Формирование фразовой речи у детей с 1 уровнем речевого развития
презентация по коррекционной педагогике

Колегова Ольга Николаевна

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. При восприятии обращенной речи, дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого.

Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть. Активно используются паралингвистические средства общения: жесты, мимика, интонация. Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. У Людмилы Николаевны Ефименковой систематизированы приемы по формированию фразовой речи. Коррекционная работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи. Работу начинаю с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени и разных категорий, формируется фраза.

Слова подбираю доступные для произнесения. В ходе общения побуждаю ребёнка отвечать на вопросы.

Например:  «Покажи то, чем ты будешь кушать?», «Что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?»

Когда ребёнок усвоил фразу - включаю ее в диалог. Для этого подбираются игры с речевым сопровождением, даются различные задания, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понял фразу и умеет ли ее использовать, например, при драматизации русских народных сказок.

Первое знакомство лучше провести в игровой комнате,  где в различных игровых ситуациях можно выяснить знает ли ребенок игрушки, в которые играет, умеет ли с ними обращаться, называет ли их.

На дальнейших занятиях  предлагается узнать демонстрируемые игрушки по их описанию.

Выполняя действия с предметами, ребенок оречевляет их. Одновременно с этим  у него вырабатывается умение отвечать на вопросы, задавать их, придумывать предложения.

Если у ребенка не активизировать словарь действий, это отрицательно скажется на развитии его коммуникативных способностей: умение отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы.

В ходе театрализованной деятельности, при знакомстве со сказками можно в занимательной форме расширять словарный запас, работать над фразой.

Список литературы

1.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова М.: Просвещение, 1985.-109с.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ [Основы теории и практики. Система логопедического воздействия): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Эксмо, 2018.-288 с.:ил.

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией [Текст):/ пособие для логопеда Н.И. Кузьмина, В.И.Рождественская. - М. Просвещение, 1977.-125с.

4.Шестернина Н.Л. Тематический словарь в картинках " Азбука действий: кто что делает ?" [Текст): пособие/ Н.Л.Шестернина.- М.: Школьная Книга, 2013.

5.Фадеева, Ю.А.,Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием [Текст):/ Конспекты Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина.- М.: Книголюб, 2006.-143с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация 1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска « Детский сад № 494 комбинированного вида» ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЫ У ДЕТЕЙ С I УРОВНЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Колегова Ольга Николаевна Учитель – логопед МКДОУ д/с № 494

Слайд 2

Характеристика детей c I уровнем речевого развития (по Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной ) отсутствие общеупотребительной речи; полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами общения; общение при помощи лепетных звуков и жестов. активный словарь в зачаточном состоянии. пассивный словарь шире активного способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована.

Слайд 3

Этапы коррекционной работы (по Л.Н. Ефименковой ) Первый этап - формирование пассивного и активного словаря. Второй этап - формирование фразовой речи . Третий этап - формирование связной речи.

Слайд 4

Организация коррекционно – развивающей работы с детьми I уровня речевого развития Логопедические занятия проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной речевой деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе элементарных словообразований; развитие внимания, памяти, мышления детей .

Слайд 5

Какая тебе игрушка нравится? Цель . Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти. Оборудование: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи. Ход игры. Дети стоят вокруг стола . Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась . Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой . Детям разрешается взять игрушку, но при этом им необходимо запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли.

Слайд 6

Картинное лото

Слайд 7

Формирование фразы в театрализованной деятельности - Что посадил дед? (- Репку) - Кто тянул репку с дедом ? -Как звал дед бабку? -Как мяукала кошка? -Как лаяла собака Жучка? - Как пищала мышка ? Ребенку предлагается позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!» -Внучка, иди! -Жучка, иди! -Мурка, иди! Мышка , иди !

Слайд 8

Результаты работы дети умеют понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами : « Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.); называть некоторые части тела ( голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды ( карман, рукав и т. д.); обозначать наиболее распространенные действия ( сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния ( холодно, тепло, больно и т. д.); выражать желания с помощью простых просьб, обращений; отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста.

Слайд 9

Список используемой литературы: 1.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Дети с общим недоразвитием речи): П особие для логопедов / Л.Н. Ефименкова М.: Просвещение, 1981.-112 с., ил. 2 . Жукова Н.С . Мастюкова Е.М . Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ [Основы теории и практики. Система логопедического воздействия): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Эксмо, 2018.-288 с .: ил . 3 . Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией [Текст):/ пособие для логопеда Н.И. Кузьмина, В. И. Рождественская . - М. Просвещение, 1977.-125с . 4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А . С.Миронова , А. В. Лагутина .: Москва «Просвещение» 2008 5 . Шестернина Н.Л. Тематический словарь в картинках " Азбука действий: кто что делает ?" [Текст): пособие/ Н . Л. Шестернина .- М.: Школьная Книга, 2013. 6 . Фадеева , Ю . А. Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием [Текст):/ Конспекты Ю . А. Фадеева , Г . А. Пичугина .- М.: Книголюб, 2006.-143с .

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.

Предлагаю вашему вниманию статью "Формирование фразовой речи у детей раннего возраста".  Она будет интересна педагогам работающими с детьми от 1.5 до 3 лет.    Статья написана из опыта ...

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются аспекты  работы  учителя – логопеда по формированию фразовой речи:  у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая ре...

перспективный план формирования фразовой речи у детей с ОНР

Посчастливилось слушать лекции Л.Н.Ефименковой. На основании ее материалов разработан план формирования фразовой речи у детей с ОНР с примерами....

«Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания"

Дошкольное образовательное учреждение  - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном д...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, С ФОНЕТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И 1-4 УРОВНЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Рабочая Программа разработана с учётом образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы 1579 ДО 3. В программу входят:I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи Программ...