Пояснительная записка к программе: "Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации"
рабочая программа по развитию речи
В пояснительной записке представлены актуальность программы, цели, задачи, этапы работы с детьми и предполагаемые результаты (объемные показатели, количественные характеристики работы) в посткохлеарный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kohlearnoy_implantatsii.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации»
Пояснительная записка
По данным Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования (г. Москва), каждый десятый житель России имеет нарушения слуха – от частичной потери до полной глухоты (около 12 миллионов человек с нарушениями слуха). В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию (КИ). Кохлеарная имплантация успешно проводится во всем мире уже около 30 лет. В мире насчитывается более 130 000 человек, пользующихся системами кохлеарной имплантации. В Россию она пришла в 1991 году. С 2003 года программа кохлеарной имплантации нашла поддержку на государственном уровне: в федеральную программу «Дети-инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся детей кохлеарными имплантами. В настоящее время в России операции по имплантации выполняются в нескольких ведущих клиниках страны в рамках различных программ. На данный момент в год осуществляется около 200 имплантаций неслышащим детям и взрослым. 26 февраля 2011г. в Челябинской областной детской клинической больнице впервые прошли две операции по кохлеарной имплантации.
Кохлеарная имплантация представляет собой хирургическую операцию, направленную на восстановление слуха. Сущность метода заключается в размещении в организме пациента устройства, способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона в сигналы, понятные нервной системе. Однако следует понимать, что сразу после имплантации слух не вернется, требуется длительный период реабилитации, в течение которого организм под руководством специалистов адаптируется к импалнтату.
По наблюдениям специалистов СПб НИИ уха, горла, носа и речи важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играет организация этого процесса на местах. Ребенок нуждается в отлаженной системе помощи специалистов по развитию его слухового восприятия и речи; определении четкой стратегии действий при решении вопроса о том, где и как будет проходить его реабилитация после хирургического вмешательства и настройки речевого процессора. Данная проблема активно поднимается среди специалистов Челябинской области, но пока нет однозначно сформулированных подходов к организации и содержанию психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Поэтому научно-исследовательский проект «Психолого-педагогическая реабилитация детей дошкольного возраста в период после кохлеарной имплантации» представляется актуальным.
Цель работы:
1.Определить оптимальные условия развития коммуникативной, произносительной и эмоциональной стороны речи у детей после кохлеарной имплантации.
2.Осуществить на практике мультидисциплинарный подход в оказании реабилитационной помощи детям в период после кохлеарной имплантации.
Задачи:
- Осуществить анализ научной, методической литературы по проблеме речевого развития детей в период после кохлеарной имплантации.
- Разработать систему коррекционно-развивающих занятий по развитию слухового восприятия, речи и познавательных процессов у детей в период после кохлеарной имплантации.
- Разработать систему рекомендаций родителям по развитию слухового восприятия, речи и познавательных процессов у детей в период после кохлеарной имплантации (на основе методики слухоречевого развития слабослышащих детей, применяемой в США, представленной В.Б.Ольшанской).
- Апробировать программу развития слухового восприятия, речи и коммуникативных навыков у детей в период после кохлеарной имплантации, включающую:
- тренинг слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарного импланта;
- комплекс занятий по коррекции нарушений звукопроизношения и голосовых расстройств;
- тренинг формирования коммуникативных навыков.
Этапы работы:
- Анализ научной и методической литературы по проблеме реабилитации в посткохлеарный период.
- Разработка системы рекомендаций родителям. Разработка программы психолого-педагогической реабилитации.
- Апробация программы психолого-педагогической.
- Анализ динамических показателей за период реализации программы.
Предполагаемые результаты (объемные показатели, количественные характеристики работы):
-рекомендации родителям по развитию слухового восприятия, речи, коммуникативных и познавательных навыков у детей в посткохлеарный период.
-программа развития слухового восприятия, речи и коммуникативных навыков у детей в период после кохлеарной имплантации, включающая:
-тренинг слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью
кохлеарного импланта;
- комплекс занятий по коррекции нарушений звукопроизношения и голосовых расстройств;
- тренинг формирования коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации
В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....
Программа психолого-педагогической коррекции развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Представленная здесь программа обеспечивает расширение и активизацию речевого запаса слов, автоматизацию усвоенных навыков в свободной и самостоятельной речи....
Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...
Работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации
В статье раскрыта работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 годак условиям ДОУ» Автор:воспитатель ...
Программа психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Программа создана на осныве методических пособий Л.В.белкинй "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"; Т.Н.Дорониной "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"; ...