Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства»
рабочая программа по логопедии
Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства» разработана для детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности в возрасте от 3 до 18 лет. Программа концептуально опирается на международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, ее детализацию функций и структур организма, активности, участия и факторов окружающей среды применительно детям раннего, дошкольного и школьного возраста и подросткам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskaya_programma_planeta_detstva.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» КОНАКОВСКОГО РАЙОНА
Адрес местонахождения: 171253, Тверская область, г. Конаково, ул. Гагарина, д. 14
ИНН 6911018638/ КПП 694901001 ОГРН 1026901737730
тел. (48242) 3-71-23, 3-71-24 E-mail: rcdeti_konakovo@mail.ru
ПРИНЯТА на педагогическом консилиуме от 11.11.2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района ____________ Н.В. Колпакова «11» ноября 2022 г. |
Программа
психолого-педагогической реабилитации и абилитации
«Планета детства»
Конаково, 2022
Актуальность проблемы
ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района ежегодно оказывает услуги комплексной реабилитации в полустационарной форме для 170 детей из них 130 детей-инвалидов, 40 детей с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом количество детей, нуждающихся в получении услугикомплексной реабилитации в Конаковском районе Тверской области возрастает.При этом наш Центр не специализируется на реабилитации детей сопределенной нозологией, помощь оказывается всем нуждающимся вреабилитации детям. По опыту работы учреждения мы можемусловно выделить несколько крупных категорий заболеваний, с которымиобращаются в Центр: 48 % - психические расстройства, 37 % - заболеваниянервной системы, 12 % - врожденные аномалии, 4 % - другие заболевания.Эти данные дают нам понять, что актуальность данной программыскладывается с одной стороны высокой потребностью жителей Конаковского района вкомплексе реабилитационных услуг (в том числе психолого-педагогических),с другой стороны разнообразие нозологических групп воспитанников требуетот программы универсального подхода. Таким образом, возникаетпотребность в программе реабилитации, обладающей следующимисвойствами:
- универсальность относительно нозологических и возрастныхгрупп;
- возможность конструирования на краткосрочный реабилитационный период;
- единая терминология и классификация относительно различныхподходов и средств абилитации и реабилитации.
Данная программа обладает данными свойствами и позволяет организационно и методологически повысить эффективность реабилитации.
Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства» разработана для детей-инвалидов и детейс ограничениями жизнедеятельности в возрасте от 3 до 18 лет. Программаконцептуально опирается на международную классификациюфункционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, еедетализацию функций и структур организма, активности, участия и факторовокружающей среды применительно детям раннего, дошкольного и школьного возраста и подросткам. Формально программа опирается на несколько составляющих.
Первой из двух составляющих, определяющих актуальность
программы, является ГОСТ Р 53875-2010 «Документация учрежденийреабилитации инвалидов», в котором обозначено требование, согласнокоторому в учреждении реабилитации инвалидов обязательно должны бытьдокументы, регламентирующие процесс предоставления реабилитационныхуслуг не только с административной точки зрения, но и с точки зренияописания методик, которые содержат описание методов (приемов) оказанияреабилитационных услуг и их контроля.
Второй формальной составляющей программы является проектКонцепции развития в Российской Федерации системы комплекснойреабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей синвалидностью, на период до 2025 года (далее Концепция развития). В проектеКонцепции развития обозначено мнение, что научно-методической основойкомплексной реабилитации должны являться принципы, заложенные вМеждународной классификацией функционирования, ограниченийжизнедеятельности и здоровья (далее МКФ). А одной из задач посовершенствованию научно-методического и кадрового обеспечениясистемы комплексной реабилитации в Концепции развития является задачапо широкому внедрению в профессиональном сообществе положений МКФкак единой межведомственной методической основы комплекснойреабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей синвалидностью.
