Журнал взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной группы к школе компенсирующей направленности
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Данелян Мария Михайловна

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осушествляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы: оснащение развиваюшего предметного пространства в групповом помещении: взаимопосещение занятий и
совместное проведение интегрированных комплексных занятии; a также еженедельные задания.

 

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки:
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико - грамматических категории и связной речи:
• индивидуальная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журнал взаимодействия учителя – логопеда в подготовительной группе

на 2021 – 2022 уч.год

Октябрь

1 – я неделя

Лексическая тема «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»

  • активизация и актуализация словаря по теме «Овощи»
  • описание овощей по картинке (игрушке)
  • пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор. 

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан. 

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

(Дети идут по кругу, на каждое название овоща загибают по одному пальцу)

  • игра «Назови, какой, какая?» подбор признаков

Сок из помидоров — томатный

огурцов — огуречный, моркови — морковный, капусты — капустный, свеклы — свекольный, грядка с огурцами — огуречная, морковью — морковная, картофелем — картофельная, кабачками — кабачковая, тыквой — тыквенная.

  • игра с мячом «Скажи наоборот»

Я качу вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, подобрав слово - «наоборот».

Помидор круглый, а огурец … овальный.

Помидор мягкий, а огурец ... твердый.

Помидор гладкий, а огурец ... пупырчатый.

Помидор большой, а огурец ... маленький. и так далее

  • игра «Назови по-другому» (образование существительных с суффиксом -чик).

Педагог берет в руки мяч и предлагает детям образовать круг.

Я называю овощ и бросаю мяч. Вы ловите мяч и образуете слово от названия этого овоща с частицей -чик.

Например, помидор — помидорчик.

Баклажан - Баклажанчик.

Укроп - Укропчик.

Патиссон - Патиссончик.

Перец - Перчик. И так далее…

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование

«Хоботок» - «Улыбка»

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «у - и», «у - и» удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.

«Любопытный язычок»

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

«Язык здоровается с подбородком»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой»

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

2 – я неделя

Лексическая тема «Фрукты. Труд взрослых в садах»

  • расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты»
  • описание фруктов по картинке (игрушке)

Артикуляционная гимнастика

«Хомячок»

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

«Кружок»

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

 нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по

 5-6 кругов в одну и другую сторону.

«Шарики»

(поочерёдное надувание щёк)

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

 щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую

«Шлёпаем губами по языку»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. 

«Чашечка»

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

  • подвижное упражнение «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли.

Мы смородину сажали.

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор:

— Ты скажи,

Садовник наш.

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых.

Самых крупных

Спелых яблок.

Вишен Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Идут по кругу, взявшись за руки. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст

Движение правой рукой вверх - вниз. Имитируют удары молотком. Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут диалог.

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших

  • Игра «Маленькие кулинары»

Педагог раскладывает на столе плоскостные изображения фруктов и плоскостные изображения керамического горшочка, банки, бутылки, вазочки для варенья. Хочу предложить вам новую игру. Она называется «Маленькие кулинары». Сейчас вы выберите себе посуду и фрукт, положите фрукт в посуду и расскажете, что вы приготовите из этого фрукта, какое это будет блюдо.

  • Чтение рассказа Б.Житкова «Как яблоки собирают» + беседа по тексту
  • Упражнение «Фруктовое ассорти».

Педагог кладет на ковер плоскостные изображения двух банок и фруктов (апельсин, мандарин, яблоко, абрикос, персик, груша, слива, лимон). Давайте приготовим фруктовое ассорти.

В банку с белой крышкой будем укладывать фрукты, названия которых состоят из трех слогов.

В банку с красной крышкой будем укладывать фрукты, в названиях которых два слога.

Дети раскладывают изображения фруктов в соответствии с инструкцией и комментируют свои действия. 

3 – я неделя

Лексическая тема «Насекомые и пауки»

  • Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые и пауки»
  • Чтение рассказа В. Строкова «Насекомые осенью» + беседа по тексту
  • Упражнение «Назови ласково». (образование существительных с уменьшительными суффиксами).

Педагог берет в руки мяч. Эта игра называется «Назови ласково».

Я называю насекомое и качу вам мяч. Вы ловите мяч и называете насекомое ласково.

Стрекоза - Стрекозка.

Жук - Жучок.

Муха - Мушка.

Муравей - Муравьишка

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Горка» («мостик»)

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маляр»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

  • Упражнение «Стрекоза».

Летит стрекоза

Как горошины глаза.

Вверх-вниз,

Взад-вперед,

Как прозрачный самолет

Бегут по кругу, расставив руки. Руками показывают большие глаза. Сначала бегут на носочках, типом в полуприседе.

