФРУКТЫ.»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят

Краснобоки, краснощёки.

На ветвях своих высоких

Словно солнышки горят!

Лёгкие хлопки ладонями по щекам.

Руки поднять вверх.

Руки на поясе, повороты направо – налево.

Руки поднять вверх.

Соединить руки в круг над головой.

2. Развитие мелкой моторики

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Левую ладошку держат «ковшиком».

Указательным пальцем правой руки «мешают» в «ковшике».

Загибают по одному пальцу на левой руке.

Размешивают пальцем в «ковшике».

Соединим ладони,  протягивают руки вперёд.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мягкого нёба «Кашель»

Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье»

Упражнение для языка «Чистим зубки»

Упражнения для мимических мышц:

«Мы пришли в сад. Какие большие яблоки!

А какие сочные груши!

И как их много!!!

Откусили кусочек яблочка, а там червяк...»

Покашливают , 7 – 10 сек.

Языком в форме «чашечки»  слизывать варенье с верхней губы.

Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и нижние зубы.

Удивление

Восхищение

Радость

Огорчение

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.

2) Назвать первый звук в словах: «Груша [Г], слива [С], апельсин [А], лимон [Ль], банан [Б], персик [Пь], абрикос [А]».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Магазин соков».   Образование относительных прилагательных от существительных.

Сок из яблок,  какой? (яблочный). Из груш? (грушевый).  Из слив? Из персиков? Из абрикосов? Из апельсинов? Из мандаринов? Из винограда?

6. Развитие связной речи

Составление описательных рассказов о фруктах.  

Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

 

Лексическая тема:  «ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Дует, дует ветер, дует, задувает,

Жёлтые листочки с дерева срывает.

Падают листочки прямо нам под ножки.

Энергичные взмахи руками.

Имитация срывания листьев.

Наклон вперёд, руки касаются ног.

2. Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

Плавные движения ладонями.

Показать обе ладони.

Загибать по одному пальчику, начиная с

большого пальца.

Резко разжать пальцы обеих рук.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Бегемотик»

Упражнение для губ «Поцелуем маму»

Упражнение для языка  «Собачка»

Попеременно открыть – закрыть рот, 5 раз.

Воздушный поцелуй  5 раз.

Покусывать кончик языка, произнося: «та – та – та...»

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Сколько?» Сказать, сколько раз произнесён звук [О]: «О (1); О-О; О-О-О; О-О; О-О-О»

2) Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши:  «Дуб (1 хлопок), клён (1), ель (1),

сос-на (2), и-ва (2), каш-тан (2), ёл-ка (2), то-поль (2),  о-си-на (3), бе-рё-за (3), ря-би-на (3)».

3) Назвать дерево на звук: «[Д] - дуб, [К] - клён, каштан, [С] - сосна, [И] - ива, [Т] – тополь,

[Бь] - берёза, [Рь] – рябина, [Ль] – липа».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Назовите ласково маленькое деревце: «Дуб – дубочек, клён - …, осина - …, берёза - …, рябина - …, ёлка - …».

2) Назовите листочек этого дерева:  «У дуба лист  дубовый, у берёзы - …, у рябины - …,

у осины - …, у клёна - …, у каштана - …, у тополя - …, у ивы - …»

3) Сосчитаем до 5:  «Один клён, два клёна … пять клёнов.  Одна берёза, две … пять…»

4) Игра «Топай – хлопай».   Дерево лиственное – хлопать, хвойное – топать:

                                      «Берёза, дуб, ёлка, рябина, сосна, клён, тополь, ель».

6. Развитие связной речи

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Дуб и орешник».

Отгадывание загадок, чтение пословиц, стихотворений по лексической теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности.

В журнале предусмотрена как фронтальная, так и индивидуальная работа по заданию логопеда и включает в себя следующие разделы: * Тема на неделю * Упражнения на развитие артикуляционной моторики и ды...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

     Работа воспитателей с детьми по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Для этог...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе...

Журнал взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной группы к школе компенсирующей направленности

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осушествляет в ра...