Краткосрочный проект «Русские народные сказки о животных»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бородулина Татьяна Николаевна
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30
города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodulina_-_proekt_po_russkim_narodnym_skazkam.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Русские народные сказки о животных»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30

города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна

Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, учителя-логопеды, родители.

Срок реализации: краткосрочный -  июнь – июль

Итоговое мероприятие: Викторина «Сказки о животных»,выставка иллюстраций, книг и творческих работ детей.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Актуальность проекта.

Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность. Популярность этого жанра у детей и непреходящая привлекательность сказки объясняется её характерными особенностями. Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир: именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик, и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё, что невозможно в реальности - чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса. Но самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в финале. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок" и др.). Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т. д. Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета. Нередко в сказках о животных побеждает не самый добрый, а самый хитрый - та же лиса, но тогда на помощь слабому, но доброму герою приходят другие, и справедливость торжествует ("Заяц, лиса и петух"). Кроме человеческих черт, в сказках о животных отражаются и социальные отношения.

Сказки дают своим читателям первый опыт сопереживания и сочувствия. В целом же сказки о животных в иносказательной форме доносят до ребёнка информацию о людях и их отношениях.

Цель: познакомить детей с русскими народными сказками о животных.

Задачи:

«Познавательное развитие»

- познакомить детей с понятием русская народная сказка.

«Речевое развитие»

- познакомить детей со сказками о животных.

«Социально-коммуникативное развитие»

- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путём расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса их речи;

- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.

«Художественно-эстетическое развитие»

-сделать книжки-малышки по сказкам о животных.

«Физическое развитие»

-формировать первичные представления о здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат:

- Сформированность знаний детей о сказках.

- Сформированность у детей умения оценивать поступки героев животных.

- Дети умеют определять образы отрицательных и положительных персонажей;

Этапы работы над проектом:

1 Подготовительный этап

- определение цели и задач проекта;

- подбор художественной литературы, подбор детских книг для рассматривания детям на занятиях, во время бесед и в самостоятельной деятельности.

2 Основной этап

Продолжаем знакомство с русскими народными сказками, закрепляем знакомые сказки.

Рисование иллюстрации к сказкам о животных.

Экскурсия в мини библиотеку.

Проведение бесед, занятий.

«Путешествие по страницам сказок о животных «Рукавичка», «Теремок», «Лиса и петух», «Три медведя».

Игры. Словесная игра «Хорошо – плохо», «Помоги герою».

Просмотр видео сказок о животных «Жихарка»,» «Три медведя».

Чтение художественной литературы.

3 Заключительный этап

Организация выставки рисунков поделок по мотивам сказок о животных.

Пути реализации

1. Оформление и пополнение книжного уголка со сказками о животных. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам.

2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.

3. Организация выставки рисунков детей по прочитанным сказкам в группе.

Виды деятельности детей :

1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов. Прослушивание аудио сказок.

2. Заучивание отрывков из сказок.

3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.

Заключительный этап:

Изготовление поделок, рисунков по сказкам.

Фотоотчёт

Коллективная работа аппликация «Полезная еда», рисование в технике «кляксография» на тему «Микробы», «Что делать, чтобы быть здоровыми».

Ход проекта.

Работа с детьми и с родителями

Утро:

1.«Беседа «Всемирный день защиты животных»

Цель: рассказать о важной роли животных в жизни планеты, о мерах которые принимают люди по защите вымирающих видов. об ответственности за жестокое отношение к питомцам, о мерах по созданию приютов, борьбе с бродячими собаками и тд.

2. Собери картинку по знакомой сказке с подгруппой детей.

3. Просмотр видео о том как в нашей стране проявляют заботу о животных

Цель: развивать внимание, память, сострадание и желание помогать в охране животного мира

4. Пальчиковая гимнастика: «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

5. НОД: Рисование «Три медведя»

Цель: учить рисовать круг, овал. Аккуратно закрашивать карандашами не выступая за контур.

Цель: Закреплять приемы рисования и закрашивания предметов кистью и красками. Развивать умение работать аккуратно, тщательно промывать кисть при смене краски. Повторить части тела, какой формы. Учить создавать композицию.

6. Загадывание загадок о животных – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря

7. Подвижная игра «Бездомный заяц», «Гуси-Лебеди» - развитие быстроты движений

8. Выучить новую подвижную игру «Белочки собачки»

Цель: развивать быстроту, ловкость, желание играть

9. Отгадывание загадок о героях сказок про животных (презентация, о диких животных,

Вечер:

1. И «Чудесный мешочек»

Цель: развивать умение определять на ощупь животных.

2. Предложить нарисовать своего любимого питомца:

Цель: развитие мелкой моторики, речи, развивать желание изобразить кошку, собаку или другого питомца и рассказать о нем.

3. Дидактическая игра: «Узнай по описанию» - закрепить у детей знания о животных, умение определять их по описанию.

4.Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Беседа «Всемирный день защиты животных» попросить чтоб родители рассказывали детям о том как в нашей стране проявляют заботу о животных, закрепляли знания, полученные в детском саду.