Меняют направление бега. Свободно бегают по ковру

4-я неделя

Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

  • Обобщение о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью.
  • Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
  • Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней
  • Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» (образование притяжательных прилагательных)

Педагог предлагает детям образовать круг и берет в руки мяч.

Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него.

Шея лебедя — чья шея? Лебединая шея. 

Ноги журавля — чьи ноги? Журавлиные ноги. 

Клюв утки — чей клюв?  Утиный клюв.

Крыло гуся — чье крыло? Гусиное крыло.

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

«Грибок»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.



Предварительный просмотр:

Ноябрь

1 – я неделя

Лексическая тема «Ягоды и грибы. Лес осенью»

  • активизация словаря по теме «Ягоды и грибы. Лес осенью».
  • рассматривание картины Е. Зуева «Дари лесов», беседа по ней.
  • игра с мячом «Вот какие повара!»

Берем в руки мяч. Начинается игра - Вот какие повара!

« Есть черника, земляника,

Ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,

Что из ягод нам сварить.

Я буду бросать вам мяч и начинать предложение.

Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение.

Из черники можно приготовить - черничное варенье.

Из малины можно приготовить - малиновую пастилу.

Из земляники можно сварить - земляничный джем.

Из ежевики можно сварить - ежевичное повидло. (И т. п.)

  • разгадывание ребуса

  • отгадывание загадок

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть, нет головы.(подосиновик)

Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел.

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.(белый гриб)

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные,

Самые заметные.(сыроежки)

  • игра «Перебираем ягоды»

Когда ягоды приносят из леса, их обычно перебирают, очищают от листочков, незрелых ягод, разного лесного мусора, который мог попасть в корзинку. Мы сейчас тоже переберем ягоды и делим их на слоги

клюк-ва, мо-рош-ка, брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на, зем-ля-ни-ка.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование

«Хоботок» - «Улыбка»

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «у - и», «у - и» удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.

«Качели»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком дотянуться до верних зубов, следом до нижних). Проделать упражнение 5-10 раз.

«Часики»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языкомкак можно дальше производить плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 -15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык –нижняя челюсть неподвижна.

 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому

2 – я неделя

Лексическая тема «Домашние животные»

  • расширение, уточнение словаря по теме «Домашние животные»
  • игра «Кто что делает?»

берем маленький мячик. Расскажите, как подают голос домашние животные, что они делают.

корова кричит: «Му!» — Корова мычит. Я качу вам мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч, катите его мне и заканчиваете предложение.

Лошадь кричит: «И-го-го!» - Лошадь ржет.

Коза кричит: «Ме!» - Свинья хрюкает.

Собака кричит: «Гав! Гав!» - Собака лает. (И т. п.)

Артикуляционная гимнастика

«Орешек»

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

«Шлёпаем губами по языку»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

«Чашечка»

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

  • Подвижная игра «Кони».

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой.

Их посчитаем еше раз с тобой.

Черный как уголь, белый как снег.

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой

Идут по кругу с высоким подниманием колена. На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках. Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена.

Вновь загибают пальцы

  • Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

берем в руки мяч среднего размера.

Рога быка — чьи рога? - Бычьи.

Голова собаки — чья голова? - Собачья.

Вымя коровы — чье вымя? - Коровье.

Хвост кошки — чей хвост? - Кошачий. (И т. п.).

  • Игра с мячом «Скажи наоборот»

Давайте поиграем в мяч. Игра называется «Скажи наоборот». Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.

Конь большой, а кот - маленький.

У кошки шерсть длинная, а у коровы - короткая.

Бык сильный, а теленок - слабый.

Лошадь высокая, а собака - низкая. (И т. п.)

  • Вспомним названия домашних животных или их детенышей, содержащие звук [р].

Корова  Кролик  Баран  Поросенок

3 – я неделя

Лексическая тема «Дикие животные наших лесов»

  • Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни
  • Чтение рассказа А. Клыкова «Медведь»
  • Беседа по тексту.

Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?

Как вы понимаете слово линька?

Почему мех медведя должен стать более теплым?

Что делает медведь с наступлением холодов?

Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?

  • Игра с мячом «Это кто такой большой?»

бросаем мяч и называем  дикое животное, вы ловите мяч и называете это животное так, чтобы в названии была часть ищ.

Медведь — медведишеБобер – Бобрище Барсук – БарсучищеВолк – ВолчищеКабан - Кабанище

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Горка» («мостик»)

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маляр»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

  • Подвижная игра «На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись. Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

Идут на четвереньках.

4-я неделя

Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы».

  • Обобщение, расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы».
  • Игра «Маленькие закройщики».

