Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства»
рабочая программа по логопедии

Шевенина Анна Геннадьевна

Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства» разработана для детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности в возрасте от 3 до 18 лет. Программа концептуально опирается на международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, ее детализацию функций и структур организма, активности, участия и факторов окружающей среды применительно детям раннего, дошкольного и школьного возраста и подросткам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskaya_programma_planeta_detstva.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» КОНАКОВСКОГО РАЙОНА

Адрес местонахождения: 171253, Тверская область, г. Конаково, ул. Гагарина, д. 14

ИНН  6911018638/  КПП 694901001  ОГРН 1026901737730

тел. (48242) 3-71-23, 3-71-24 E-mail: rcdeti_konakovo@mail.ru

ПРИНЯТА

на педагогическом консилиуме

от 11.11.2022 г.

                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

директор ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района

____________ Н.В. Колпакова

«11»  ноября  2022 г.

Программа

психолого-педагогической реабилитации и абилитации

«Планета детства»

Конаково, 2022

Актуальность проблемы

ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района ежегодно оказывает услуги комплексной реабилитации в полустационарной форме для 170 детей из них 130 детей-инвалидов, 40 детей с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей, нуждающихся в получении услугикомплексной реабилитации в Конаковском районе Тверской области возрастает.При этом наш Центр не специализируется на реабилитации детей сопределенной нозологией, помощь оказывается всем нуждающимся вреабилитации детям. По опыту работы учреждения мы можемусловно выделить несколько крупных категорий заболеваний, с которымиобращаются в Центр: 48 % - психические расстройства, 37 % - заболеваниянервной системы, 12 % - врожденные аномалии, 4 % - другие заболевания.Эти данные дают нам понять, что актуальность данной программыскладывается с одной стороны высокой потребностью жителей Конаковского района вкомплексе реабилитационных услуг (в том числе психолого-педагогических),с другой стороны разнообразие нозологических групп воспитанников требуетот программы универсального подхода. Таким образом, возникаетпотребность в программе реабилитации, обладающей следующимисвойствами:

  • универсальность относительно нозологических и возрастныхгрупп;
  • возможность конструирования на краткосрочный реабилитационный период;
  • единая терминология и классификация относительно различныхподходов и средств абилитации и реабилитации.

Данная программа обладает данными свойствами и позволяет организационно и методологически повысить эффективность реабилитации.

Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства» разработана для детей-инвалидов и детейс ограничениями жизнедеятельности в возрасте от 3 до 18 лет. Программаконцептуально опирается на международную классификациюфункционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, еедетализацию функций и структур организма, активности, участия и факторовокружающей среды применительно детям раннего, дошкольного и школьного возраста и подросткам. Формально программа опирается на несколько составляющих.

Первой из двух составляющих, определяющих актуальность

программы, является ГОСТ Р 53875-2010 «Документация учрежденийреабилитации инвалидов», в котором обозначено требование, согласнокоторому в учреждении реабилитации инвалидов обязательно должны бытьдокументы, регламентирующие процесс предоставления реабилитационныхуслуг не только с административной точки зрения, но и с точки зренияописания методик, которые содержат описание методов (приемов) оказанияреабилитационных услуг и их контроля.

Второй формальной составляющей программы является проектКонцепции развития в Российской Федерации системы комплекснойреабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей синвалидностью, на период до 2025 года (далее Концепция развития). В проектеКонцепции развития обозначено мнение, что научно-методической основойкомплексной реабилитации должны являться принципы, заложенные вМеждународной классификацией функционирования, ограниченийжизнедеятельности и здоровья (далее МКФ). А одной из задач посовершенствованию научно-методического и кадрового обеспечениясистемы комплексной реабилитации в Концепции развития является задачапо широкому внедрению в профессиональном сообществе положений МКФкак единой межведомственной методической основы комплекснойреабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей синвалидностью.

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Автор проекта

Сухарева Марина Борисовна, педагог-психолог

Шатова Ирина Викторовна, учитель-логопед

Шевенина Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог

Название организации, реализующей программу

Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района

Адрес организации, телефон

171253, Тверская область, г. Конаково, ул. Гагарина, д. 14, тел. 8(48242)3-71-23, 8(48242)3-71-24

Полное название программы

Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства»

Специализация программы и ее направление

Социально-педагогическая направленность

Сроки реализации

В течение реабилитационного курса 6 месяцев

Место реализации

Конаковский район Тверской области

Целевая группа

Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители) и близкие родственники детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Используемые технологии