Попросить принять участие в создании выставки книг сказок или поделок о животных.

Утро:

1. Беседа «Животные леса - как готовятся к зиме?».

Цель: вспомнить какие животные живут в лесу, их повадки, как готовятся к зиме. Развивать внимание, словарный запас, память.

2. Просмотр видео о животных леса

Цель: развивать память, пополнять знания о животного мире

3. Игра малой подвижности «Море волнуется раз…»

Цель: развивать интерес к игре, желание играть

4. Разучить пальчиковую гимнастику Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать; Всюду ходит волк, волк, он зубами – щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, уходи!

5. Загадывание загадок о животных – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря

6. Подвижные игры «У медведя во бору» «Бездомный заяц»- развитие быстроты движений

НОД:

Чтение сказки : «Заяц-хваста»

. Вечер:

1.«Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек Кюизенера героев сказок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом

2. Просмотр мультфильма по сказке «Жихарка»

3. Рассматривание иллюстраций, репродукций животных с Тимуром, Матвеем учить описывать животных по плану:1. Внешний вид животного, 2. Части тела, 3. Чем покрыто тело? 4. Где живёт (рядом с челов., в доме) 5. Чем питается? 6. Какую пользу приносит человеку? 7.Чем обычные животные отличаются от сказочных? Беседа-консультация «Сказка в жизни ребенка»

Утро:

1. Беседа «Всемирный день охраны мест обитаний»

Цель: Строительство городов, заводов, ферм, пастбищ, добыча полезных ископаемых и многое другое – все это ведет к ее изменению. В погоне за наживой люди истребляют множество видов животных и птиц, не щадя растений и не задумываясь о последствиях. А ведь любое исчезновение, и не только редкого вида, становится ощутимой потерей и невосполнимой утратой.

2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Цель: учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа.

3. Ира «Узнай по описанию животное»

Цель: развивать внимание, мышление, память, интерес к играм

НОД: Конструирование «Зайца-хвасты»

Цель: развивать аккуратность при пользовании клеем

4. Подвижные игры «Гуси-гуси» - развитие быстроты движений

5. Загадывание загадок о птицах – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря

6. Чтение сказки «Мужик и медведь»

7. Дидактическая игра «Вершки-корешки» Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Вечер:

1. Предложить для раскрашивания на выбор разных животных.

Цель: развивать мелкую моторику, умение закрашивать не выезжая за края контура.

2. Игры с мелким конструктором: «Домик для зверей». Учить работать в коллективе, создавать постройки без помощи взрослого.

3. Кружковая деятельность по плану воспитателя. Чтение сказки «Ёж и заяц» Драматизация сказки с детьми.

Консультация «Почитай мне, мама, сказку»

Утро:

1. Выучить скороговорки: Баран-буян залез в бурьян.

В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

Цель: предложить детям поучить скороговорки, проговаривая все буквы, сначала медленно, а потом быстро.

2. Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Чуковского.

Цель: познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения

3. Беседа «В гости к книге» (рассматривание выставки книг)

4. Повторить пальчиковую гимнастику Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать;

5. Чтение сказки «Лиса и кувшин»

Рассматривание иллюстраций

НОД: Лепка «Лиса и кувшин»

Цель: Развивать у детей фантазию, творческое воображение, закреплять знание цвета, умение правильно подобрать цвет, закреплять навыки составления целого из частей, подводить к эмоциональной оценке готовых работ.

6. Подвижные игры «Хитрая лиса», «Гуси-гуси» - развитие быстроты движений

7. Загадывание загадок о птицах – развитие памяти, внимания, логического мышления; пополнение и формирование словаря

Вечер:

1. Предложить для раскрашивания на выбор разных животных из сказок. Цель: развивать мелкую моторику, умение закрашивать не выезжая за края контура.

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка» Цель: напомнить детям сказку, побуждать в перессказывании знакомых эпизодов

3. Дидактическая игра «Вершки-корешки» Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Беседа с родителями

«Особенности чтения сказок о животных»

Утро:

1. Рассматривание вместе с детьми альбомов: «Животные», «Птицы»

2. СРИ: «Гостиница для домашних животных».

Цель: развивать строительные способности, заботливое отношение к животным.

3. Задание «Собери разрезные картинки с изображением животных из сказок»

Цель: учить составлять целое из частей рисунка, развивать мышление, внимание.

НОД: «Викторина «Сказки о животных»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках про животных.

Вечер

1. Предложить конструктор и фигурки животных для строительства зоопарка

Цель: развивать творчество, умение играть дружно не ссорясь, помочь обыграть сюжет Консультация: «Режим дня в детском саду и дома»

Продукт проекта для детей:

1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками.

2. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам.

3. Организация выставки рисунков, поделок детей по прочитанным сказкам в группе.

4. Викторина «Сказки о животных»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках про животных.

Продукт проекта для родителей :

- консультации

- беседы

Викторина

«Сказки о животных»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках про животных.