Приглашаем детей к магнитной доске, на которой в произвольном порядке закреплены карточки со слогами: коф, та, джин, сы, май, ка, шу, ба. Из двух слогов дети должны составить и прочитать названия одежды

  • Упражнение «Выбери для осенней прогулки»

Помещаем на наборное полотно картинки с изображениями одежды, обуви и головных уборов для разных сезонов. Выбрать нужно те картинки, которые соответствуют времени года.

  • Чтение сказки Р. Железновой «Приключения розовых босоножек», беседа по ней

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

«Грибок»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

  • Пальчиковая гимнастика «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали. Вдоль по улице шагали.

После лезем под кровать, Будем там тихонько спать

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу. Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, кроме последней.

Кладут ладони на стол

Декабрь

1 – я неделя

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»

  •  Обобщение представлений о зиме и типичных явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме
  • рассматриваниекартин И. Грабля «Зимний вечер» , И Шишкина «Зима», беседа по ним
  • игра с мячом«Какой лес?»

Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

Лес из осин, осиновый лес - осинник

Лес из ольхи, ольховый лес - ольшаник

Лес из берёз, берёзовая роща - березняк

Лес из дубов, дубовая роща - дубрава

Лес из сосен, сосновый бор - сосняк.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование

«Хоботок» - «Улыбка»

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «у - и», «у - и» удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.

 «Качели»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком дотянуться до верних зубов, следом до нижних). Проделать упражнение 5-10 раз.

«Часики»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком как можно дальше производить плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 -15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык –нижняя челюсть неподвижна.

 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому

  • Подвижная игра «Снегири»

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Опущенными руками хлопают себя по бокам

Показывают грудку руками

Мелко потряхивают кистями опущенных рук

Повороты головой влево – вправо

Бегут по кругу, взмахивая руками

  • Подвижная игра

«Художник - невидимка»

Художник – невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока ты спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Маршируют по кругу с высоким подниманием коленей

Останавливаются, встают лицом друг в круг, трут щеки ладонями

Щиплют себя за нос

Идут на цыпочках друг за другом

Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью

  • Чтение рассказа Д. Зуева «Зимний лес», беседа по нему
  • Работа в домашних тетрадях «Занимаемся вместе»

2 – я неделя

Лексическая тема «Мебель»

  • расширение, уточнение словаря по теме «Мебель»
  • игра «Подскажи словечко»

Нужно закончить строчку стихотворения, подобрав слово в рифму.

Костя в комнату вошел                                            

И поставил сок...(на стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки...(в буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла...(со стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика...(из шкафа).

Закатила барабан Наша Оля...(под диван).

На портрете — Аня с бантом,

А портрет тот...(над сервантом)

Книжку новую Ивана

Я достал...( из-под дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет...(на кровать)

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть...(на стуле)

Посидеть хотим мы если,

То развалимся мы...(в кресле)

Артикуляционная гимнастика

«Орешек»

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

 «Шлёпаем губами по языку»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

«Чашечка»

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

  • Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»

В нашей комнате столовой

Есть отличный стол дубовый

Спинки стульев все резные

Ножки гнутые, витые

И ореховый буфет

Для варенья и конфет

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод

Мама там белье берет

А в гостиной кресла есть

Телевизор смотрят здесь

Есть диван и стол журнальный

В стенке  - центр музыкальный

На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу сначала на правой руке, потом – на левой руке.

  • Игра с мячом «Семейка слов»

Образовать слова одной «семейки» от слова стол

Как называется крышка стола? (столешница)

Как называется комната, в которой обедают (столовая)

Какую песню пот за столом? (застольную)

Какой календарь стоит на столе? (настольный)

  • Составление описательного рассказа по предметным картинкам на тему «мебель»

3 – я неделя

Лексическая тема «Посуда»

  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Посуда»
  • Упражнение «Лесенка»

Раздается каждому ребенку по три предметных картинки с разным количеством слогов слове. Нужно разделить слова на слоги и выложить «лесенку», начиная со слов из одного слога.

НожДур – шлагКас – трю – ля  

Нож   Чаш – ка  Суп – ни – ца

Нож   Блюд – це  Та – рел – ка  

Нож   Лож – ка  Ко – фей – ник  

  • Игра – соревнование «Виды посуды»

Дети делятся на две команды, одна собирает все картинки с изображением чайной посуды, другая собирает картинки с изображением столовой посуды

  • Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Ловим мяч и говорим из какого материала сделана посуда

Из серебра делают чайные ложки – серебряные ложки

Из металла сделан острый – металлический нож

Из фарфора сделана кофейная – фарфоровая чашка

Из хрусталя сделано круглое – хрустальное блюдо

  • Рассказывание стихотворения Р. Фета «Совет»

Поссорились

Чашка и блюдце.