  • Методы М.Монтессори(развитие познавательной и эмоциональной сферы, активизация внутренних ресурсов, коррекция отклонений и нарушений личностного развития);
  • Арт-терапия (развитие познавательной и эмоциональной сферы, активизация внутренних ресурсов, коррекция отклонений и нарушений личностного развития);
  • Сказкотерапия(снятие эмоционального напряжения, развитие мышления и воображения, развитие чувства уверенности в себе, навыков речи и коммуникативного общения);
  • Нейрометоды(развитие  мозговой активности, улучшение умственной и физической деятельности, развитие  памяти и внимания, снятие усталости);
  • Альтернативная коммуникация и технология работы с PECS карточками(формирование базовых функций навыков коммуникации, обучение выражению мыслей и желаний, побуждение к  совершению активной деятельности);
  • Песочная терапия (развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений);
  • Игровая терапия

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Структура рабочей программы включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования воспитанников ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района.

Организационный раздел включает календарно-тематическоепланирование.

2.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1.1. Пояснительная записка

Целью программы является коррекция, направленная на преодолениеи/или ослабление имеющихся у воспитанников нарушений развития.

Для достижения цели, в рамках программы решаются следующие задачи:

1. Организационные:

  • создание междисциплинарной команды специалистов в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района, использующих в реабилитационной деятельностистандартизированный терминологический язык;
  • создание единой методологической структуры, подразумевающейвозможность развития и дополнения программы вне зависимости отспециализаций сотрудников с помощью стандартизированноготерминологического языка;
  • определение границ реабилитационной работы с помощьюобозначения круга тем, с которыми работают специалисты отделения.

2. Реабилитационные:

  • консолидация усилий сотрудников различных специализаций вотношении трудности, испытываемой ребенком, проходящим курсреабилитации (решение одной задачи различными средствами);
  • формирование и развитие знаний, навыков, умений воспитанников,связанных с обозначенными в программе темами.
  • повышение мотивации к реабилитации у воспитанников,
  • оптимизация детско-родительских отношений
  • содействие преодолению поведенческих и эмоциональных нарушений, переживаний собственного дефекта

2.1.2. Планируемые результаты

У детей, зачисленных на реабилитацию в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района,существуют значительные индивидуальные различия, отставания в освоенииили демонстрации знаний, навыков, умений могут проявляться в каждомразделе, они специфичны для возраста, на них оказывают влияниефизические, психологические факторы и факторы окружающей среды.Поэтому предположительным результатом освоения программы будетявляться демонстрация ребенком знаний, навыков, умений, обозначенных вцели реабилитационного случая, которые в свою очередь соответствуюттемам, разделам и домену программы.

2.2. Содержательный раздел

2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий

Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих модулей: индивидуальные логопедические занятия поформированию речевых навыков,индивидуальные занятия по формированию и развитию познавательнойактивности, индивидуальные занятия поформированию и развитию когнитивных навыков.

Концептуально модули опираются на международнуюклассификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности издоровья, ее детализацию функций и структур организма, активности,участия и факторов окружающей среды.

В данной программе мы решили сконцентрироваться на домене«активность и участие», как наиболее близком к специфике работы Центра и наиболее практически ориентированном. Программа состоит изразделов домена «активность и участие», которые в свою очередьраспределены и реализуются специалистами учреждения.

2.2.2. Рабочая программа

Домен «активность и участие» представлен следующими разделами:

Обучение и применение знаний. Раздел посвящен вопросам обучения,применения полученных знаний, решения проблем и принятия решений.

Общие задачи и требования. В разделе описаны общие аспектывыполнения отдельных простых или сложных задач, организации распорядкаработы и способы преодоления стресса. Эти действия могут использоватьсядля выполнения задач при различных обстоятельствах.

Общение. Раздел содержит описание общих и специфическихособенностей общения посредством языка, знаков и символов, включаявосприятие и создание сообщений, поддержание беседы с использованиемсредств связи и методик общения.

Мобильность. Этот раздел описывает акты движения посредствомизменения положения тела или перемещения с одного места на другое;перенос, перемещение или манипулирование объектами; ходьбу, бег,преодоление препятствий и использование различных видов транспорта.

Самообслуживание. В этом разделе описаны различные виды заботы осебе: уход за телом и его частями; одевание, прием пищи и питьё, здоровье.

Бытовая жизнь. Этот раздел содержит описание бытовых иповседневных действий и задач. Области бытовой жизни включаютприобретение пищи, одежды и других необходимых вещей, уборку иремонт домашнего инвентаря, заботу о личных и других предметахдомашнего быта, а также оказание помощи другим.

