Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема "Дифференциация звуков [Р]-[Р']"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Дифференциация звуков на слух и в произнесении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга».

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема «Дифференциация звуков [Р] [Р’]»

Выполнила учитель-логопед

Демченко Н.А.

г. о. Химки

2021 год

Цель занятия: Закрепить произношение звуков [Р], [Р'] в речи детей, учить 

дифференцировать звуки [Р], [Р'] в устной речи и на письме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Р], [Р'];
  • учить давать полные ответы на поставленные вопросы;
  • закреплять навыки звукослогового анализа и синтеза;
  • расширять словарный запас детей

Коррекционно – развивающие:

  • учить дифференцировать звуки [Р], [Р'] в слогах, словах, предложениях;
  • учить координировать речь с движением;
  • развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
  • формировать навык чтения и письма;
  • развивать ВПФ

Коррекционно- воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность и навыки аккуратного выполнения письменного задания;
  • воспитывать усидчивость и умение выслушивать товарища
  • закреплять навыки давать полный ответ

Оборудование: зеркала, звуковички, мяч, предметные картинки (ромашка, роза, гранат, груша, тигр, бобр, репа, редис, тигрёнок, бобрёнок, снегирь, глухарь), картинки со звуками [Р], [Р'] в различных позициях, семафоры, наборы для составления схем, карандаши, карточки с заданиями.

Ход занятия

Организационный момент. (Стоя дети выполняют движения с проговариванием)

Ладошки быстро согреваем

Кладём на стол и остужаем.

Помоем ручки и встряхнём,

Теперь занятие начнём.

-Сядут девочки. Сядут мальчики

Введение в тему. Загадки.

Я привёз в подарок с юга
Лучший сувенир для друга:
Не открытку, не игрушку,
А красивую … (ракушку).

Тихо, между берегами
Широка и глубока,
Наполняясь родниками
Вдаль бежит, течёт...(река) 

Определение первого звука.

Артикуляционная гимнастика.

-Что нужно сделать для того, чтобы правильно произносить звуки [Р] [Р’]

упражнения «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Гриб».

Утрированное произнесение звуков [Р] [Р’] (Девочки-[Р’], мальчики-[Р] и наоборот).

Характеристика звуков, обозначение на доске.

Развитие фонематического слуха. Семафоры.

  • Упражнение «Поймай звук».

Ирис, рот, рейка, жираф, носорог, время, нора, ребус, варенье, рога, роща, маринад.

Закрепление навыков произношения. «Повтори». Дети повторяют по рядам.

Терем, терем, теремок.     (все вместе)

Звери строили домок,       

Ставенки резные,        (девочки)

Двери расписные.

Пришел медведь,     (мальчики)

Принялся реветь:

- В теремок пустите!    (один ребенок)

Двери отворите!

Выходили звери,         (первый ряд)

Отворяли двери.

Смотрят на мишку:      (второй ряд)

- Велик ты слишком!

Теремок сломаешь,         (третий ряд)

Зверей распугаешь!

Уходи, медведь!     (все вместе)

Перестань реветь!

Активизация словарного запаса. Подбор антонимов. С мячом.

-Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.

Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие,

грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость,

вежливость—…грубость, неряшливость —... аккуратность (опрятность).

  • Упражнение «Подари звуку слово». Помещение картинок на доску к схемам «место звука» с комментированием. («В слове жираф звук [Р] находится в середине слова»)
  • Подбор аналогичных картинок (к ромашке-роза, к репе-редис и т.д.)

Развитие грамматического строя речи.

-Подберите слово-описание, не называя картинку.

Физкультминутка с элементами логоритмики.

  • Пальчиковая гимнастика «Шалашик-домик».

Под грибком шалашик-домик,

В нём живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на-нём дубовый стол.

Рядом стул с высокой спинкой,

На столе-тарелка с вилкой.

И блины горой стоят-

Угощенье для ребят.

  • Развитие общей моторики.

Кот Антипка жил у нас.              (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час.   (потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски            (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски.       (наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо)
В пять по коврику катался.      (повороты влево-вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки.    (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки      (хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки.       (приседания)
В девять ел и слушал сказки.        (хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать,             (прыжки на месте)
Потому что в час вставать.          (шагаем на месте) 

Самомассаж.

Катаем карандаш между ладошками.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

Дифференциация звуков [Р] [Р’] на письме. Работа по карточкам. «Обведите синим карандашом слог с твердым звуком, зеленым-слог с мягким звуком».

Звукослоговой анализ. Слово РАКУШКИ. Дети характеризуют:

Первый звук в слове РАДУГА

Второй звук в слове ПАСТА

Третий звук в слове ПЕКАРЬ

Четвертый звук в слове ГОЛУБЬ

Третий звук в слове МЫШКА

Четвертый звук в слове ПОЛКИ

Седьмой звук в слове ИГРУШКИ

Выполнение звукового анализа с одновременным обозначением звука буквой.

Развитие языкового анализа и синтеза. Составление предложения со схематическим изображением.

Слова: РЕКА   БЕРЕГ   РАКУШКИ   НА   РАССЫПАНЫ

Развитие интонационной выразительности. Прочтение предложения с различной интонацией.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»

В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г]  и ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе звук и буква О.

1.   Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2 . Работа по развитию дыхания и голоса, фонематического слуха.3. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте4) Связь...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе звук и буква Е.

. 1. Развитие мимических мышц:  2.  Разитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 3.Работа по развитию дыхания и голоса..4. Упражнение по развитию произношения и обучению грамо...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»

Цель: учить детей дифференцировать в речи звуки [Л] и [Р].Задачи:Коррекционно – образовательные: закреплять понятия «предложение», «начало» и «конец» предложе...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...