Сейчас

Они разобьются,

Скоро

В кухне, на полке,

Будут лежать

Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно —

Это Очень Опасно.

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Горка» («мостик»)

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маляр»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

  • Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила

Положила Машу кашу

Кошке – в чашку

Жучке – в плошку

А коту – в большую ложку

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам

Всю посуду заняла

Все до крошки раздала

Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды

4-я неделя

Лексическая тема «Новогодний праздник»

  • Обобщение, расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Новогодний праздник».
  • Загадывание загадок

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (Новогодняя елка)

На Новый Год

Ей каждый рад

Хоть и колюч

Ее наряд (елка)

В новый год случится
сказочное что-то,
тихо постучится
в наши двери кто-то:
- тук-тук!
- кто тут?
Поглядите только!
Зелёная, пушистая,
смолистая, душистая
(ёлка)

Мне купили маску волка

Где я в ней не побывал!

Но сегодня я отправлюсь

В детский сад … (на карнавал)

  • Упражнение «веселый круг»

Берем мяч, кидаем его по кругу и называем слова, связанные с новогодним праздником

Свечка, елочка, веточка, шишечка, Снегурочка и т.д

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

«Грибок»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

  • Подвижная игра «С Новым годом!»

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес

На верхушке выше веток

Загорелась как всегда

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда

Дети стоят лицом в круг, кланяются

Идут по кругу, изображают, что несут на плече елку

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх

Поднимаются на носочки

Бегут по кругу, поставив руки на пояс



Предварительный просмотр:

Февраль,

1 – я неделя

Лексическая тема «Орудия труда. Инструменты»

  • Упражнение «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что). определяйте, что лишнее из предметов, объясняйте, почему.

Грабли, калькулятор, лопата, секатор.

Раствор, мастерок, шприц, кирпич.

Фонендоскоп, лекарство, парашют, градусник.

Рубанок, пила, поварешка, стамеска.

  • Упражнение «Веселый круг» (Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах) и ловкости.)

Будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать название инструмента или орудия труда, которое начинается с последнего звука предыдущего слова.

Молоток – Калькулятор – Рубанок – Карандаш – Шуруп

  • Чтение рассказа Л. Черского «Метла и старый барабан» и беседа по нему (Развитие речевого слуха) 
  • Игра с мячом «Закончи предложение» (Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами)

Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение, подобрав слово - «наоборот».

Гвоздь острый, а болт – тупой 

Пила широкая, а лобзик – узкий 

Топор тяжелый, а отвертка – легкая

Игла длинная, а шуруп – короткий 

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть, нет головы. (подосиновик)

  • Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с уменьшительными суффиксами).]

Теперь вы будете ласково называть предметы, ласково должно звучать и слово, отвечающее на вопрос «Какой?»

Острый гвоздь – Остренький гвоздик

Тяжелый топор – Тяжеленький  топорик

Длинная игла – Длинненькая  иголочка

Короткий шуруп – Коротенький  шурупчик

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование

«Хоботок» - «Улыбка»

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «у - и», «у - и» удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.

 «Качели»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком дотянуться до верних зубов, следом до нижних). Проделать упражнение 5-10 раз.

«Часики»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком как можно дальше производить плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 -15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык –нижняя челюсть неподвижна.

 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому

Подвижное упражнение «Старый клен».

[Координация речи с движением.]

На поляне перезвон —

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Отхватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком.

Утонул в снегу глубоком. 

Дети встают парами, изображают работу пилой

Поднимают руки вверх, медленно наклоняются

Ложатся на левый бок, потягиваются

2 – я неделя

Лексическая тема «Животные жарких стран»

  • расширение, уточнение словаря по теме
  • игра «Кто что делает?»

берем маленький мячик. Расскажите, как подают голос домашние животные, что они делают.

корова кричит: «Му!» — Корова мычит. Я качу вам мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч, катите его мне и заканчиваете предложение.

Лошадь кричит: «И-го-го!» - Лошадь ржет.

Коза кричит: «Ме!» - Свинья хрюкает.

Собака кричит: «Гав! Гав!» - Собака лает. (И т. п.)

Артикуляционная гимнастика

«Орешек»

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

 «Шлёпаем губами по языку»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. 

«Чашечка»

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Пальчиковая гимнастика «Где обедал, воробей?»

[Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

– Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Машут перекрещенными ладошками.

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.

На каждое название животного загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.

  • Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

[Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).]

Предлагаем детям сесть на ковер и вновь ставим на мольберт альбом. Сдвигаем самоклеящиеся листочки так, чтобы были видны части тела животных. Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта и так далее. Расскажите, что вы видите.

Я вижу крокодилий хвост. 

