Становление фонетико-фонематической стороны речи у детей в ходе нормального речевого развития.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
. Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez_zvukoproizn.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи у детей в ходе нормального речевого развития.
Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов может правильно произносить лишь самые простые и артикулярные звуки. К ним относятся гласные А,О,Э и согласные П,Б,М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикулярно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка Это гласные И,Ы,У и согласные Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки С,З,Ц, Ш,Ж,Ч,Л,Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками.
Время появление звуков в годах
таблица № 1
Время появления звуков (в годах) | 1-2 | 2-3 | 3-5 | 5-6 |
Звуки | АОЭ П Б М | ИЫУ ФВТДП К Г Х Й | С З Ц Ш Ж Ч Щ | Л Р |
Из таблицы №1 видно, что при нормальном ходе развития не позднее к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Р.Е. Левина (1968) отводит большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки (фонемы).
Д.Б. Эльконин (1985) дал определение фонематическому восприятию – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Понятие фонематического восприятия близко по значению к термину фонематического слуха.
Т.В. Волосовец (2002) приводит описание процесса формирования фонематического слуха. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия в норме
(по М.Б.Елисеевой, 2005)
таблица №2
Область языковой компе-тенции | Возраст (годы) | |||||
0-1 | 1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-7 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
фонетика | Восприятие: Возникновение Различных реакций на звуки и речь; -различение интонации; -восприятие основных фонологических противопо- ставлений родного языка. Продуцирование: -крик (новорожденный); -гуление (1-3 мес.); -лепетные слоги (4-6 мес.); -лепетные цепи (6-8 мес.); -лепет с уподобленными слогами (8-12 мес.); имитация некоторых звуков | Восприятие: -становление фонематического слуха. Продуциро- вание: -усвоение системы гласных фонем; -усвоение многих согласных фонем; -лепет с интонацией предложения. Фонемати- ческие ошибки: -слоговая элизия; -пропуск отдельных согласных; -добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу); -ассимиляция в области гласных и согласных; -упрощение стечений согласных; -замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная; -метатезис | Фонетические ошибки: -слоговая элизия только в 4-5-сложных словах, ассимиляции в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6 лет); -упрощение многих стечений согласных (к 3 годам упрощаются только группы из щелевых согласных)-замены согласных, сложных для артикуляции [ц],[ч],[ш], [ж],[щ],[р],[р’],[л],[л’]. К 3 годам-типичные замены; -метатезис | Типичные согласных замены: -замены некоторых согласных, сложных для артикуля- ции [ц],[ч], [ш],[ж], [щ],[р], [р’],[л], [л’]; -метатезис | Типичные согласных замены: -замены отдельных согласных, сложных для артикуляции; -метатезис | Метате зис в речи левору ких детей и амбидекстров |
Усвоение фонемы первоначально идет на полисенсорной основе (различные виды восприятия: кинестетическое, зрительное, слуховое). На поздних этапах речевого онтогенеза ведущими становятся акустические признаки фонем.
Р.Е. Левина (1968) выделяет 6 этапов формирования фонематического восприятия, пять из них формируются самостоятельно, а шестой в условиях специализированного обучения.
1. развитие неречевых звуков;
2. различение звуков голоса;
3. различение слов паронимов;
4. формирование фонематических представлений;
5. Формирование звукового анализа и синтеза;
6. формирование слогового анализа.
Таким образом, если при усвоении фонемы нарушается кинестетическое, зрительное, слуховое восприятия то, приходиться говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией
Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...
Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР
· Вводится понятия звук, гласный звук .· Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...
Формирование фразовой речи у детей с 1 уровнем речевого развития
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. При восприятии обращенной речи,...
Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов реч...
КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .
Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...
Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Перспективный план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН подгрупповых занятий по формирова...
Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР в подготовительной к школе группе
Календарное планирование по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группаТематическое планирование по развитию фонетико - фонематической стороны речи. Подготовительная...