Краткосрочный проект «Русские народные сказки о животных»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodulina_-_proekt_po_russkim_narodnym_skazkam.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «Русские народные сказки о животных»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30
города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна
Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, учителя-логопеды, родители.
Срок реализации: краткосрочный - июнь – июль
Итоговое мероприятие: Викторина «Сказки о животных»,выставка иллюстраций, книг и творческих работ детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».
Актуальность проекта.
Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность. Популярность этого жанра у детей и непреходящая привлекательность сказки объясняется её характерными особенностями. Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир: именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик, и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё, что невозможно в реальности - чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса. Но самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в финале. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок" и др.). Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т. д. Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета. Нередко в сказках о животных побеждает не самый добрый, а самый хитрый - та же лиса, но тогда на помощь слабому, но доброму герою приходят другие, и справедливость торжествует ("Заяц, лиса и петух"). Кроме человеческих черт, в сказках о животных отражаются и социальные отношения.
Сказки дают своим читателям первый опыт сопереживания и сочувствия. В целом же сказки о животных в иносказательной форме доносят до ребёнка информацию о людях и их отношениях.
Цель: познакомить детей с русскими народными сказками о животных.
Задачи:
«Познавательное развитие»
- познакомить детей с понятием русская народная сказка.
«Речевое развитие»
- познакомить детей со сказками о животных.
«Социально-коммуникативное развитие»
- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путём расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса их речи;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
«Художественно-эстетическое развитие»
-сделать книжки-малышки по сказкам о животных.
«Физическое развитие»
-формировать первичные представления о здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат:
- Сформированность знаний детей о сказках.
- Сформированность у детей умения оценивать поступки героев животных.
- Дети умеют определять образы отрицательных и положительных персонажей;
Этапы работы над проектом:
1 Подготовительный этап
- определение цели и задач проекта;
- подбор художественной литературы, подбор детских книг для рассматривания детям на занятиях, во время бесед и в самостоятельной деятельности.
2 Основной этап
Продолжаем знакомство с русскими народными сказками, закрепляем знакомые сказки.
Рисование иллюстрации к сказкам о животных.
Экскурсия в мини библиотеку.
Проведение бесед, занятий.
«Путешествие по страницам сказок о животных «Рукавичка», «Теремок», «Лиса и петух», «Три медведя».
Игры. Словесная игра «Хорошо – плохо», «Помоги герою».
Просмотр видео сказок о животных «Жихарка»,» «Три медведя».
Чтение художественной литературы.
3 Заключительный этап
Организация выставки рисунков поделок по мотивам сказок о животных.
Пути реализации
1. Оформление и пополнение книжного уголка со сказками о животных. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам.
2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.
3. Организация выставки рисунков детей по прочитанным сказкам в группе.
Виды деятельности детей :
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов. Прослушивание аудио сказок.
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
Заключительный этап:
Изготовление поделок, рисунков по сказкам.
Фотоотчёт
Коллективная работа аппликация «Полезная еда», рисование в технике «кляксография» на тему «Микробы», «Что делать, чтобы быть здоровыми».
Ход проекта.
Работа с детьми и с родителями
Утро:
1.«Беседа «Всемирный день защиты животных»
Цель: рассказать о важной роли животных в жизни планеты, о мерах которые принимают люди по защите вымирающих видов. об ответственности за жестокое отношение к питомцам, о мерах по созданию приютов, борьбе с бродячими собаками и тд.
2. Собери картинку по знакомой сказке с подгруппой детей.
3. Просмотр видео о том как в нашей стране проявляют заботу о животных
Цель: развивать внимание, память, сострадание и желание помогать в охране животного мира
4. Пальчиковая гимнастика: «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
5. НОД: Рисование «Три медведя»
Цель: учить рисовать круг, овал. Аккуратно закрашивать карандашами не выступая за контур.
Цель: Закреплять приемы рисования и закрашивания предметов кистью и красками. Развивать умение работать аккуратно, тщательно промывать кисть при смене краски. Повторить части тела, какой формы. Учить создавать композицию.
6. Загадывание загадок о животных – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря
7. Подвижная игра «Бездомный заяц», «Гуси-Лебеди» - развитие быстроты движений
8. Выучить новую подвижную игру «Белочки собачки»
Цель: развивать быстроту, ловкость, желание играть
9. Отгадывание загадок о героях сказок про животных (презентация, о диких животных,
Вечер:
1. И «Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение определять на ощупь животных.
2. Предложить нарисовать своего любимого питомца:
Цель: развитие мелкой моторики, речи, развивать желание изобразить кошку, собаку или другого питомца и рассказать о нем.
3. Дидактическая игра: «Узнай по описанию» - закрепить у детей знания о животных, умение определять их по описанию.
4.Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Беседа «Всемирный день защиты животных» попросить чтоб родители рассказывали детям о том как в нашей стране проявляют заботу о животных, закрепляли знания, полученные в детском саду.
Попросить принять участие в создании выставки книг сказок или поделок о животных.
Утро:
1. Беседа «Животные леса - как готовятся к зиме?».