Я вижу обезьянью голову.

Я вижу слоновье туловище. 

А я вижу тигриные лапы.

  • Игра с мячом «Скажи наоборот»  [Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.]

Учимся подбирать слова-«наоборот».

Вы ловите мяч и заканчиваете предложение.

У жирафа длинная шея, а у бегемота - короткая.

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра -  толстый.

У слона большие уши, а у зебры - маленькие.

У бегемота широкая спина, а у зебры - узкая.

 

3 – я неделя

Лексическая тема «Комнатные растения»

  • Обобщение и систематизация знаний о комнатных растениях
  • Игра с мячом «Скажи наоборот».

[Пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами. Развитие ловкости.]

Закончите начатые мною предложения.

Фикус высокий, а сенполия – низкая. 

У сенполии листья опушенные, а у фикуса – гладкие.

У дифенбахии стебель прямой, а у герани - кривой.

У дифенбахии листья крупные, а у традесканции - мелкие.

  • Игра с мячом «Как размножаются комнатные растения?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах).]

Теперь давайте вспомним, как размножаются комнатные растения.

Глоксиния размножается - листьями. 

Герань размножается – черенками

Амариллис размножается - луковицами. 

Фиалка размножается - листьями.

  • Игра «Четвертый лишний».

| Развитие речевого слуха, памяти, мышления. Совершенствование синтаксического строя речи]

Я называю вам четыре растения, а вы определяете лишнее и объясняете, почему оно лишнее.

Бальзамин, аспарагус, крапива, колеус. (потому что это сорняк)

Крокус, подснежник, фикус, медуница. (потому что это комнатное растение)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Горка» («мостик»)

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маляр»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

Подвижное упражнение «Живой уголок».

[Координация речи с движением]

Любят ребята живой уголок —

Каждую птицу и каждый цветок.

Как-то зимой здесь гостил  соловей

И не скучал меж веселых друзей.

Много зверюшек живет в уголке:

Рыжая белка сшит на сучке.

Рыбки в воде затевают игру.

Кролик грызет на поляне кору.

Здесь черепаха и ежик живут, —

Каждому дети гостинцы несут.

Рады зверюшки гостям дорогим.

Даже цветы словно тянутся к ним.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут на носочках, взмахивая руками, поменяв направление.

Вновь идут по кругу. Приседают. Руки сгибают перед грудью.

Выполняют волнообразные движения сложенными ладонями.

Делают ушки из ладоней. Показывают панцирь черепахи из сложенных ладоней и иголки ежа из перекрещенных пальцев. Вновь идут по кругу. Останавливаются, тянутся вверх, подняв руки

4-я неделя

«Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»

  • Обобщение, расширение, уточнение, актуализация словаря по теме
  • Упражнение «Скажи наоборот».

(Пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами, развитие вкусовой чувствительности.)

Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слово-«наоборот».

Морская вода соленая, а колодезная - пресная. 

Морская вода теплая, а колодезная - холодная. 

Колодезная вода мягкая, а морская - жесткая. 

Морская вода мутная, а колодезная – прозрачная

  • Чтение рассказа И. Гурвича «Левушка-рыбак», беседа по прочитанному
  • Загадывание загадок о морских животных.

[Актуализация словаря по теме «Животный мир морей и океанов». Развитие мышления и памяти. Автоматизация правильного произношения и автоматизация сонорных звуков.]

«Ну что это за рыбы? —

По морю ходят толки. —

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

Это рыба-игла. Ее сравнивают с булавкой или иголкой, такая она длинная и тонкая.

Что за звезды в глубине

На песке лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке

морские звезды.

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

«Грибок»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Подвижное упражнение «Летучая рыба».

(Координация речи с движением, развитие обшей моторики.)

Я летучая, прыгучая.

Улетела бы за тучу я.

Да соскучилась бы вскоре —

До того люблю я море.

Дети двигаются по кругу поскоками. Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.

Вновь двигаются по кругу, совершая поскоки.

Упражнение «Хитрый краб». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения.)

Краб забился меж камней:

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту.

Кто желает съесть кого-то.

Стоят лицом в круг, приседают. Прикладывают руку «козырьком» и делают по два поворота влево и вправо.

Встают, крадучись идут по кругу на носочках.

Март

1 – я неделя

Лексическая тема «Ранняя весна. Мамин праздник. Первые весенние цветы»

  •  Обобщение представлений о весне и типичных явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме
  • Рассматривание картин И. Грабля  «Март», беседа по ней
  • Упражнение «Что лишнее?»

[ Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).|

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.

Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. - Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга.

Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. - Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат. 

Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда. - Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.

С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. - Листья желтеют и опадают осенью» а не ранней весной

  •  Игра с мячом «Семейка слов».

[Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).)

Я качу вам мяч и задаю вопрос. Вы возвращаете мяч мне и образуете слово от слова лить.

Как называется процесс увлажнения земли в горшках с комнатными растениями? - Поливка. 

Из чего вы поливаете комнатные растения? - Из лейки.

Как называется часть моря, окруженная с трех сторон сушей? - Залив 

Как называется место под Петербургом? - Разлив. 

Какое пение у соловья? - Заливистое. 

Что мы слышим в пении соловья? - Переливы. 

Как называется сильный дождь? - Ливень.

Какой это дождь? -  Проливной. 

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование

«Хоботок» - «Улыбка»

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «у - и», «у - и» удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.

 «Качели»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком дотянуться до верних зубов, следом до нижних). Проделать упражнение 5-10 раз.

«Часики»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком как можно дальше производить плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 -15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык –нижняя челюсть неподвижна.

 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому

Пальчиковая гимнастика « Дрозд-дроздок».

[Развитие тонкой моторики, координации движений.]

Дружок ты мой, дрозд.

В крапинку хвост,

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются.

Зимой забываются.

Дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вновь машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.

2 – я неделя

Лексическая тема «Наша родина — Россия»

  • расширение, уточнение словаря по теме
  • Чтение рассказа «Наше Отечество». Беседа по тексту.

[Развитие речевого слуха.)

Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина

  • Игра с мячом «Семейка слов».

[Сообщение темы занятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков.]

Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.

Каким словом можно назвать папу и маму? - Родители.

А каким словом ты назовешь дядю и тетю? - Родственники. Какой брат у тебя есть? -  Родной.

В том году был хороший урожай яблок. Мы говорили, что яблок много - уродилось.

Кто живет в нашей стране? -  Народ.

Какую песню вы пели вчера? -  Народную.

Как по-другому можно назвать ключ, бьюший из-под земли? - Родник.

  • Упражнение «Подумай и объясни». 

(Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).] Составьте предложения с помощь картинок (герб, флаг, хлеб, береза) со словами потому что..

Это герб России, потому что на нем изображен святой Георгий.

Это флаг России, потому что на нем белая, синяя и красная полосы.

Это каравай хлеба, потому что в России встречают караваем гостей.

Это береза, потому что березу считают символом России.

Артикуляционная гимнастика

«Орешек»

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

 «Шлёпаем губами по языку»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. 

«Чашечка»

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Подвижное упражнение «Береза». [Координация речи с движением.)

Береза моя, березонька,

Береза моя белая.

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька.

Трава шелковая.

Идут по кругу, взявшись за руки

Останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх. Опускают руки.

Медленно приседают.

3 – я неделя

Лексическая тема «Москва — столица России. Мы читаем. Русские народные сказки»

  • Обобщение и систематизация знаний по теме
  • Чтение рассказа «Москва». Беседе по прочитанному.

(Развитие речевого слуха.)

 «Москва — всем городам голова...»  Не перечислить пословиц, поговорок, песен о Москве-столице. Москва — столица России — живет в сердце каждого. Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю Россию. Сердце Москвы — Кремль, Красная площадь

  • Упражнение «Раздели на слоги». 

(Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие речевого слуха.|

пло-щадь, фон-тан, па-мят-ник, баш-ня

  • Составление рассказа-описания о Спасской башне.

[ Развитие связной речи]

Cоставить рассказ-описание о Спасской башне по картине.

Спасская башня

Это Спасская башня, главная башня Московского Кремля. Ее хорошо видно с Красной плошали. Она высокая, красная, кирпичная и очень красивая. На Спасской башне находятся главные часы России — Кремлевские куранты. Спасскую башню украшает рубиновая звезда.

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Горка» («мостик»)

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маляр»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

«Парус»

Описание: Широко открываем рот, губы улыбаются. Кончик язычка прячем за верхние зубы. Держим в таком положение под счет до 5

Подвижное упражнение «Кольца». (Координация речи с движением.]

Прокати меня, Москва,

По колечку, по кольцу!

У тебя большие кольца,

И тебе они к лицу.

Одно кольцо Садовое,

Садовое — домовое.

Там и тут, там и тут

На кольце дома растут.

Кольцо другое, новое,—

Метро-метро-метровое.

По кольцу под землей

Мчится поезд голубой.

Бегут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Выполняют ритмичные приседания.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Выстраиваются «паровозиком» и двигаются по кругу.