Межличностные взаимодействия и отношения. Этот раздел содержитописание действий и задач, адекватных для элементарных и сложныхвзаимодействий с людьми (незнакомыми, друзьями, родственниками,членами семьи и любимыми) в соответствии с ситуацией в социальноприемлемой форме.

Главные сферы жизни. Этот раздел описывает задачи и действия,необходимые в процессе получения образования, работы ипрофессиональной занятости, а также в экономических взаимоотношениях.

Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь. Этот разделописывает действия и задачи, необходимые для занятий организованнойобщественной жизнью вне семьи, в различных сообществах.

Используя части разделов с точки зрения актуальности применения ккаждому конкретному случаю реабилитации будет складыватьсяреабилитационная программа. Какие части разделов используются впсихологической работе описано в содержании программы.

2.3. Организационный раздел

Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц.

Продолжительность 1 занятия – 40 минут.

Программа рассчитана на 6месяцев.

Каждый конкретный ребенок будет осваивает программу в

соответствии со своими возможностями, способностями и в своем темпе.

2.3.1. Календарно-тематическое планирование

Тема, вопрос

Реализующий

специалист

Кол-во

часов

Тема 1. Обучение

Целенаправленное использование органов чувств

  •  использование зрения;
  •  использование слуха;
  •  целенаправленное использование других ощущений.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Базисные навыки при обучении

  •  копирование (подражание);
  •  познавание (изучение) через действия с предметами (изучение);
  •  получение информации (получение сведений, спрашивая «почему, что, где и как», спрашивая
  • названия предметов и действий);
  •  овладение языком (обучение единичным словам или значимым символам, умение строить
  • фразы из слов, умение правильно строить отдельные предложения или текст)

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог;

24

Повторение

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Овладение понятиями

  •  овладение основными понятиями (усвоение и использование таких понятий, как размер,форма, количество, длина, тот же самый, противоположный);
  •  овладение сложными понятиями (овладение такими понятиями, как классификация,группирование, обратимость, последовательность).

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Усвоение навыков чтения

  •  усвоение навыков распознавания символов, включая цифры, иллюстрации, условныеобозначения, буквы алфавита и слова;
  •  развитие навыков распознавания символов, условных обозначений, букв и слов;
  •  усвоение навыков озвучивать написанные слова;
  •  развитие навыков озвучивания букв, символов и слов;
  •  усвоение навыков понимания написанных слов и фраз;
  •  развитие навыков, необходимых для понимания значения письменных слов и текстов.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог;

24

Усвоение навыков письма

  •  приобретение навыков написания символов или букв, удерживая карандаш, мел иликисточку, написания знака или символа на листе бумаги, пользуясь дощечкой для азбукиБрайля, клавиатурой или дистанционным устройством (мышью);
  •  приобретение навыков писать символы, условные обозначения и буквы алфавита;
  •  приобретение навыков перевода звука или морфемы в символическое или графическоеобозначение;
  •  приобретение навыков по написанию слов и фраз;
  •  приобретение навыков написания произнесенных слов, фраз или понятий.

учитель-логопед

24

Усвоение навыков счета

  •  приобретение навыков узнавать цифры, арифметические знаки и символы;
  •  приобретение навыков обращения с числами, таких как счет и расположение по порядку;
  • приобретение навыков использования базисных действий.

учитель-

дефектолог

24

Тема 2. Применение знаний

Концентрация внимания

  • концентрация внимания на человеческом прикосновении, лице или голосе;
  • концентрация внимания на изменениях в окружающей обстановке.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог; педагог-психолог

24

Устойчивость внимания

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Мышление

  • фантазирование;
  • абстрактное теоретизирование;
  • построение предположений.

педагог-психолог

24

Чтение

  • использование общих навыков и умений в процессе чтения;
  • понимание письменного языка

учитель-логопед;

24

Письмо

  • использование общих навыков и умений в процессе письма;
  • использование грамматических и синтаксических правил в письменных сочинениях;
  • использование общих навыков и умений для завершения.

учитель-логопед

24

Вычисление

  • использование простых навыков процесса вычисления;
  • использование сложных навыков процесса вычислений.

учитель-

дефектолог

24

Решение проблем

  • решение простых проблем;
  • решение сложных проблем.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Принятие решений

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Тема 3. Общие задачи и требования

Выполнение отдельных задач

  •  постановка простой задачи;
  •  постановка сложной задачи;
  •  выполнение отдельных задач самостоятельно;
  •  выполнение отдельных задач в форме групповой деятельности;
  •  завершение простой задачи;
  •  завершение сложной задачи.