Цель: вспомнить какие животные живут в лесу, их повадки, как готовятся к зиме. Развивать внимание, словарный запас, память.
2. Просмотр видео о животных леса
Цель: развивать память, пополнять знания о животного мире
3. Игра малой подвижности «Море волнуется раз…»
Цель: развивать интерес к игре, желание играть
4. Разучить пальчиковую гимнастику Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать; Всюду ходит волк, волк, он зубами – щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, уходи!
5. Загадывание загадок о животных – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря
6. Подвижные игры «У медведя во бору» «Бездомный заяц»- развитие быстроты движений
НОД:
Чтение сказки : «Заяц-хваста»
. Вечер:
1.«Составь узор из спичек и палочек»
Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек Кюизенера героев сказок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом
2. Просмотр мультфильма по сказке «Жихарка»
3. Рассматривание иллюстраций, репродукций животных с Тимуром, Матвеем учить описывать животных по плану:1. Внешний вид животного, 2. Части тела, 3. Чем покрыто тело? 4. Где живёт (рядом с челов., в доме) 5. Чем питается? 6. Какую пользу приносит человеку? 7.Чем обычные животные отличаются от сказочных? Беседа-консультация «Сказка в жизни ребенка»
Утро:
1. Беседа «Всемирный день охраны мест обитаний»
Цель: Строительство городов, заводов, ферм, пастбищ, добыча полезных ископаемых и многое другое – все это ведет к ее изменению. В погоне за наживой люди истребляют множество видов животных и птиц, не щадя растений и не задумываясь о последствиях. А ведь любое исчезновение, и не только редкого вида, становится ощутимой потерей и невосполнимой утратой.
2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
Цель: учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа.
3. Ира «Узнай по описанию животное»
Цель: развивать внимание, мышление, память, интерес к играм
НОД: Конструирование «Зайца-хвасты»
Цель: развивать аккуратность при пользовании клеем
4. Подвижные игры «Гуси-гуси» - развитие быстроты движений
5. Загадывание загадок о птицах – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря
6. Чтение сказки «Мужик и медведь»
7. Дидактическая игра «Вершки-корешки» Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Вечер:
1. Предложить для раскрашивания на выбор разных животных.
Цель: развивать мелкую моторику, умение закрашивать не выезжая за края контура.
2. Игры с мелким конструктором: «Домик для зверей». Учить работать в коллективе, создавать постройки без помощи взрослого.
3. Кружковая деятельность по плану воспитателя. Чтение сказки «Ёж и заяц» Драматизация сказки с детьми.
Консультация «Почитай мне, мама, сказку»
Утро:
1. Выучить скороговорки: Баран-буян залез в бурьян.
В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
Цель: предложить детям поучить скороговорки, проговаривая все буквы, сначала медленно, а потом быстро.
2. Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Чуковского.
Цель: познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения
3. Беседа «В гости к книге» (рассматривание выставки книг)
4. Повторить пальчиковую гимнастику Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать;
5. Чтение сказки «Лиса и кувшин»
Рассматривание иллюстраций
НОД: Лепка «Лиса и кувшин»
Цель: Развивать у детей фантазию, творческое воображение, закреплять знание цвета, умение правильно подобрать цвет, закреплять навыки составления целого из частей, подводить к эмоциональной оценке готовых работ.
6. Подвижные игры «Хитрая лиса», «Гуси-гуси» - развитие быстроты движений
7. Загадывание загадок о птицах – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря
Вечер:
1. Предложить для раскрашивания на выбор разных животных из сказок. Цель: развивать мелкую моторику, умение закрашивать не выезжая за края контура.
2. Чтение сказки «Заюшкина избушка» Цель: напомнить детям сказку, побуждать в перессказывании знакомых эпизодов
3. Дидактическая игра «Вершки-корешки» Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Беседа с родителями
«Особенности чтения сказок о животных»
Утро:
1. Рассматривание вместе с детьми альбомов: «Животные», «Птицы»
2. СРИ: «Гостиница для домашних животных».
Цель: развивать строительные способности, заботливое отношение к животным.
3. Задание «Собери разрезные картинки с изображением животных из сказок»
Цель: учить составлять целое из частей рисунка, развивать мышление, внимание.
НОД: «Викторина «Сказки о животных»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках про животных.
Вечер
1. Предложить конструктор и фигурки животных для строительства зоопарка
Цель: развивать творчество, умение играть дружно не ссорясь, помочь обыграть сюжет Консультация: «Режим дня в детском саду и дома»
Продукт проекта для детей:
1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками.
2. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам.
3. Организация выставки рисунков, поделок детей по прочитанным сказкам в группе.
4. Викторина «Сказки о животных»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках про животных.
Продукт проекта для родителей :
- консультации
- беседы
Викторина
«Сказки о животных»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках про животных.
Задачи:
«Познавательное развитие»
- дать детям понятие об устном народном творчестве;
- обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
формировать интерес к русскому народному творчеству
«Речевое развитие»
- обогащать словарный запас:
- учить пересказывать сказки по картинкам.
«Социально – коммуникативное развитие»
- развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.