4-я неделя

Лексическая тема «Мой город - Дзержинск»

  • Обобщение, расширение, уточнение, актуализация словаря по теме
  • Беседы: «Улицы нашего города»

« вспомнить с детьми, что в городе много улиц, у каждой есть свое название, а у дома – есть свой номер»

«Мой город»

«Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями»

«Символы нашего города»

«ознакомление детей с символами родного города – гербом, флагом, гимном. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам»

«Памятники нашего города»

«Продолжать знакомить детей с памятными местами нашего города; учить правилам поведения; воспитывать чувство гордости и патриотизма»

  • Знакомство с гербом города
  •  Чтение стихотворения и беседа по нему

Эта милая сердцу картина ,

За окошком залив и ОКА ,

Тут большая простёрлась низина ,

Гордо выгнулась речки лука …

И ОКА дальше в Волгу впадает,

Ну а там, в продолженье всего

Даже Нижний водою питает ,

А в Дзержинске своё колдовство

Я люблю тебя в дни непогоды ,

Когда снег и дожди и ветра ,

Когда сводки плохие погоды ,

И гудят за спиной поезда …

  • Рисование «Мой любимый город»

«Расширять представления детей о родном городе Дзержинске. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Формировать умение передавать в рисунке образ города в любое время года. Развивать творческое воображение, чувство композиции, цвета»

  • Где могут отдохнуть жители нашего города? (Дворец Культуры Химиков, Дворец Детского Творчества, Кинотеатр Рояль, Театр Драмы, Детский Театр Кукол). Взрослые и дети занимаются в различных кружках и спортивных секциях

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

«Грибок»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Подвижное упражнение

Будем мы зарядку делать 

Резво прыгать, 

Быстро бегать 

Будем спортом заниматься 

Приседать и наклоняться 

Будем все мы смелыми, ловкими, умелыми 

Потому, что мы должны, 

Стать надеждою страны.

(рывки руками)

(2 прыжка)

(бег на месте)

 (повороты туловища)

(приседание и наклон)

(марш на месте)

(хлопки над головой)

(Хлопки впереди)



Предварительный просмотр:

Май

2 – я неделя

Лексические темы

«Поздняя весна. Весенние цветы», «Перелетные птицы весной», «Насекомые весной»

  • Обобщение представлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Актуализация словаря по теме «Весна»
  • Чтение отрывка рассказа И. Соколова-Микитова «Лес ранней и поздней весною». Беседа по тексту.

[Развитие речевого слуха, памяти, связной речи.]

  • Составление рассказов по картинам С. Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер» по данному плану.

[Развитие связной речи.]

  • Игра-пазлы «С какой ветки детки?»

 [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). ]

  • Рассматривание картины «Птицы весной» и беседа по ней.

(Развитие связной речи. Совершенствование навыка рассматривания картины. |

  • Отгадывание загадок.

[Развитие речевого слуха.]

Звон весь день в ушах стоит. Надо мною кто звенит? Прилетел он со двора. Длинный нос у … комара.

Прыгун длинноногий кобылкой зовется. И стрекот кобылки в траве раздается. И скачет кобылка как заводная. Я более прыткой кобылки не знаю. кузнечик, потому что он хорошо прыгает и называется кобылкой.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование

«Хоботок» - «Улыбка»

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «у - и», «у - и» удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.

 «Качели»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком дотянуться до верних зубов, следом до нижних). Проделать упражнение 5-10 раз.

«Часики»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот и языком как можно дальше производить плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 -15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык –нижняя челюсть неподвижна.

 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому

Упражнение «Зарядка».

Раз, два, три, четыре.

Расправляем плечи шире.

На носочках покружились, Низко-низко наклонились,

А потом поприседали.

От зарядки мы устали!

Движения руками перед грудью с поворотами влево, вправо

Кружатся на носочках Выполняют наклон вперёд.

Приседают.

Расслабляются, «роняют» голову и руки.

Подвижная игра «Веснянка».

[Координация речи с движением.]

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

Утонул в снегу глубоком. 

Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки.

Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно опускают руки.

Бегут на носочках в противоположную сторону. Руки на поясе.

Меняют направление движения.

Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками

3 – я неделя

Лексическая тема «Мы читаем. А. С. Пушкин»

  • Игра «Золотая рыбка».

[Совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложений]

Помещаем на стол большое плоскостное изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова (золотая, рыбка, живет, в океане).

А вот эта золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из которых вы должны составить предложение. Аккуратно снимите по одной чешуйке. Прочитайте слова. Пройдите к наборному полотну, составьте и прочитайте предложение. «Золотая рыбка живет в океане»

  • Беседа по «Сказке о рыбаке и рыбке»

 [Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Развитие диалогической речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков. |

  • Игра с мячом «Скажи наоборот».

[Пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.]

Давайте вспомним о героях сказки и поиграем в игру «Скажи наоборот».

Старик добрый, а старуха - злая.

Старуха строптивая, а старик - покорный.