Задачи:

«Познавательное развитие»

- дать детям понятие об устном народном творчестве;

- обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;

формировать интерес к русскому народному творчеству

«Речевое развитие»

- обогащать словарный запас:

- учить пересказывать сказки по картинкам.

«Социально – коммуникативное развитие»

- развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.

- вызвать у детей желание общаться с книгой;

- воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;

- воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.

«Художественно-эстетическое развитие»

- продолжить оформление книжек – малышек.

«Физическое развитие»

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

Ход занятия

Учитель-логопед: – Здравствуйте! - вы нам сказали

– Здравствуйте! - ответим мы.

Нас две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

- Ребята, смотрите, какая у меня большая красивая книга. Как выдумаете, о чем она? (книга сказок)

- А почему вы так думаете?

- Вы любите сказки? Почему вы их любите?

(Ответы детей: интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные и т. д.)

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

(ответы детей: потому что, их сочинил народ)

- Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам.

- Где же хранились раньше сказки? (ответы детей : в голове)

Учитель-логопед:  уже потом люди придумали буквы (алфавит) и стали записывать сказки

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

- Испокон века книга растит человека, рассказывает истории. Хорошая книга ярче солнышка светит.

- А не провести ли нам викторину «Кто лучше всех знает сказки?»

- За правильный ответ я буду давать фишки. Давайте разделимся на две команды

«Фиксики» и «Смешарики».

- Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.

1 задание

Учитель-логопед: я прочитаю отрывок из сказки, а вы должны отгадать название сказки :

*** «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка, я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое» («Курочка ряба»).

*** «Покатился Ёжик по дороге, а навстречу ему крокодил: «Ёжик! Ёжик, я тебя съем»

- «Не ешь меня, крокодил. Я тебе песенку спою!» («Колобок»).

*** «Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты сковороду с яичницей. Подобралась к сковороде коза» («Лиса и кувшин»).

*** «Шла обезьяна по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук!» («Лисичка со скалочкой».)

2 задание

Учитель-логопед: я прочитаю название сказок, у которых название состоит из нескольких слов. Но одно слово "заблудилось". А вы должны правильно дать название сказкам.

*«Царевна-утка» («Царевна-лягушка»)

*«Три волка» («Три медведя»)

*«Лисичка с метлой» («Лисичка со скалочкой»)

*«Мешок груш» («Мешок яблок».)

Учитель-логопед: А вы знаете, что сказки, в которых участвуют животные, так и называются Сказки о животных.

3 задание

Учитель-логопед: Назовите сказки, в которых главный герой заяц («Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Ёж и заяц», «Руковичка»)

Физминутка (В медленном и быстром темпе)

Девочка по лесу шла, (дети шагают на месте)

И на домик набрела (соединяют руки над головой домиком)

Видит, что хозяев нет. (потянуться на носочках, головку вытянуть вперед)

На столе стоит обед. (левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)

Из трёх чашек похлебала, (показать, как кушают)

В трёх постелях полежала. (ладошки сложить вместе под щечку)

4 задание

Учитель-логопед: вспомните героев сказок, которые сказали следующие слова :

- «Мерзни, мерзни волчий хвост!»

— «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

5 задание

Учитель-логопед: «Из какой сказки предмет?»

(хвост, колобок, тарелочка, рукавичка, яичко, скалочка)

6 задание

Учитель-логопед: Проводится дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»

7 задание

Учитель-логопед: А сейчас поиграем в игру «Угадай и назови»

Если б он не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса за темные леса.

(«Кот, лиса и петух»)

Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

На каждом стуле посидела,

Мишуткину похлебку съела. («Три медведя»)

Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста. («Лисичка-сестричка и волк»)

Мама деточек учила, дверь чужим не открывать,

не послушались детишки и попали к волку в пасть. («Волк и семеро козлят»)

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. А теперь давайте подсчитаем фишки и определим победителей.

-Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются

Учитель-логопед:  Какая в сказках лиса (Хитрая, обманщица, плутовка)

Какой медведь (доверчивый, неуклюжий, не поворотливый)

Какой заяц (трусливый, хвастливый, быстрый)

Какой волк (жадный, глупый)

Учитель-логопед: Какие качества характера высмеиваются и осуждаются в сказках?

Ответы детей.

Учитель-логопед:  В сказках высмеивается : лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь.

А какие качества наоборот вызывают одобрение?

Ответы детей.

Учитель-логопед:  дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки" (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк – Лиса

Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.

Учитель-логопед: Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?

Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

ИТОГ

Учитель-логопед: Ребята, вы сегодня узнали, что сказки в которых животные являются героями

называются как (Сказки о животных)

Вспомнили много сказок о животных, давайте еще раз повторим названия сказок, поднимайте руку.

Ответы детей

Творческое задание

Учитель-логопед:  Вы все молодцы и поэтому я вам раздам изображения любимых сказочных героев, а вы должны дорисовать им недостающие части и постараться раскрасить аккуратно, не выезжая за контур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка матрешка»

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка матрешка»Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков....

Краткосрочный проект "Русские народные промыслы"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному т...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...