Лексико-грамматическое занятие на тему: «Семья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_konspekt.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматическое занятие на тему: «Семья»

Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.

Задачи. 

Коррекционно-развивающие:

- развивать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

- развивать навыки связной речи;

- развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Образовательные:

- расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;

- приобщать детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными пословицами о семье.

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать имена прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде); использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения.

Воспитательные: 

- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т.д.); знакомство и разучивание пословиц о семье; составление рассказов о своей семье; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, чтение художественной литературы по лексической теме «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, разучивание стихотворения.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, отгадывание ребуса, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, игровое упражнение.
Оборудование: презентация, мяч, плоскостное изображение солнца, лучики-бусы.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Организационный момент: игра «Приветствие» (1 слайд).

Логопед: Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке, мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза, улыбнуться и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!

Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.

2. Беседа о семье.

Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. У каждого человека есть семья, где заботятся о нас, любят. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях. Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?

Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.
Логопед:  Как всех можно назвать одним словом? 
Дети:  Семья.
Логопед: Как вы думаете, для чего нужна человеку семья?
Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.
Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.

(2 слайд)

Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано.
Дети: Семья.

(3 слайд)

Логопед: Правильно, если назвать нарисованную цифру «7» и букву «Я», то получится слово «Семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

(4 слайд)

Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Послушайте о слове «Семья» шуточное стихотворение.

Дети рассказывают стихотворение.

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит.  Во! – семья.

(5 слайд)

Логопед: Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Не случайно придумано так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним их и назовем.

Дети называют пословицы о семье.

(6 слайд)

Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о семье. А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.

3. Игра «Чей, чья, чьё?»

(7 слайд)

Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?

Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.

Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?

Дети: Это мамина шляпа.

Логопед: Значит, чей это галстук?

Дети: Это папин галстук.

(8 слайд)

Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?

Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.

Логопед: Значит, чья это кукла?

Дети:  Это Машина кукла.

Логопед: Чья это машинка?

Дети: Это Мишина машина.

(9 слайд)

Логопед: Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?

Дети: Это бабушкина шаль.

Логопед: Дедушка носит очки. Чьи это очки?

Дети: Это дедушкины очки.

Логопед: Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи.  А сейчас мы отдохнем и выполним физминутку.

(10 слайд)

4. Физминутка «Семья» 
Раз, два, три, четыре (приседания) 
Кто живет у нас в квартире? (поднимать плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (руки вверх и вниз поочередно)
Кошка Мурка, два котенка, (прыжки на месте) 
Мой щегол, сверчок и я - (шагаем на месте)
Вот и вся наша семья! (вдох - руки вверх, выдох –руки вниз) 

(11-17 слайд)

5. Игра «Скажи наоборот».

Логопед: Посмотрите, ребята, на картинке нарисованы папа и сын. Помогите мне подобрать нужное слово. Сын низкий, а папа (высокий). Девочка здоровая –мальчик (больной). Мальчик веселый, а девочка (грустная). Бабушка пожилая – мама (молодая). Дедушка старший – внук (младший). Мама взрослая – дочка (маленькая). Папа сильный – дочка (слабая).

Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными и правильно подобрали все нужные слова.

Логопед: Давайте немного поиграем! А для этого мы встанем в кружок.
(18 слайд)

6. Игра «Какой, какая, какое?» (с мячом)

Логопед: Вспомните, как можно сказать про семью, какая она? Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть какая ваша семья.

Дети: Моя семья дружная, здоровая, крепкая, заботливая, спортивная, веселая, большая, счастливая.

Логопед: Как можно сказать про папу, какой он?

Дети: Мой папа сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый.

Логопед: Как можно сказать про бабушку, какая она?

Дети: Моя бабушка старенькая, добрая, внимательная, заботливая, ласковая.

Логопед: Как можно сказать про дедушку, какой он?

Дети: Мой дедушка мудрый, умный, трудолюбивый, умелый.

(19 слайд)

Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много замечательных слов о семье, о своих родных. А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками в игру «Дружная семья».

7. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».

Знаю я, что у меня Сжимают и разжимают пальцы

Дома дружная семья: обеих рук в кулак

Это - мама,  это - я, Соединяют поочередно пальцы на руках

это - бабушка моя,
Это - папа, это – дед

И у нас разлада нет.  Сжимать ладони в замок

(20 слайд)

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку.

Целует, обнимает,

К сердцу прижимает.

Одежду покупает,

Стирает, убирает...

Все она умеет,

Всех она жалеет.

Угадайте-ка, друзья,

Это... мамочка моя.

Логопед: Правильно, это любимая мамочка. Мама любит печь пироги с разной начинкой. Я буду называть начинку, из которой мама будет печь пирог, а вы будете называть пироги, которые испечет мама.

(21-24 слайд)

Например: Пирог с капустой. Какой пирог? - капустный пирог.

8. Игра «Мама печет пироги».

Пирог с грибами. Какой пирог? - грибной пирог.

Пирог с картофелем. Какой пирог? - картофельный пирог.

Пирог с клубникой. Какой пирог? - клубничный пирог.

Пирог с яблоками. Какой пирог? - яблочный пирог.

Пирог с грушами. Какой пирог? - грушевый пирог.

Пирог с малиной. Какой пирог? - малиновый пирог.

Пирог с вишней. Какой пирог? - вишневый пирог.

Пирог с мясом. Какой пирог? - мясной пирог.

Логопед: Молодцы, ребята, очень вкусные пироги испекла с вашей помощью мама.

Логопед: Ребята, вы знаете, что 30 ноября в России празднуется День Матери? И вы на этот праздник делали подарок для мамы – сердечко. Мама - самый родной человек, она как солнышко. Давайте вспомним каждый свою маму и скажем о ней ласковые слова. Каждый возьмет бусы - лучик, приложит к солнышку и скажет о своей маме, какая она. Ласковые слова не должны повторяться, каждый придумывает свое слово для мамочки.

(25 слайд)
9. Игра «Скажи маме ласковое слово».

Дети называют слова и выкладывают солнце с бусами - лучами на ковре.

Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.
10. Итог занятия.

Логопед: Снова за руки возьмемся, в круг веселый соберемся.

Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться.

Логопед: Мы с вами сегодня говорили о семье. И как в пословице говорится: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как хорошо, когда в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт». (старшая группа, ОНР)

Занятие направлено на расширение  знаний о транспорте; формирование понятия водный, воздушный, наземный, грузовой и пассажирский транспорт, подземный транспорт, железнодорожный транспорт; формиро...

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.

Лексическая тема «Транспорт»Виды деятельности: игровая, коммуникативнаяЦели:1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических...

Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Фрукты"

Занятие по уточнению и расширению словаря по теме, развитию грамматического строя речи в играх (для детей старшего дошкольного возраста)...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической старшего дошкольного возраста. Тема «Овощи»

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической старшего дошкольного возраста....

Лексико-грамматическое занятие на тему: "Семья"

конспект к логопедическому занятию...

конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"

Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...