Сначала море спокойное, а потом - бурное.

Землянка была старая, а терем - новый.

Одежда у старика была бедной, а у боярыни - богатой. 

Землянка была низкой, а терем - высоким.

  • Игра «Семейка слов».

[Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.!

Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

Как назвать очень большую рыбу?  -  Рыбища. 

Как называют пирог с рыбой?  -  Рыбник. 

Как называют процесс ломи рыбы?  -  Рыбалка.

Как называют человека, который лови т рыбу? - Рыболов. 

Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? -  Рыбачка. 

Что делал старик на море?  -  Рыбачил.

Как называют суп из рыбы? -  Рыбный. 

Все слова из одной семейки: Рыбка, рыбища, рыбник, рыбалка, рыболов, рыбак, рыбачка, рыбачил, рыбный.

  • Игра «Кто скорее?»

[Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.]

Рассмотрите картинки и вспомните, к какому произведению Пушкина они подходят. Дети рассматривают картинки и дают ответы.

- Разбитое крыто, невод, терем из «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Золотые орешки, бочка и хрустальный дом из «Сказки о царе Салтане».

- Золотое яблоко, хрустальный гроб, зеркало из «Сказки о мертвой царевне».

- Красные сапожки, землянка, жемчужные бусы из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Артикуляционная гимнастика

«Орешек»

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

 «Шлёпаем губами по языку»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. 

«Чашечка»

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

4 – я неделя

Лексическая тема «Школьные принадлежности. Лето»

  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности» Игра с мячом «Скажи наоборот».
  • Игра «Семейка слов».

 [Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.!

Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом школа.

Как называют тех. кто учится в школе? -  Школьники. 

Какая в школе столовая? -  Школьная. 

Как называют детей, которые еще не ходят в школу? -  Дошкольники. 

Какой участок есть при школе? -  Пришкольный. 

Все слова из одной семейки: Школа, школьники, школьная, дошкольники, пришкольный.

  • Игра «Собери ранец».

(Совершенствование навыка слогового анализа слов.)

Раскладываем на столе предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей (бук-варь, пе-нал,  тет-радь, пап-ка, у-чеб-ник, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка) и достаем два плоскостных изображения ранцев. Предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. Сейчас девочки соберут в розовый ранец все предметы, названия которых делятся на три слога, а мальчики уложат в голубой ранец все шкальные принадлежности, в названиях которых по два слога.

  • Беседа по картине «На уроке».

(Развитие диалогической речи. Обобщение представлений о школе. Формирование готовности к школе. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.]

  • Упражнение «Пары».

(Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия. Развитие фонематических представлений (выделение начальных и конечных звуков в словах).)

к магнитной доске, на которой в произвольном порядке закреплены предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей (букварь, резинка, ручка, альбом, фломастер, ранец, дневник, карандаш). Рассмотрите картинки и составьте из них пары так, чтобы название второй картинки начинаюсь с последнего звука названия первой картинки. Возьмите пары и займите места за столом.

Расскажите, что у вас на картинках.

Букварь — резинка.

Ручка — альбом.

Фломастер — ранец.

Дневник — карандаш

 

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Горка» («мостик»)

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маляр»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

«Лошадка»

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

«Грибок»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Пальчиковая гимнастика

 «Я выросла». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков.) 

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю.

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой,—

Ничего, что он хромой.

А медведь измазан слишком... Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю

Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.

На каждое название игрушки загибают по одному пальцу на обеих руках.

Вновь выполняют ритмичные удары кулачками и хлопки  попеременно. Двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе детского сада компенсирующей направленности

Конспект занятия по формированию звукопроизношения Образовательная область - коммуникация Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, художественное чтение, здоро...

Журнал взаимодействия логопеда с воспитателями старшей группы комбинированной направленности.

В журнале взаимодействия логопеда и воспитателя содержится речевой материал по лексическим темам на весь учебный год....

Конспект занятия ООД для детей подготовительной группы с НОДА компенсирующей направленности «Дед Мороз — Красный нос!» (пластилинография)

Конспект занятия ООД для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата компенсирующей направленности в технике "Пластилинография"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ разновозрастной группе № 1 «Бельчата» компенсирующей направленности со сложными (тяжелыми) дефектами развития

Рабочая программа по развитию детей с ОВЗ разновозрастной группы № 1 «Белочка» компенсирующей направленности разработана в соответствии с Адаптированной образовательной программой для дете...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ разновозрастной группе № 1 «Бельчата» компенсирующей направленности со сложными (тяжелыми) дефектами развития

Рабочая программа по развитию детей с ОВЗ разновозрастной группы № 1 «Белочка» компенсирующей направленности разработана в соответствии с Адаптированной образовательной программой для дете...