- вызвать у детей желание общаться с книгой;
- воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;
- воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.
«Художественно-эстетическое развитие»
- продолжить оформление книжек – малышек.
«Физическое развитие»
- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
Ход занятия
Учитель-логопед: – Здравствуйте! - вы нам сказали
– Здравствуйте! - ответим мы.
Нас две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
- Ребята, смотрите, какая у меня большая красивая книга. Как выдумаете, о чем она? (книга сказок)
- А почему вы так думаете?
- Вы любите сказки? Почему вы их любите?
(Ответы детей: интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные и т. д.)
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?
(ответы детей: потому что, их сочинил народ)
- Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам.
- Где же хранились раньше сказки? (ответы детей : в голове)
Учитель-логопед: уже потом люди придумали буквы (алфавит) и стали записывать сказки
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
- Испокон века книга растит человека, рассказывает истории. Хорошая книга ярче солнышка светит.
- А не провести ли нам викторину «Кто лучше всех знает сказки?»
- За правильный ответ я буду давать фишки. Давайте разделимся на две команды
«Фиксики» и «Смешарики».
- Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.
1 задание
Учитель-логопед: я прочитаю отрывок из сказки, а вы должны отгадать название сказки :
*** «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка, я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое» («Курочка ряба»).
*** «Покатился Ёжик по дороге, а навстречу ему крокодил: «Ёжик! Ёжик, я тебя съем»
- «Не ешь меня, крокодил. Я тебе песенку спою!» («Колобок»).
*** «Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты сковороду с яичницей. Подобралась к сковороде коза» («Лиса и кувшин»).
*** «Шла обезьяна по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук!» («Лисичка со скалочкой».)
2 задание
Учитель-логопед: я прочитаю название сказок, у которых название состоит из нескольких слов. Но одно слово "заблудилось". А вы должны правильно дать название сказкам.
*«Царевна-утка» («Царевна-лягушка»)
*«Три волка» («Три медведя»)
*«Лисичка с метлой» («Лисичка со скалочкой»)
*«Мешок груш» («Мешок яблок».)
Учитель-логопед: А вы знаете, что сказки, в которых участвуют животные, так и называются Сказки о животных.
3 задание
Учитель-логопед: Назовите сказки, в которых главный герой заяц («Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Ёж и заяц», «Руковичка»)
Физминутка (В медленном и быстром темпе)
Девочка по лесу шла, (дети шагают на месте)
И на домик набрела (соединяют руки над головой домиком)
Видит, что хозяев нет. (потянуться на носочках, головку вытянуть вперед)
На столе стоит обед. (левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)
Из трёх чашек похлебала, (показать, как кушают)
В трёх постелях полежала. (ладошки сложить вместе под щечку)
4 задание
Учитель-логопед: вспомните героев сказок, которые сказали следующие слова :
- «Мерзни, мерзни волчий хвост!»
— «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
5 задание
Учитель-логопед: «Из какой сказки предмет?»
(хвост, колобок, тарелочка, рукавичка, яичко, скалочка)
6 задание
Учитель-логопед: Проводится дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»
7 задание
Учитель-логопед: А сейчас поиграем в игру «Угадай и назови»
Если б он не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлебку съела. («Три медведя»)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста. («Лисичка-сестричка и волк»)
Мама деточек учила, дверь чужим не открывать,
не послушались детишки и попали к волку в пасть. («Волк и семеро козлят»)
Учитель-логопед: Молодцы, ребята. А теперь давайте подсчитаем фишки и определим победителей.
-Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются
Учитель-логопед: Какая в сказках лиса (Хитрая, обманщица, плутовка)
Какой медведь (доверчивый, неуклюжий, не поворотливый)
Какой заяц (трусливый, хвастливый, быстрый)
Какой волк (жадный, глупый)
Учитель-логопед: Какие качества характера высмеиваются и осуждаются в сказках?
Ответы детей.
Учитель-логопед: В сказках высмеивается : лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь.
А какие качества наоборот вызывают одобрение?
Ответы детей.
Учитель-логопед: дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки" (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк – Лиса
Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
Учитель-логопед: Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?
Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.
ИТОГ
Учитель-логопед: Ребята, вы сегодня узнали, что сказки в которых животные являются героями
называются как (Сказки о животных)
Вспомнили много сказок о животных, давайте еще раз повторим названия сказок, поднимайте руку.
Ответы детей
Творческое задание
Учитель-логопед: Вы все молодцы и поэтому я вам раздам изображения любимых сказочных героев, а вы должны дорисовать им недостающие части и постараться раскрасить аккуратно, не выезжая за контур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками о животных».
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ – д/с №27 «Чебурашка» г.Клинцы, Брянской области....
Краткосрочный проект «Русская народная игрушка матрешка»
Краткосрочный проект «Русская народная игрушка матрешка»Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков....
Краткосрочный проект "Русские народные промыслы"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному т...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Проект краткосрочный по русской народной сказке "Колобок"
Младшая группа "Ромашка"...
Краткосрочный проект "Русские народные сказки"
quot;Русские народные сказки"...