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Автор проекта | Сухарева Марина Борисовна, педагог-психолог Шатова Ирина Викторовна, учитель-логопед Шевенина Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог |
Название организации, реализующей программу | Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района |
Адрес организации, телефон | 171253, Тверская область, г. Конаково, ул. Гагарина, д. 14, тел. 8(48242)3-71-23, 8(48242)3-71-24 |
Полное название программы | Программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации «Планета детства» |
Специализация программы и ее направление | Социально-педагогическая направленность |
Сроки реализации | В течение реабилитационного курса 6 месяцев |
Место реализации | Конаковский район Тверской области |
Целевая группа | Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители) и близкие родственники детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Используемые технологии |
|
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Структура рабочей программы включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования воспитанников ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района.
Организационный раздел включает календарно-тематическоепланирование.
2.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1.1. Пояснительная записка
Целью программы является коррекция, направленная на преодолениеи/или ослабление имеющихся у воспитанников нарушений развития.
Для достижения цели, в рамках программы решаются следующие задачи:
1. Организационные:
- создание междисциплинарной команды специалистов в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района, использующих в реабилитационной деятельностистандартизированный терминологический язык;
- создание единой методологической структуры, подразумевающейвозможность развития и дополнения программы вне зависимости отспециализаций сотрудников с помощью стандартизированноготерминологического языка;
- определение границ реабилитационной работы с помощьюобозначения круга тем, с которыми работают специалисты отделения.
2. Реабилитационные:
- консолидация усилий сотрудников различных специализаций вотношении трудности, испытываемой ребенком, проходящим курсреабилитации (решение одной задачи различными средствами);
- формирование и развитие знаний, навыков, умений воспитанников,связанных с обозначенными в программе темами.
- повышение мотивации к реабилитации у воспитанников,
- оптимизация детско-родительских отношений
- содействие преодолению поведенческих и эмоциональных нарушений, переживаний собственного дефекта
2.1.2. Планируемые результаты
У детей, зачисленных на реабилитацию в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района,существуют значительные индивидуальные различия, отставания в освоенииили демонстрации знаний, навыков, умений могут проявляться в каждомразделе, они специфичны для возраста, на них оказывают влияниефизические, психологические факторы и факторы окружающей среды.Поэтому предположительным результатом освоения программы будетявляться демонстрация ребенком знаний, навыков, умений, обозначенных вцели реабилитационного случая, которые в свою очередь соответствуюттемам, разделам и домену программы.
2.2. Содержательный раздел
2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий
Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих модулей: индивидуальные логопедические занятия поформированию речевых навыков,индивидуальные занятия по формированию и развитию познавательнойактивности, индивидуальные занятия поформированию и развитию когнитивных навыков.
Концептуально модули опираются на международнуюклассификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности издоровья, ее детализацию функций и структур организма, активности,участия и факторов окружающей среды.
В данной программе мы решили сконцентрироваться на домене«активность и участие», как наиболее близком к специфике работы Центра и наиболее практически ориентированном. Программа состоит изразделов домена «активность и участие», которые в свою очередьраспределены и реализуются специалистами учреждения.
2.2.2. Рабочая программа
Домен «активность и участие» представлен следующими разделами:
Обучение и применение знаний. Раздел посвящен вопросам обучения,применения полученных знаний, решения проблем и принятия решений.
Общие задачи и требования. В разделе описаны общие аспектывыполнения отдельных простых или сложных задач, организации распорядкаработы и способы преодоления стресса. Эти действия могут использоватьсядля выполнения задач при различных обстоятельствах.
Общение. Раздел содержит описание общих и специфическихособенностей общения посредством языка, знаков и символов, включаявосприятие и создание сообщений, поддержание беседы с использованиемсредств связи и методик общения.
Мобильность. Этот раздел описывает акты движения посредствомизменения положения тела или перемещения с одного места на другое;перенос, перемещение или манипулирование объектами; ходьбу, бег,преодоление препятствий и использование различных видов транспорта.
Самообслуживание. В этом разделе описаны различные виды заботы осебе: уход за телом и его частями; одевание, прием пищи и питьё, здоровье.
Бытовая жизнь. Этот раздел содержит описание бытовых иповседневных действий и задач. Области бытовой жизни включаютприобретение пищи, одежды и других необходимых вещей, уборку иремонт домашнего инвентаря, заботу о личных и других предметахдомашнего быта, а также оказание помощи другим.