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Выполнение многоплановых задач

  •  выполнение многоплановых задач;
  •  завершение многоплановых задач;
  •  выполнение многоплановых задач самостоятельно;
  •  выполнение многоплановых задач в группе;
  •  завершение многоплановых задач самостоятельно;
  •  завершение многоплановых задач в группе.

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

Выполнение повседневного распорядка

  •  соблюдение установившегося распорядка;
  •  организация повседневного распорядка;
  •  выполнение каждодневного распорядка;
  •  управление уровнем собственной активности;
  •  управление изменениями в повседневном установленном распорядке;
  •  управление собственным временем;
  •  адаптация к требованиям времени.

педагог-психолог

24

Преодоление стресса и других психологических нагрузок

  •  ответственность;
  •  преодоление стресса;
  •  преодоление критических ситуаций.

педагог-психолог

24

Организация собственного поведения

  •  восприятие новшеств;
  •  ответ на требования;
  •  подходы к людям или ситуациям;
  •  предсказуемые действия;
  •  адаптация к уровню активности.

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Тема 4. Передача сообщений, прием сообщений (усвоение)

Восприятие устных сообщений при общении:

  •  реакция на человеческий голос;
  •  понимание простых устных сообщений;
  •  понимание сложных устных сообщений.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Восприятие сообщений при невербальном способе общения:

  •  общение и восприятие посредством жестов и телодвижений;
  •  общение и восприятие посредством общеизвестных знаков и символов;
  •  общение и восприятие посредством рисунков и фотографий;
  •  восприятие сообщений на языке формальных символов при общении;
  •  общение и восприятие посредством письменных сообщений

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Тема 5. Общение - составление и изложение сообщений

Речь

учитель-логопед

24

Предварительное общение

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Составление и изложение сообщений в невербальной форме

  •  воспроизведение языка тела;
  •  воспроизведение знаков и символов;
  •  составление и изложение сообщений средствами рисунков и фотографий.

учитель-логопед;

педагог-психолог

24

Составление и изложение сообщений на языке формальных символов

учитель-логопед

24

Письменные сообщения

учитель-логопед

24

Тема 6. Разговор и общение с использованием средств связи

и техник общения

Разговор

  •  начало разговора;
  •  поддержание разговора;
  •  завершение разговора (диалога);
  •  разговор с одним человеком;
  •  разговор со многимилюдьми.

учитель-логопед;

педагог-психолог

24

Дискуссия

  •  дискуссия с одним человеком;
  •  дискуссия со множеством людей.

учитель-логопед;

педагог-психолог

24

Использование средств связи и техник общения

  • использование устройств телекоммуникаций;
  •  использование пишущих машин;
  •  использование методик общения.

учитель-логопед;

педагог-психолог

24

Тема 7. Перенос, перемещение и манипулирование объектами

Поднятие и перенос объектов

  •  поднятие;
  •  перенос кистями рук;
  •  перенос руками;
  •  опускание объектов.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Использование точных движений кисти

  •  подбирание;
  •  захват и удержание;
  •  манипулирование;
  •  отпускание.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Использование кисти и руки

  •  подтягивание;
  •  отталкивание;
  •  вытягивание;
  •  вращение или сгибание кистями рук или руками;
  •  бросание;
  •  поймать и схватить.

учитель-логопед;

учитель-

дефектолог;

педагог-психолог

24

Тема 8. Межличностные взаимодействия и отношения

Общие межличностные взаимодействия

  •  базисные межличностные взаимодействия;
  •  уважение и теплота в отношениях;
  •  чувство признательности в отношениях;
  •  терпимость в отношениях;
  •  критика в отношениях;
  •  социальные намеки в отношениях;
  •  физический контакт во взаимоотношениях;
  •  различение близких лиц.

педагог-психолог;

24

Сложные межличностные взаимодействия

  •  формирование (выстраивание) взаимоотношений
  •  завершение отношений
  •  контролирование поведения при взаимодействии
  •  взаимодействие в соответствии с социальными правилами
  •  соблюдение дистанции.

педагог-психолог

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.

Адаптационная группаоткрывается  с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Пояснительная записка к программе: "Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации"

В пояснительной записке представлены актуальность программы, цели, задачи, этапы работы с детьми  и предполагаемые результаты (объемные показатели, количественные характеристики работы)...

Образовательная программа психолого-педагогической направленности "Поиграем вместе, познакомимся!"на основе образовательной программы Л.М.Шипицыной "Азбука общения"

Данная программа направлена на развитие навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста (3-7 лет)Девиз программы: "Счастье - это когда тебя понима...