Межличностные взаимодействия и отношения. Этот раздел содержитописание действий и задач, адекватных для элементарных и сложныхвзаимодействий с людьми (незнакомыми, друзьями, родственниками,членами семьи и любимыми) в соответствии с ситуацией в социальноприемлемой форме.
Главные сферы жизни. Этот раздел описывает задачи и действия,необходимые в процессе получения образования, работы ипрофессиональной занятости, а также в экономических взаимоотношениях.
Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь. Этот разделописывает действия и задачи, необходимые для занятий организованнойобщественной жизнью вне семьи, в различных сообществах.
Используя части разделов с точки зрения актуальности применения ккаждому конкретному случаю реабилитации будет складыватьсяреабилитационная программа. Какие части разделов используются впсихологической работе описано в содержании программы.
2.3. Организационный раздел
Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц.
Продолжительность 1 занятия – 40 минут.
Программа рассчитана на 6месяцев.
Каждый конкретный ребенок будет осваивает программу в
соответствии со своими возможностями, способностями и в своем темпе.
2.3.1. Календарно-тематическое планирование
Тема, вопрос | Реализующий специалист | Кол-во часов | |
Тема 1. Обучение | |||
Целенаправленное использование органов чувств
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Базисные навыки при обучении
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог; | 24 | |
Повторение | учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Овладение понятиями
| учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Усвоение навыков чтения
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог; | 24 | |
Усвоение навыков письма
| учитель-логопед | 24 | |
Усвоение навыков счета
| учитель- дефектолог | 24 | |
Тема 2. Применение знаний | |||
Концентрация внимания
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Устойчивость внимания | учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Мышление
| педагог-психолог | 24 | |
Чтение
| учитель-логопед; | 24 | |
Письмо
| учитель-логопед | 24 | |
Вычисление
| учитель- дефектолог | 24 | |
Решение проблем
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Принятие решений | учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Тема 3. Общие задачи и требования | |||
Выполнение отдельных задач
| учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Выполнение многоплановых задач
| учитель- дефектолог; педагог-психолог | ||
Выполнение повседневного распорядка
| педагог-психолог | 24 | |
Преодоление стресса и других психологических нагрузок
| педагог-психолог | 24 | |
Организация собственного поведения
| учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Тема 4. Передача сообщений, прием сообщений (усвоение) | |||
Восприятие устных сообщений при общении:
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Восприятие сообщений при невербальном способе общения:
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Тема 5. Общение - составление и изложение сообщений | |||
Речь | учитель-логопед | 24 | |
Предварительное общение | учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Составление и изложение сообщений в невербальной форме
| учитель-логопед; педагог-психолог | 24 | |
Составление и изложение сообщений на языке формальных символов | учитель-логопед | 24 | |
Письменные сообщения | учитель-логопед | 24 | |
Тема 6. Разговор и общение с использованием средств связи и техник общения | |||
Разговор
| учитель-логопед; педагог-психолог | 24 | |
Дискуссия
| учитель-логопед; педагог-психолог | 24 | |
Использование средств связи и техник общения
| учитель-логопед; педагог-психолог | 24 | |
Тема 7. Перенос, перемещение и манипулирование объектами | |||
Поднятие и перенос объектов
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Использование точных движений кисти
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Использование кисти и руки
| учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог | 24 | |
Тема 8. Межличностные взаимодействия и отношения | |||
Общие межличностные взаимодействия
| педагог-психолог; | 24 | |
Сложные межличностные взаимодействия
| педагог-психолог | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.
Адаптационная группаоткрывается с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...
Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социа...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Пояснительная записка к программе: "Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации"
В пояснительной записке представлены актуальность программы, цели, задачи, этапы работы с детьми и предполагаемые результаты (объемные показатели, количественные характеристики работы)...
Образовательная программа психолого-педагогической направленности "Поиграем вместе, познакомимся!"на основе образовательной программы Л.М.Шипицыной "Азбука общения"
Данная программа направлена на развитие навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста (3-7 лет)Девиз программы: "Счастье - это когда тебя понима...